«Згодна з вынікамі дасьледвання, больш за палову апытаных беларусак, якія апынуліся па-за межамі радзімы пасьля 2020 году, сутыкаліся з харасмэнтам на працы. 56% пры гэтым нікому не казалі, што зь імі адбылося — бо баяліся наступстваў, не лічылі праблему сур’ёзнай, думалі, што гэта ўсё роўна нічога ня зьменіць або проста ня ведалі, з кім падзяліцца…». Такие результаты «дасьледаванняў праваабаронцаў праблемы харасмэнту беларусак за мяжой» обнародовали оппозиционные ресурсы. Итак, многие бедные беглые белоруски в поисках демократической свободы попали в райское рабство. Унижения, угрозы, домогательства, неподобающее отношение отныне стали частью их жизни в эмиграции. За то ли боролись, на что напоролись?..
«Я просто девочка, я ничего не хочу решать!». Не это ли вы, светлоликие свергательницы и бойкие борцунки, писали на своих плакатах в 2020 году? Ну, все. Как просили. Больше вы ничего и нигде не решаете. Ни в Польше, ни в Литве, ни в Украине. Ни за себя, ни за того парня. Потому что все решает именно «тот парень», который снизошел-таки до собеседования с вами и соизволил взять вас на работу, которая, безусловно, «соответствует» вашим образованию, квалификации, знаниям и опыту. Испытывать вас или нет на проф- (и не только) пригодность в лучшем случае только в течение испытательного срока, тоже решает тот, кто музыку заказывает…
Не потому ли одна рок-дива из числа беглых белорусок в Литве поет: «Мне плохо, я не справляюсь, плачу и не сплю», а другая оперная уже из Украины ей подпевает: «Я здесь никто и звать меня никак»? Так то медийные персоны стонут (и стон их песней уж никак не назовешь). А что говорить простым смертным-беглым? Из числа бухгалтеров, например, или преподавателей? Хотя. Если женщина славе певицы, сведению дебита с кредитом или университетским лециям в «диктатуре» предпочитает мытье полов, работу на кассе в «Auchan» или доставку пиццы в «евроэдеме», ей ли, такой отчаявшейся и отчаянной, бояться харассмента? Насколько я понимаю, некоторые поскакухи, что в 2020-м демонстрировали готовность «войти в горящую избу» в Беларуси, оказались не готовы «коня на скаку остановить» в Европе. Увы, в эмиграции чувство уязвимости, незащищенности и тревожности усиливается в разы. Финансовая нестабильность вынуждает искать любой заработок. А страх потерять работу заставляет терпеть, молчать, бездействовать. Потому что как таковой правовой защиты нет. Поэтому розовые мечты о Европе, прекрасные надежды на свободу и непоколебимая вера в демократию вдребезги разбиваются об унизительную реальность.
Я не утверждаю, что в Беларуси харассмента нет. К сожалению, ни одна женщина, ни в одной стране мира не застрахована от домагательств. Но, столкнувшись с такой проблемой, уважающая себя белоруска не станет ее замалчивать из-за несерьезности или страха потерять работу. И поверьте, ей будет кому рассказать (и не только маме или подруге)! И по заслугам «слава и награда» непременно найдут своего «героя». Только женщина решает, кто имеет право к ней прикасаться, а у кого на это табу. И решает она не только это…
В том, что вы, «уважаемые» бывшие соотечественницы, ничего не решаете в европах, виноваты вовсе не «режим» Лукашенко и не «диктатура» в Беларуси, в борьбу с которыми вы были втянуты четыре года назад. Виноваты те самые демсилы, которые в 2020-м сначала звали вас на баррикады, а потом потащили за собой из страны. Пообещав вам рай в гостях у Борреля, выпросив на эти обещания евро, благополучно вас позабыли-позабросили. Скажите, вы правда до сих пор верите в помощь «благотворительных» контор, слово Тихановской или Латушко и аусвайс новой Беларуси? Девочки, настойчиво требовавшие ничего не решать в Беларуси и ставшие жертвами домагательств в Европе, включите уже, наконец, головы, а не те, самые выдающиеся части тела, которыми вы думали и пробивали себе путь к свободе и демократии в 2020-м! Таких ли перемен для себя вы хотели?..
…А у нас в Беларуси, как писал единственной, разлюбезной и незабвенной своей Катерине Матвеевне товарищ Сухов: «Дислокация» протекает гладко, строим жизнь в милой сердцу родной стороне в обстановке братской общности и согласия. Живы, здоровы, чего и вам желаем. Зазря убиваться вам не советуем, напрасное это занятие».
Я в своей стране сама решаю, не только как женщина, кем и с кем быть, но и как гражданка — какой быть моей стране, и как мать — каким быть будущему моих детей.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.