От кирки — к экскаватору
Тридцать пять лет насчитывает история филиала «Карьероуправление», но добыча сырья, что логично, началась одновременно с запуском цементного производства в Красносельском — это было в далеком 1914 году. Все это время, до февраля 1988 года, добычей занимался горный цех завода.
Первые меловой и глиняный карьеры располагались на расстоянии всего километра от завода. Для доставки сырья из карьеров к производственной линии были построены узкоколейная железная дорога и воздушно-канатная дорога для транспортировки вагонеток, протяженность которой составляла 1 200 метров. Откатка вагонеток осуществлялась с помощью конной тяги. Добывали мел и глину в карьере, грузили его в вагонетки рабочие вручную — с помощью кирки, лома и лопаты. Это был тяжелый труд, требующий значительных людских ресурсов, поэтому коллектив горного цеха в первые годы составлял около 40% всего списочного состава завода. В течение четырнадцати лет добыча и погрузка сырья оставалась исключительно физическим ручным трудом, но в 1928 году в меловом карьере уже появился первый паровой экскаватор.
Разразившийся в 1929 году мировой экономический кризис негативно отразился и на работе нашего цементного завода. Спрос на цемент упал, объемы производства были сокращены, и на какое-то время о модернизации и приобретении техники пришлось забыть. Новый этап в жизни предприятия наступил через десять лет, после воссоединения Западной Беларуси с БССР. Уже на 1940 год была поставлена задача выпустить 100 тысяч тонн цемента (в 1914-м начинали с 38 тысяч тонн в год), под эти цели началось строительство новых технологических линий, а завод перешел на круглосуточную работу. Но вскоре планы дальнейшего развития перечеркнула Великая Отечественная война.
Очередной рывок в развитии цементного завода в Красносельском начался после освобождения от немецко-фашистских захватчиков, когда нужно было поднимать из руин разрушенные города и заводы страны. Появлялась новая техника и в горном цеху. Так, в 1947 году в карьере вместо парового экскаватора стали эксплуатировать более производительный электрический, а на транспортировке сырья впервые были задействованы грузовые автомобили. В конце 1950-х была демонтирована воздушно-канатная дорога, а доставка сырья на завод стала производиться исключительно автосамосвалами.
Объем производства продукции постоянно возрастал, и к восьмидесятым годам увеличение добычи сырья диктовало необходимость создания отдельного структурного подразделения, которое отвечало бы за обеспечение сырьем всего производства. Так было решено создать в структуре производственного объединения «Волковыскцементношифер» филиал № 4 «Карьероуправление».
Все начинается с разведки
В настоящее время, рассказывает директор филиала Сергей Дадацкий, добыча сырья ведется в двух месторождениях мела («Колядичи», линзы №№ 8, 9, 10 и «Погораны», линзы №№ 1, 2, 3), одном — глины («Крыница») и одном — песка («Боровое»). Все карьеры находятся в радиусе пятнадцати километров от Красносельского. Работа на перспективу тоже идет: проведена детальная разведка нового мелового месторождения «Колядичи» (участок «Карповцы»), специалисты готовят отчет еще по одному — это меловое месторождение «Колядичи-2» (линза № 7).
Именно с разведки, которой по заказу занимаются специализированные организации, все и начинается. По итогам предварительной разведки определяется эффективность разработки месторождения, и если она подтверждена и дальнейшие работы согласованы с Минприроды, ведется уже детальная разведка. Затем начинается проектирование разработки и согласование изъятия земель будущего месторождения из сельхозоборота или лесного фонда (упущенную выгоду предприятиям сельского и лесного хозяйства «Красносельскстройматериалы» компенсируют). Когда земля под месторождение выделена, начинаются вскрышные работы — сырье залегает в виде линзы, до которой еще нужно добраться. Этим занимается цех вскрыши. Его техника вскрывает верхний почвенно-растительный слой, затем — вскрышную породу, толщина слоя которой варьируется от 1 до 16 метров. И лишь после этого начинается собственно добыча полезных ископаемых.
Многие из нас видели красносельские карьеры — воочию или на фотографии. Но все ли знают их размеры? Вот эксклюзивная информация, которой Сергей Александрович поделился, взяв в качестве примера линзу № 2 мелового месторождения «Погораны». Длина карьера — 2,4 километра, ширина — 250 метров, глубина добычи, согласно проекту, — до 55 метров (не забудьте прибавить к этому толщину слоя вскрышной породы — и представьте, на какой глубине работают люди и техника). Для обеспечения нормальной деятельности из карьера нужно постоянно откачивать воду, поэтому круглосуточно здесь работают насосы. И добыча сырья тоже не прекращается ни на минуту: люди и техника здесь трудятся без выходных, посменно, и смена продолжается 12 часов — как днем, так и ночью.
