Южные ворота Волковыщины, или Мирная улица с военным названием. История и современность улицы Зенитчиков (+ видео) - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 08 Мая 2021 15:37

Южные ворота Волковыщины, или Мирная улица с военным названием. История и современность улицы Зенитчиков (+ видео)

Улица Зенитчиков первой встречает жителей и гостей нашего города, которые следуют по дороге Р99 с минского, брестского и гродненского направлений. Раньше она называлась Замостянская, а после Великой Отечественной войны получила свое нынешнее наименование в честь 219-го зенитно-артиллерийского дивизиона, солдаты которого в первые дни войны сбили в небе над Волковыщиной более десяти фашистских бомбардировщиков. Улица интересна рядом производственных, промышленных, торговых, социальных объектов, о главных из которых мы расскажем. В преддверии Дня Победы мы прошлись по ней, познакомились с теми, кто там живет и работает, почерпнув много любопытной информации.

История и современность

Известно, что до 1919 года на месте нынешней улицы Зенитчиков был Замостьинский переулок. Постепенно он разрастался, увеличивался, и появилась улица с названием Замостянская. После Великой Отечественной войны ее переименовали, увековечив в истории подвиг воинов 219-го зенитно-артиллерийского дивизиона, которым руководил капитан Леонид Петрович Малыгин. Знавшие его люди утверждали, что это был человек по-партийному принципиальный, добрый и справедливый, заботливый и строгий.

Штаб дивизиона находился в Петрашевцах (это в районе нынешнего «Беллакта»). Размещался в бывшей помещичьей усадьбе. Дивизион прикрывал важное стратегическое направление, охраняя крупный железнодорожный узел. Батареи располагались треугольником. Сохранилось документальное свидетельство майора запаса Ф.К. Королева, который перед войной служил в Белостоке, но по делам службы неоднократно бывал в дивизионе Малыгина. В частности, указывается, что дивизион входил в состав 4-й бригады противовоздушной обороны, состоял из трех батарей, имел на вооружении 76-миллиметровые зенитные пушки образца 1931 года.

Одна из батарей находилась недалеко от деревни Петрашевцы, другая — у Шведской горы, еще одна — у деревни Ольшимово. У зенитчиков были оптические дальномеры-высотомеры, что способствовало повышению точности стрельбы. Умело было выбрано и место для батарей: обеспечивался хороший обзор, вдали от строений, от высокого леса.

Фашистская авиация внезапно напала на наш город. Сержант Тимофей Короедов счетверенной зенитной пулеметной установкой сбил несколько бомбардировщиков. Был ранен, но выжил. Умело сражались и другие зенитчики. Всего было сбито более десяти самолетов противника. Тогда гитлеровцы совершили массированный налет на батарею лейтенанта Семченко, которая дислоцировалась у деревни Ольшимово. Воины боролись до последнего.

Когда возникла угроза окружения, был получен приказ отступать к Слониму и там занять оборону. Оставшиеся зенитки прицепили к автомашинам и отправились в путь. Ехали под непрерывной бомбежкой. Неизвестно, где останавливался дивизион, вернее, его остатки, где принял последний бой. Есть разные версии, как погиб капитан Малыгин: во время очередной бомбардировки либо застрелился, предпочитая смерть плену, когда убедился, что враг все плотнее сжимает кольцо. Как бы там ни было, он оказался настоящим патриотом, остался верен присяге до конца. В память о нем названа одна из улиц Волковыска.

Что касается улицы Зенитчиков, то она является одной из наиболее загруженных автотранспортом в нашем городе, поскольку рядом проходит дорога Р99 Барановичи—Волковыск—Пограничный—Гродно, которая ведет к границе с Польшей. По улице и ежесуточно курсируют большегрузы, большой поток машин движется в один из самых густонаселенных микрорайонов города — Южный. Все, что на улице напоминает о военном прошлом, так это памятник летчикам, которые освобождали Волковыск. Свою экскурсию мы начали с посещения предприятия, вкусная выпечка которого знакома каждому волковычанину.

Хлеб — всему голова

Волковысский хлебозавод был основан 65 лет назад. Сегодня здесь работают порядка 180 человек. Ежедневно выпускается не менее 29 видов различных хлебов, около 20 наименований сдобных булочных изделий, мучные изделия для лечебно-профилактического питания, кукурузные палочки, сухие завтраки, хлебцы, торты, пирожные, бисквиты, рулеты, кексы, печенье, пряники, коврижки… Ассортимент такой, что пальчики оближешь.

