Первое звено в «цементной» цепочке. 35 лет исполняется филиалу № 4 «Карьероуправление» ОАО «Красносельскстройматериалы» - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Среда, 22 Февраля 2023 14:43

Первое звено в «цементной» цепочке. 35 лет исполняется филиалу № 4 «Карьероуправление» ОАО «Красносельскстройматериалы»

Этому коллективу подвластны глубокие меловые карьеры и огромные шагающие экскаваторы. Благодаря его труду на поверхность земли извлекаются миллионы тонн полезных ископаемых, которые затем, пройдя сложную череду превращений, становятся так нужными стране цементом или известью, сухими строительными смесями или газосиликатными блоками. Именно этот коллектив — первое звено в технологической цепочке производства продукции ОАО «Красносельскстройматериалы», отгружающее в другие его филиалы сырье.

От кирки — к экскаватору

Тридцать пять лет насчитывает история филиала «Карьероуправление», но добыча сырья, что логично, началась одновременно с запуском цементного производства в Красносельском — это было в далеком 1914 году. Все это время, до февраля 1988 года, добычей занимался горный цех завода.

Первые меловой и глиняный карьеры располагались на расстоянии всего километра от завода. Для доставки сырья из карьеров к производственной линии были построены узкоколейная железная дорога и воздушно-канатная дорога для транспортировки вагонеток, протяженность которой составляла 1 200 метров. Откатка вагонеток осуществлялась с помощью конной тяги. Добывали мел и глину в карьере, грузили его в вагонетки рабочие вручную — с помощью кирки, лома и лопаты. Это был тяжелый труд, требующий значительных людских ресурсов, поэтому коллектив горного цеха в первые годы составлял около 40% всего списочного состава завода. В течение четырнадцати лет добыча и погрузка сырья оставалась исключительно физическим ручным трудом, но в 1928 году в меловом карьере уже по­явился первый паровой экскаватор.

karer (2)

Разразившийся в 1929 году мировой экономический кризис негативно отразился и на работе нашего цементного завода. Спрос на цемент упал, объемы производства были сокращены, и на какое-то время о модернизации и приобретении техники пришлось забыть. Новый этап в жизни предприятия наступил через десять лет, после воссоединения Западной Беларуси с БССР. Уже на 1940 год была поставлена задача выпустить 100 тысяч тонн цемента (в 1914-м начинали с 38 тысяч тонн в год), под эти цели началось строительство новых технологических линий, а завод перешел на круглосуточную работу. Но вскоре планы дальнейшего развития перечеркнула Великая Отечественная война.

Очередной рывок в развитии цементного завода в Красносельском начался после освобождения от немецко-фашистских захватчиков, когда нужно было поднимать из руин разрушенные города и заводы страны. Появлялась новая техника и в горном цеху. Так, в 1947 году в карьере вместо парового экскаватора стали эксплуатировать более производительный электрический, а на транспортировке сырья впервые были задействованы грузовые автомобили. В конце 1950-х была демонтирована воздушно-канатная дорога, а доставка сырья на завод стала производиться исключительно автосамосвалами.

karer (4)

Объем производства продукции постоянно возрастал, и к восьмидесятым годам увеличение добычи сырья диктовало необходимость создания отдельного структурного подразделения, которое отвечало бы за обеспечение сырьем всего производства. Так было решено создать в структуре производственного объединения «Волковыск­цементношифер» филиал № 4 «Карьероуправление».

Все начинается с разведки

В настоящее время, рассказывает директор филиала Сергей Дадацкий, добыча сырья ведется в двух месторождениях мела («Колядичи», линзы №№ 8, 9, 10 и «Погораны», линзы №№ 1, 2, 3), одном — глины («Крыница») и одном — песка («Боровое»). Все карьеры находятся в радиусе пятнадцати километров от Красносельского. Работа на перспективу тоже идет: проведена детальная разведка нового мелового месторождения «Колядичи» (участок «Карповцы»), специалисты готовят отчет еще по одному — это меловое месторождение «Колядичи-2» (линза № 7).

karer (5)

Именно с разведки, которой по заказу занимаются специализированные организации, все и начинается. По итогам предварительной разведки определяется эффективность разработки месторождения, и если она подтверждена и дальнейшие работы согласованы с Минприроды, ведется уже детальная разведка. Затем начинается проектирование разработки и согласование изъятия земель будущего месторождения из сельхозоборота или лесного фонда (упущенную выгоду предприятиям сельского и лесного хозяйства «Красносельскстройматериалы» компенсируют). Когда земля под месторождение выделена, начинаются вскрышные работы — сырье залегает в виде линзы, до которой еще нужно добраться. Этим занимается цех вскрыши. Его техника вскрывает верхний почвенно-растительный слой, затем — вскрышную породу, толщина слоя которой варьируется от 1 до 16 метров. И лишь после этого начинается собственно добыча полезных ископаемых.

