Осторожно трогаю пожелтевший от времени снимок, внимательно рассматриваю его и замираю от догадки. В молодой женщине в цветастом платье узнаю свою прабабушку Софию Ивановну. Главным символом-талисманом, по которому я смогла распознать ее на черно-белом кадре, стала брошь, с которой прабабушка не расставалась и в старости.
Прабабушка была моим проводником в мир обычаев, традиций белорусского народа XIX–XX веков, собирательницей сказок, историй из своей жизни, да и просто добрейшей души человеком. Я помню, как, будучи ребенком, обожала слушать ее рассказы о нелегкой судьбе, о пережитом в годы войны и после нее. Кроме этого, по словам моей бабушки Наталии Анатольевны, прабабушка из-за войны не смогла окончить школу, зато стала искусной мастерицей и передавала сначала моей бабушке, затем маме и мне все свои умения в готовке, вышивке, вязании.
Перелистываю следующую страницу и с удивлением смотрю на незнакомую женщину, разглядываю ее выразительные глаза и легкую улыбку. Обратившись к бабушке, узнаю: что женщина на фотокарточке — сестра моего прадеда Галина Ильинична. Я знаю о ней не так много: она умерла в 90-х. Но в памяти вдруг всплывают отрывки рассказа мамы о своем детстве. Она со светлой грустью вспоминает о временах, проведенных в родовом гнезде нашей семьи – доме в д.Ферадки. Часто рассказывает она о своих двоюродных бабушках Галине и Лидии. Лидия отличалась строгим характером, хотя при этом могла мастерски играть на баяне, весело отплясывать польку, краковяк или кадриль.
Глядя на снимки, сложенные в отдельный файл, я обрадовалась – наконец появился знакомый человек, про которого я знаю достаточно по частым воспоминаниям своих родных. С одного из снимков на меня смотрел прадед, только совсем юный.
Я горда, что нашу Родину в годы Великой Отечественной войны защищал мой прадедушка – Шундрик Анатолий Ильич. В 16 лет он вступил в партизанский отряд. Вместе с такими же не безразличными к судьбе своей страны людьми он устраивал засады на дорогах, взрывал немецкие поезда. В один из дней немцы обнаружили отряд и открыли огонь. Мой прадед и другие партизаны отступили в глубь леса.
Однажды прадед пришел домой навестить семью. В это время деревню стали окружать фашисты и полицаи. Прадед с другом успели добежать до реки, в воде дышали через соломинку. Так, спасаясь, и просидели в реке до вечера.
Память о смелом предке передается в моей семье из поколения в поколение. С трепетом прикасаясь к хрупкому отпечатку истории, я сожалею, что прадед не дожил до наших дней: он трагически погиб на работе в 40 лет. Его пронзительный взгляд на снимке будто бы безмолвно вопрошает и призывает поговорить.
Наверное, сама судьба велела мне узнать больше о своем роде. Именно в такой знаменательный Год исторической памяти важно подарить свою любовь близким, сделать их и себя счастливее, обратиться в память к ушедшим родным, без которых не было бы и нас.
У каждого рода часто есть реликвии, передающиеся из поколения в поколение. В моей семье это икона Иисуса Христа и «рушник», сотканный моей прапрабабушкой. Хотя эта вещь утратила свое изначальное значение, но она служит символом и оберегом семьи.
Все мы от рождения получили в наследство род. Однако люди в наше время зачастую стремятся разорвать связь с поколениями. Зачем? Гордыня? Нежелание равняться на память об ушедших людях? Неготовность быть ответственным за свою судьбу? Огорчение, если в родословной нет князей или королей? На этот вопрос я так и не смогла найти ответ. Но я верю, что многие хотели бы узнать подробности жизни своих предков, да просто не у кого. Вот именно поэтому я считаю, что память о предках должны хранить не только самые молодые представители рода, листья могущественного древа жизни, но и более взрослые родные – ветви и ствол. Только если старейший человек в роду передаст неоценимый багаж, опыт, а более молодые будут приумножать вклад в историю семьи, то род будет процветать. Каждый такой род составляет нить в общей истории государства, затем и мира в целом.
Хотелось бы подчеркнуть, что всех моих родных объединяет одно: они были сильными духом, смелыми, благородными людьми. Они были детьми своего времени, началом нашей истории. И я не хочу разрывать связь с ними, потому что в этих корнях – настоящее и будущее.
Хотя в конце своего эссе я и вынуждена поставить точку, но на самом деле это лишь отправная точка, обращение к нетленному — памяти о моей семье, моей Родине.
Екатерина Градович, 9 «Е» класс СШ № 7 г. Волковыска
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.