Секрет популярности продукции хлебозавода прост. Здесь ее делают с любовью, строго следуя технологиям производства. Контроль качества осуществляет собственная лаборатория. А если хочется свежего и теплого хлеба или батона, то можно заглянуть в фирменный магазин, который находится рядом с проходной хлебозавода. Здесь же можно сделать заказ на изготовление тортов.

По словам главного инженера Анатолия Шпиталева, хлебозавод радует своей продукцией не только жителей Гродненской области, но и активно ведет поставки в столицу и Минскую область. Особым спросом пользуются хлеба «Волковысский» золотистый и пряный, «Наваградзскi», «Жытнi», «Горчичный» новый, «Росский» отрубной, хлебец «Три злака», багет пшеничный, пирог с маковой начинкой, торты «Гражина», «Чебурашка», «Императрица» и другие.

Старания коллектива не раз были отмечены на различных выставках, конкурсах, смотрах качества, где предприятие занимало призовые места. Сотрудники завода побеждали в индивидуальных номинациях. Высокая марка выпускаемой продукции была подтверждена и на конкурсе «Лучшие товары Республики Беларусь».

Кто любит мед, тот в магазин придет

Рядом с проходной хлебозавода разместился магазин, аналогов которому нет в нашем городе. Он единственный, который торгует только медом и медопродуктами. Открыт был почти 10 лет назад по инициативе любителей-пчеловодов, которые объединили усилия и создали сельскохозяйственный пчеловодческий потребительский кооператив под вкусным названием «Наш мед».

Продавец Тамара Васильчук рассказала, что ассортимент сладкого продукта в магазине самый большой в городе.

Родное место

Прогуливаясь по улице, мы встретили ее жителя Ивана Поплавского. Он бывший работник райисполкома, в своем доме, который находится недалеко от хлебозавода, живет уже 34 года:

— Старожилы рассказывали, что в подвале дома раньше был сыроваренный цех. Люди во время войны съехали отсюда. Теперь здесь близкий моему сердцу уголок. Рядом проезжая часть, железная дорога. Шумновато, конечно, но я уже привык, обжился. Здесь родился сын. Есть огород, свои сотки, как говорится. В общем, все у меня хорошо.

Завод с более чем вековой историей

За железнодорожными путями расположился Волковысский машиностроительный завод — одно из старейших предприятий Гродненской области. По привычке его называют «литейным заводом». Здесь трудилось несколько поколений волковычан. Несмотря на то, что юридический адрес предприятия относится к улице Пролетарской, часть строений примыкает к ул. Зенитчиков. После распада Советского Союза завод постепенно стал сокращаться. Сейчас здесь трудится около 130 человек.

Между прочим, у предприятия большая, интересная история. Основано оно было в 1901 году. Представлял собой мастерскую кустарно-ремесленного типа с численностью 13-15 человек. Рабочие трудились в двух отделениях: литейном и мастерской. Производили около 6 тонн литья в месяц. Рабочий день, как правило, продолжался 12-13 часов в сутки, сверхурочные работы зачастую не оплачивались. Заработная плата была крайне низкой — около 50 рублей в год.

Постепенно завод стал работать интенсивнее. Увеличился спрос на колесные втулки для армии, зажиточные крестьяне стали активно приобретать плуги, конные приводы, соломорезки и другой сельскохозяйственный инвентарь. Отдельные заказы были на металлические литые изделия. До сих пор на старых кладбищах по улицам Советской и К. Маркса можно увидеть отлитые на заводе в начале ХХ века памятники.

Потом началась Первая мировая война. На заводе осталось работать 11-12 человек, которые выполняли мелкие заказы на изготовление запчастей для спиртзаводов, к сельскохозяйственным орудиям труда. Работа была временная, часто завод простаивал.

После того, как Западная Белоруссия отошла к Польше, литейно-механический завод продолжил свою работу, но производство было небольшое, только для местных потребителей. А после начала Второй мировой войны он был национализирован и стал называться «Завод сельскохозяйственных машин», входящий в Народный Комиссариат местной промышленности БССР.

В 1941 году Волковыск был захвачен немецко-фашистскими оккупантами. С началом войны завод прекратил работу, но не был разрушен. Позже немцы стали организовывать там производство для ремонта своей техники и выпуска сельскохозяйственных орудий труда. Были и военные заказы. Привлекались к труду военнопленные, оставшиеся в оккупации рабочие под страхом, что если не станут работать на немцев, будут высланы на работы в Германию. К концу войны завод практически не работал. Перед отступлением немцев из Волковыска управляющий разрешил оставшимся на заводе рабочим взять инструмент в качестве оплаты своего труда.