Многие из нас видели красносельские карьеры — воочию или на фотографии. Но все ли знают их размеры? Вот эксклюзивная информация, которой Сергей Александрович поделился, взяв в качестве примера линзу № 2 мелового месторождения «Погораны». Длина карьера — 2,4 километра, ширина — 250 метров, глубина добычи, согласно проекту, — до 55 метров (не забудьте прибавить к этому толщину слоя вскрышной породы — и представьте, на какой глубине работают люди и техника). Для обеспечения нормальной деятельности из карьера нужно постоянно откачивать воду, поэтому круглосуточно здесь работают насосы. И добыча сырья тоже не прекращается ни на минуту: люди и техника здесь трудятся без выходных, посменно, и смена продолжается 12 часов — как днем, так и ночью.

Профессионалов растят сами

Конечно, условия работы в карьере нелегки, и не каждому по силам к ним привыкнуть. Хотя еще лет двадцать пять назад, по словам Сергея Дадацкого, здесь было намного сложнее. Сейчас и техника поновее, и для работников постарались создать бытовые условия, чтобы прямо в карьере человек мог обогреться, умыться, принять горячую пищу. А самое главное, говорит директор, что коллектив дружный, каждый готов в случае чего прийти на помощь. Работают здесь всего 137 человек, при этом среди них — не только машинисты экскаваторов и бульдозеров, но и инженерно-технические работники, и «полный набор» специалистов ремонтной службы: токари, механики, электрики, слесари и т. д. Сложную технику здесь ремонтируют своими силами.

karer (3)

Сейчас коллектив постепенно обновляется: многие опытные профессионалы, отработавшие по 30—35 и более лет, уходят на заслуженный отдых. Смена приходит, причем в большинстве это работники разных филиалов ОАО «Красносельскстройматериалы», изъявившие желание переквалифицироваться, например, в машинистов экскаватора или бульдозера. «Мы смотрим, у кого подходит пенсионный возраст, спрашиваем, планирует ли человек поработать еще, — многие соглашаются остаться. И при необходимости формируем группы из желающих для переобучения без отрыва от производства, для этого приглашаем преподавателей из специализированных учебных заведений», — рассказывает Сергей Александрович. А если кто-то желает получить еще более высокую квалификацию, поступает в Белорусский национальный технический университет, такие примеры в настоящее время тоже есть: так, без отрыва от производства получает профессию горного инженера работник, который был машинистом экскаватора, а сейчас переведен мастером. Зарплаты в филиале достойные, так что, образно говоря, «карьеру в карьере» сделать, наверное, все-таки можно.

Хотя, например, сам Сергей Дадацкий о карьере и не особо помышлял. С 1995-го он, уроженец Красносельского, работал в карьероуправлении бурильщиком, затем взрывником, мастером, главным инженером, а в 2014 году ему предложили возглавить филиал (за плечами у него уже было обучение в БНТУ), и он решил попробовать — так и сложилось.

Топ-топ, топает «малыш»…

Человека, который впервые увидит вблизи, как работают красносельские карьерные «монстры», однозначно впечатлят их размеры и мощь — в первую очередь, конечно, речь о шагающих экскаваторах. Конструкторы придумали их так, что они действительно «шагают» своими опорными башмаками, перенося вес корпуса, — только ступают ими не попеременно, а одновременно. В карьероуправлении работают еще не самые мощные из существующих таких экскаваторов — и все равно, их характеристики впечатляют.

Парк горнодобывающей техники карьероуправления разнообразен — здесь и четыре шагающих экскаватора, и экскаваторы на гусеничном ходу, как с электроприводом, так и с дизельными двигателями; бульдозеры — как побольше, так и поменьше. Техника российского, украинского, китайского производства выполняет разные функции — осуществляет вскрышу и непосредственно добычу сырья, чистит подъездные пути для другой техники, делает водоотводные каналы. Существующий парк позволяет карьероуправлению бесперебойно обеспечивать сырьем другие филиалы ОАО «Красносельскстройматериалы», а в случае необходимости — и нарастить объемы его добычи и отгрузки.

Иван Бочко — один из группы обучающихся без отрыва от производства на профессию машиниста экскаватора с электроприводом. С работой на разных экскаваторах связана практически вся его профессиональная деятельность — в мелиорации, в коммунальном хозяйстве, в частной фирме. А в ноябре минувшего года Иван Иванович устроился в ОАО «Красносельскстройматериалы», что называется, с прицелом на будущее: сразу пошел на переобучение. Конечно, не все для него здесь ново, но, по его словам, на карьерных экскаваторах придется столк­нуться и с повышенной ответственностью, и с более высоким напряжением. Впрочем, еще в молодости он хотел выучиться на электрика, так что знания по электробезопасности здесь пригодятся точно. После месяца теории «ученики» уже стажируются в карьере у опытных машинистов. В начале марта группа сдаст экзамен и по его итогам будет допускаться к самостоятельной работе.

karer (6)

 

Языком цифр

Около 3 миллионов тонн — нынешний среднегодовой объем добычи сырья филиалом, в том числе, согласно планам на 2023 год: 2 522 тыс. тонн мела, 435 тыс. тонн глины, 110 тыс. тонн песка.

11 куб. м (примерно 22 тонны) — грузоподъемность ковша, 75 метров — вылет стрелы, 843 тонны — масса. Это характеристики самого мощного из работающих в карьеро­управлении шагающих экскаваторов ЭШ-11/75.

 

Фото автора и Татьяны ВАСИЛЕВИЧ

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2330 раз Печать