Кроме вышеупомянутых, к ним относят также самокаты и электросамокаты, унициклы и прочие приспособления для передвижения. В условиях современного города это прекрасная альтернатива привычному транспорту, ведь они позволяют быстро добраться из пункта «А» в пункт «Б», минуя автомобильные пробки. При этом им не требуется места на парковке, а некоторые складные модели можно не только хранить на балконе, но и даже носить с собой. Немаловажным является и тот факт, что для их эксплуатации не нужны ни регистрация в МРЭО, ни водительские права.
Популярность средств индивидуальной мобильности растет с каждым днем. Разработчики придумывают все новые виды невиданной ранее техники. Унициклы, джамперы, ховерборды…Что дальше? Летающие ранцы и флипы? Наверное, через пару лет и такие «гаджеты» уже никого не удивят.
К сожалению, с ростом популярности средств индивидуальной мобильности связан негативный момент — рост происшествий с их участием. Порой люди получают в них серьезные травмы. Не удивительно, ведь многие СИМы даже начального уровня могут развивать скорость до 30 км/ч, а более «продвинутые» — и до 60. Столкновение друг с другом или с пешеходами на такой скорости чревато серьезными последствиями. Например, на прошлой неделе в Минске возле парка Победы на пересечении велосипедной и пешеходной дорожек столкнулись 30-летняя женщина, управлявшая электросамокатом, и 19-летний велосипедист. В результате минчанка не удержалась и упала, получив травмы. По счастью, не опасные для жизни.
Куда более тяжкие последствия могут иметь столкновения обладателей СИМ с автомобилями. В июле в Минске водитель «УАЗ» допустил наезд на девушку на электросамокате, которая, не спешившись, пересекала проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу. В результате она получила множественные и весьма серьезные травмы.
Рост числа таких ДТП обусловлен двумя проблемами: первая — субъективная: многие средства индивидуальной мобильности требуют определенных навыков управления. Даже на электросамокате передвигаться не так просто, как кажется на первый взгляд, что уж говорить про монопод или уницикл. К сожалению, далеко не все пользователи обладают необходимым уровнем навыков управления.
Вторая проблема лежит в юридической плоскости. В действующих Правилах дорожного движения права и обязанности обладателей СИМ не определены. Поэтому сейчас некоторые передвигаются, вообще не руководствуясь никакими правилами. Как разъяснили нам в МО ГАИ Волковысского РОВД, ожидается, что вскоре в закон о дорожном движении будут внесены соответствующие изменения. Пока же участникам дорожного движения на СИМ следует руководствоваться правилами для пешеходов и велосипедистов. Это значит, что они имеют право передвигаться только по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, а также в парках, скверах, дворах и на специально отведенных для катания площадках. При этом они не должны создавать опасность для пешеходов и обязаны соблюдать такой скоростной режим, который позволит своевременно среагировать на изменившуюся обстановку и остановиться.
Выезжать на проезжую часть разрешается только в случае, если тротуар, велосипедная или пешеходная дорожка отсутствуют, но не далее 1 метра от правого края.
При пересечении проезжей части владельцу СИМ следует спешиваться, ведь на скорости ему будет сложно убедиться в безопасности маневра, а водитель может не успеть отреагировать на его появление.
В темное время суток или в условиях недостаточной видимости управляющему СИМ участнику движения следует обозначить себя световозвращающим элементом, а свое средство — фонарями. Если позволяет конструкция, спереди — фонарем белого света, сзади — красного. Или хотя бы просто белым.
Запрещается использовать средство индивидуальной мобильности в нетрезвом состоянии или при плохом самочувствии, а также перевозить пассажиров, если это не предусмотрено его конструкцией.
***
Во многих странах в правила дорожного движения уже внесены изменения, регламентирующие передвижение на средствах индивидуальной мобильности. Например, во Франции запрещено использовать такие средства на тротуаре, кататься можно только по велосипедным дорожкам или автомобильным дорогам, где максимальная разрешенная скорость не превышает 50 км/ч. Двигаться на СИМ разрешается со скоростью не более 25 км/ч. Не разрешается перевозить пассажиров и ездить в наушниках. При выезде на тротуар нарушителю грозит штраф в размере 135 евро, за превышение скорости — 1500 евро.
В Испании пользоваться СИМ можно на велодорожках и улицах, где скорость движения транспорта ограничена 30 км/ч. А в Японии электросамокаты и другие подобные средства передвижения приравнены к мопедам. Чтобы управлять ими, нужны водительские права и регистрация электросамоката как транспортного средства. Он должен быть оснащен поворотниками, стоп-сигналом, зеркалом заднего вида, а катающийся обязан носить шлем и соблюдать правила ПДД. Ездить разрешается только по дорогам общего пользования, а парковаться — в отведенных для этого местах.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.