Руками стариков, подростков, женщин после войны завод стал восстанавливаться. Первая продукция — втулки, запчасти к сельхозинвентарю, заказы воинских частей по механической обработке деталей — была выдана в октябре 1944 года. А в марте 1945-го завод заработал в полную силу, появились цеха: литейный, механический, кузнечный, столярный.

Электроэнергию предприятие получало от танкового двигателя, установленного в литейном цеху. Материалами для восстановления производственных зданий служили выбранные из развалин кирпичи, кровельное железо, своими силами заготавливали лес. Рабочие ремонтировали оборудование, добывали сырье и материалы из разбитой военной техники. Трудились напряженно и почти круглосуточно, никто со временем не считался.

Постепенно завод развивался и стал самым большим предприятием города Волковыска. На нем было смонтировано станков в 5 раз больше, чем до войны. Объем же выпускаемой продукции увеличивался в 10 раз. Здесь выпускались запчасти к сельхозмашинам, котлы для животноводческих ферм, конные приводы, спортивный инвентарь — ядра, гантели, чугунное литье, кирпичные ручные прессы, детали и узлы к агрегатам мукомольной промышленности, колесные втулки, изготавливались товары широкого потребления — поддувальные и топочные дверцы для печей, комплекты кухонных плит, алюминиевая посуда и т.д.

В 1962 году предприятие стало называться «Волковысский завод литейного оборудования» и вошло в подчинение Главного управления по производству кузнечнопрессового и литейного оборудования СССР.

Продукция шла на все металлургические заводы СССР, экспортировалась в 25 стран мира, в том числе Индию, Китай, Египет, Кубу, Бразилию, Турцию, Германию, Англию, Францию, Италию и другие. В 90-х годах завод параллельно занялся изготовлением строительной техники и сельскохозяйственного оборудования, крупные партии которого по заказу РАО «Газпром» поставлялись в Россию. На многих огнеупорных предприятиях СНГ в литейных цехах работают смесители литейные, выпускаемые заводом.

В этом году заводу исполнится 120 лет. Он живет и работает, несмотря на все трудности. Будем надеяться, встретит и более знаковые юбилеи.

Доблестным покорителям неба

Памятным объектом на Зенитчиков является установленный на перекрестке с улицей 129-й Орловской дивизии памятник летчикам, которые освобождали Волковыск. В 1989 году на постамент разместили советский реактивный учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ, раз­ра­ботанный в конце 40-х годов прошлого столетия. На боковой стойке постамента доска с надписью «Доблестным летчикам 979-го истребительного авиационного полка, 43-го гвардейского штурмового авиационного полка, 198-го штурмового авиационного полка, принимавшим участие в освобождении г. Волковыска 14 июля 1944 года». Кстати, 979 Краснознаменному истребительному авиационному полку 5 июля 1944 года за отличие в боях за овладение городом Волковыском приказом Верховного Главнокомандования присвоено почетное наименование «Волковысский». Авиаполк просуществовал 47 лет и был расформирован в 1989 году.

Из точки А в точку Б строго по расписанию

История пассажирских перевозок в Волковыске ведет свой отсчет с 1952 года. Тогда по городу курсировали всего два автобуса. В 1978 году началось строительство АП № 4, и через два года он стал украшением южной части города.

— Под нашими окнами ездит вся Европа, — говорит директор филиала «Автобусный парк №4 г. Волковыск» ОАО «Гроднооблавтотранс» Вячеслав Гусак. — Поэтому важно, чтобы административное здание, которое выделяется красным кирпичом, и территория возле него были ухоженными. Березовая роща, фонтан, памятник старому автобусу, который когда-то курсировал по городу, красивые лозунги на фасаде — все это сразу бросается в глаза проезжающим по трассе Р99 людям.

С момента основания коллективом руководили всего два человека. 23 года директором был Иван Бочко, настоящий профессионал своего дела, почетный гражданин Волковысского района. На смену ему пришел я. Коллектив у нас слаженный и дружный. В штате сейчас 272 человека. До недавнего времени было больше, но мы решили постепенно отказаться от кондукторов и перейти на компостерную систему, которая существовала в 90-е годы.

В основном обслуживаем внутригородские и пригородные маршруты, междугородних перевозок осталось мало. В Волковысском филиале (сюда же входят автостанции Свислочь и Мосты) всего работает порядка 80-85 пассажирских автобусов. Надеемся, что нормализуется ситуация с пандемией и активное передвижение населения возрастет.