Профессионалов растят сами
Конечно, условия работы в карьере нелегки, и не каждому по силам к ним привыкнуть. Хотя еще лет двадцать пять назад, по словам Сергея Дадацкого, здесь было намного сложнее. Сейчас и техника поновее, и для работников постарались создать бытовые условия, чтобы прямо в карьере человек мог обогреться, умыться, принять горячую пищу. А самое главное, говорит директор, что коллектив дружный, каждый готов в случае чего прийти на помощь. Работают здесь всего 137 человек, при этом среди них — не только машинисты экскаваторов и бульдозеров, но и инженерно-технические работники, и «полный набор» специалистов ремонтной службы: токари, механики, электрики, слесари и т. д. Сложную технику здесь ремонтируют своими силами.
Сейчас коллектив постепенно обновляется: многие опытные профессионалы, отработавшие по 30—35 и более лет, уходят на заслуженный отдых. Смена приходит, причем в большинстве это работники разных филиалов ОАО «Красносельскстройматериалы», изъявившие желание переквалифицироваться, например, в машинистов экскаватора или бульдозера. «Мы смотрим, у кого подходит пенсионный возраст, спрашиваем, планирует ли человек поработать еще, — многие соглашаются остаться. И при необходимости формируем группы из желающих для переобучения без отрыва от производства, для этого приглашаем преподавателей из специализированных учебных заведений», — рассказывает Сергей Александрович. А если кто-то желает получить еще более высокую квалификацию, поступает в Белорусский национальный технический университет, такие примеры в настоящее время тоже есть: так, без отрыва от производства получает профессию горного инженера работник, который был машинистом экскаватора, а сейчас переведен мастером. Зарплаты в филиале достойные, так что, образно говоря, «карьеру в карьере» сделать, наверное, все-таки можно.
Хотя, например, сам Сергей Дадацкий о карьере и не особо помышлял. С 1995-го он, уроженец Красносельского, работал в карьероуправлении бурильщиком, затем взрывником, мастером, главным инженером, а в 2014 году ему предложили возглавить филиал (за плечами у него уже было обучение в БНТУ), и он решил попробовать — так и сложилось.
Топ-топ, топает «малыш»…
Человека, который впервые увидит вблизи, как работают красносельские карьерные «монстры», однозначно впечатлят их размеры и мощь — в первую очередь, конечно, речь о шагающих экскаваторах. Конструкторы придумали их так, что они действительно «шагают» своими опорными башмаками, перенося вес корпуса, — только ступают ими не попеременно, а одновременно. В карьероуправлении работают еще не самые мощные из существующих таких экскаваторов — и все равно, их характеристики впечатляют.
Парк горнодобывающей техники карьероуправления разнообразен — здесь и четыре шагающих экскаватора, и экскаваторы на гусеничном ходу, как с электроприводом, так и с дизельными двигателями; бульдозеры — как побольше, так и поменьше. Техника российского, украинского, китайского производства выполняет разные функции — осуществляет вскрышу и непосредственно добычу сырья, чистит подъездные пути для другой техники, делает водоотводные каналы. Существующий парк позволяет карьероуправлению бесперебойно обеспечивать сырьем другие филиалы ОАО «Красносельскстройматериалы», а в случае необходимости — и нарастить объемы его добычи и отгрузки.
Иван Бочко — один из группы обучающихся без отрыва от производства на профессию машиниста экскаватора с электроприводом. С работой на разных экскаваторах связана практически вся его профессиональная деятельность — в мелиорации, в коммунальном хозяйстве, в частной фирме. А в ноябре минувшего года Иван Иванович устроился в ОАО «Красносельскстройматериалы», что называется, с прицелом на будущее: сразу пошел на переобучение. Конечно, не все для него здесь ново, но, по его словам, на карьерных экскаваторах придется столкнуться и с повышенной ответственностью, и с более высоким напряжением. Впрочем, еще в молодости он хотел выучиться на электрика, так что знания по электробезопасности здесь пригодятся точно. После месяца теории «ученики» уже стажируются в карьере у опытных машинистов. В начале марта группа сдаст экзамен и по его итогам будет допускаться к самостоятельной работе.
Языком цифр
Около 3 миллионов тонн — нынешний среднегодовой объем добычи сырья филиалом, в том числе, согласно планам на 2023 год: 2 522 тыс. тонн мела, 435 тыс. тонн глины, 110 тыс. тонн песка.
11 куб. м (примерно 22 тонны) — грузоподъемность ковша, 75 метров — вылет стрелы, 843 тонны — масса. Это характеристики самого мощного из работающих в карьероуправлении шагающих экскаваторов ЭШ-11/75.
Фото автора и Татьяны ВАСИЛЕВИЧ
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.