Проанализировав причины и условия ДТП с участием пешеходов, сотрудники ГАИ констатируют, что половина из них происходит по вине самих же пешеходов, чье неосторожное поведение порой не оставляет водителям шанса избежать наезда.
Представьте ситуацию: водитель подъезжает к пешеходному переходу, и, когда до него остается пять метров, на проезжую часть внезапно выходит пешеход. Водитель не успевает затормозить — и сбивает пешехода. Формально в этом ДТП виноват водитель: он должен был предоставить пешеходу за «зебре» преимущество. Но была ли у него возможность избежать этого ДТП? По правилам дорожного движения, приближаясь к пешеходному переходу, водитель обязан снизить скорость вплоть до полной остановки транспортного средства, чтобы иметь возможность пропустить пешеходов. Однако даже если машина двигалась со скоростью 20 км/ч, а пешеход внезапно появился на проезжей части, отреагировать на его появление мгновенно могут далеко не все водители. Да и автомобиль не может остановиться, как вкопанный.
Нередки случаи, когда водитель не замечает пешехода, одетого в темную одежду, из-за недостаточной освещенности, погодных условий или будучи ослепленным фарами встречных автомобилей. Получается, что во многих ситуациях водитель — без вины виноватый. А причина ДТП — неосмотрительное поведение пешеходов.
Вместе с сотрудниками ГАИ мы решили провести профилактический рейд по городу и понаблюдать за действиями пешеходов.
Оглянись, незнакомый прохожий…
Правила обязывают пешеходов, прежде чем ступить на проезжую часть, убедиться в безопасности выхода. Помните, как нас учили в детстве: посмотреть сначала налево, потом направо… На деле же так поступают далеко не все.
Вот молодая девушка, разговаривая по телефону, идет по тротуару. Поравнявшись с переходом, резко поворачивает и, даже не осмотревшись по сторонам, выходит на проезжую часть, продолжая разговор. Похожую картину наблюдаем на другой «зебре». Молодой человек лет 20, в ушах — наушники, в руках — мобильник, не обращая никакого внимания на приближающийся «Фольксваген», резко сворачивает на переход. Автомобиль резко тормозит. Пешеход продолжает путь, все также не отводя глаз от телефона и что-то нажимая на экране. Заметил ли он, что только что создал опасную ситуацию?
Сотрудники ГАИ выходят из машины, чтобы поговорить с пешеходом.
— Просто задумался, — объясняет он свое поведение.
— Конечно, пешеход имеет преимущественное право на пересечение проезжей части дороги по пешеходному переходу, но нельзя забывать и о пункте 17.2 ПДД, в котором сказано, что пересекать проезжую часть дороги нужно, убедившись, что выход на нее безопасен, — комментирует ситуацию старший госавтоинспектор МО ГАИ Волковысского РОВД Елена Коробач. — К тому же, уповая на правила, пешеход должен учитывать и человеческий фактор: вдруг водитель отвлекся? Или не успеет среагировать на появление пешехода? Или автомобиль из-за технической неисправности не остановится?
Отдельно стоит отметить и такой фактор, существенно влияющий на дорожную безопасность, как мобильный телефон. Если еще пару лет назад проблему представляли главным образом разговоры по телефону за рулем, то сейчас все больше опасений внушают мобильники в руках пешеходов. Хотя правилами это и не запрещено, мобильники на улице — настоящее зло.
Еще одно распространенное нарушение — переход проезжей части в неустановленном месте. Многие пешеходы считают излишним пройти пару метров до «зебры», если в поле зрения нет сотрудников ГАИ.
На улице Ленина нам случилось наблюдать такую картину: элегантного вида дама, в сапогах на каблуке и в узкой юбке, идет через сквер по тропинке к тротуару. Видимо, решила сократить путь и пройти по газону. Подходит к ограждению, отделяющему тротуар от проезжей части и… изящно через него перелезает, чтобы перейти дорогу. На другой стороне проезжей части проделывает то же самое. Пешеходный переход находился всего в 30 метрах от места, где она «брала барьеры».
На стоянке на привокзальной площади, где весь день весьма оживленное движение, видим еще двоих нарушителей: мужчина и женщина, выйдя из машины, направляются через проезжую часть в десяти метрах от «зебры». Правда, заметив машину ГАИ, останавливаются, возвращаются на тротуар и идут к переходу.
— Появление пешеходов на дороге вне пешеходного перехода — всегда неожиданность для водителя, — считает Елена Коробач. — А если еще из-за стоящего транспорта, внезапно — шансов, что водитель заметит и быстро отреагирует, совсем немного.
Не нарушение, но неуважение
Порой поведение пешеходов, даже если они не нарушают правила, заставляет недоумевать.
Вот подруги остановились поговорить прямо у края проезжей части. Водитель, подъехав к «зебре», притормозил, решив, что пешеходы собираются перейти дорогу. Женщины — ни с места, продолжают разговор. Автомобилист ждет. Наконец, заметив, что водитель их пропускает, одна из женщин машет ему рукой — проезжай. Водитель трогается с места. Через стекло не слышно слов, но по выражению лица понятно, что ему есть, что сказать пешеходам. Кумушки все также остаются стоять у бордюра, мило беседуя.
Вот идет женщина средних лет. Спешит, практически подбегает к краю проезжей части, чтобы успеть перейти по зебре, пока водители остановились, пропуская другого пешехода. Но вдруг прямо посередине дороги останавливается и начинает рыться в сумке. Движение стоит. Все ждут, пока она найдет в своем бездонном ридикюле телефон и ответит на звонок. Все, она уже никуда не спешит.
Такое поведение не является нарушением правил. Но определенно является неуважительным отношением к другим участникам движения. Это вопрос немного из другой области — моральной. Впрочем, все же не только. При неудачно сложившихся обстоятельствах такое поведение тоже может стать косвенной причиной ДТП. Например, из-за остановившихся для разговора подруг водитель может не заметить на самом деле выходящего из-за их спин пешехода. А замешкавшуюся на переходе женщину может сбить автомобиль, у которого внезапно отказали тормоза.
Многие пешеходы, наоборот, стараются поскорее перейти дорогу, чтобы не задерживать транспорт, и буквально перебегают проезжую часть. Это тоже неправильно.
— Водитель, видя приближающегося к зебре пешехода, в уме просчитывает дорожную ситуацию и предполагает, что успеет проехать. Но пешеход прибавил скорость, выбежал на проезжую часть раньше — и оказался под колесами. — Кроме того, он может нечаянно упасть — и тогда тоже не миновать наезда. Переходить дорогу лучше спокойным шагом, чтобы обеспечить дополнительную возможность для того, чтобы водитель мог вовремя увидеть пешехода и отреагировать на его появление, — объясняет Елена Коробач. — Пользуясь случаем, хотелось бы напомнить всем пешеходам, что на дороге у них, как и у других участников движения, есть определенные обязанности. Одна из них — убедиться в безопасности перехода. Согласно правилам дорожного движения пешеходу запрещается двигаться по краю проезжей части дороги при наличии тротуара, обочины, выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств, из-за стоящего транспорта или иного объекта, ограничивающего обзор дороги. Ну и про такие неписанные правила, как уважение и внимание к другим участникам дорожного движения также не стоит забывать.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.