Изношенность транспорта большая. Обновление, к сожалению, идет медленно. За три года мы получили лишь один автомобиль. Естественно, возрастает нагрузка на ремонтную службу. Но мы продолжаем работать и доставлять пассажиров в нужное им место строго по расписанию.

В автопарке есть большегрузные автомобили — 30-ти тонные «КамАЗы», «МАЗы», а также автомашины с прицепами для работы на сельскохозяйственных предприятиях. Водители у нас грамотные, каждый год мы проводим их обучение по определенной программе.

Активно занимаемся оказанием различных видов услуг. Заключено более 120 договоров с предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями по прохождению медосмотра перед выездом на линию, ежедневного технического осмотра. Функционирует диагностическая станция.

Служба 104

О работе ПУ «Волковыскгаз» нам рассказал его директор Андрей Сплендер:

— Наша организация была образована в 1975 году, свое нынешнее название — Волковысское производственное управление «Волковыскгаз» — получила в 2015 году. Мы обеспечиваем бесперебойную подачу газа потребителям, как промышленным, так и населению, качественную и безаварийную эксплуатацию систем газоснабжения. В нашем подчинении находятся Мостовский, Берестовицкий, Свислочский районы газоснабжения. Численность работающих — 320 человек, из них 160 — в Волковысском управлении. На обслуживании находятся 45 тысяч потребителей природного газа, 16 тысяч — сжиженного газа. Протяженность подземного газопровода составляет 1680 километров.

В организации действует аварийно-диспетчерская служба — подразделение, созданное для локализации инцидентов и аварий, ликвидации их последствий на объектах газораспределительной системы и газопотребления с круглосуточным режимом работы. В нашем распоряжении новый специальный автомобиль для аварийных нужд на базе «Фольксваген Крафтер». Он оснащен всем необходимым оборудованием, инструментами для проведения аварийно-ремонтных работ.

Для душевного спокойствия и благодати

На въезде в микрорайон Южный разместился малый храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы прихода Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла учителей Словенских. В апреле 2012 года было начато строительство церкви, и уже через год, 16 июня, она была освящена.

Настоятель иерей Александр Юзва нам рассказал, чем сейчас живет храм:

— Основной контингент верующих, посещающих храм, — это, конечно же, жители микрорайона Южный и окрестностей, но к нам приезжают также и из других районов города. В храме расположились воскресная школа (до пандемии ее посещали порядка 150 детей, теперь — в 2 раза меньше) и паломнический отдел. Организовано братство в честь Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла учителей Словенских. Основная цель братства — социальное служение, помощь многодетным семьям, а также попечение о детях-инвалидах нашего города.

С 2013 года действует хоровой ансамбль, в котором 10 человек. Это люди не только с музыкальным образованием, но и простые прихожане, которые хотят исполнять церковные песни. Усердная работа регента хора матушки Елены, еженедельные репетиции, совершенствование репертуара привели к тому, что наш хор трижды становился лауреатом фестиваля «Коложский Благовест»: в 2019 году — первое место, в 2017 и 2018 годах — вторые места. А еще хор был вторым на Международном конкурсе в польской Гайновке в 2018 году.

При храме есть просфорня, где выпекают не только богослужебный литургический хлеб, но и сладкую выпечку для церковной школы и многое другое.

Мы рады делиться теплом, добротой с нашими прихожанами. Двери храма открыты для всех. Приходите.

Здесь «живет» электричество

Завершающими объектами на улице Зенитчиков являются служба механизации и транспорта филиала «Волковысские электрические сети» ГРУП «Гродноэнерго» и электрическая подстанция 110/35/10 кВ «Волковыск – Южная». О них нам рассказал директор ВЭС Анатолий Миклашевич:

— База механизации построена в 2007 году, обслуживает 6 районов электрических сетей. Здесь трудятся около 100 человек. На сегодняшний день актуален вопрос реконструкции базы. Разрабатывается проектно-сметная документация. База приобретет новый вид, с современным оборудованием и техникой.

Рядом расположен очень важный объект для всего Волковыска — подстанция, которая снабжает электроэнергией основную часть города. Также она обеспечивает резерв питания наших основных предприятий — «Беллакта» и мясокомбината. В целом, через эту подстанцию можно осуществлять транзит электроэнергии почти к каждому потребителю.

Вадим МАРЧИК

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2591 раз Печать