Как строилось минское метро, которое приняло первых пассажиров 37 лет назад - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Среда, 30 Июня 2021 18:04

Как строилось минское метро, которое приняло первых пассажиров 37 лет назад

Дамба на Свислочи, найденные при раскопках боеприпасы и сложный отвод грунтовых вод: как строилось минское метро, которое приняло первых пассажиров 37 лет назад.



«Одним из самых ярких воспоминаний студенческой молодости была моя первая поездка в метро в день его открытия в 1984 году. Нарядные станции, радостные лица пассажиров и ни на что не похожий, витающий в воздухе запах, который мы так и называли — «запах метро». Уже не помню, какой это был день, но точно лето. Хотелось бы почитать на страницах «Р» о том, как возникла идея строительства метро и осуществлялся один из самых масштабных проектов в истории столицы Беларуси», — письмо с такой просьбой пришло недавно в редакцию от жительницы Могилевской области Аллы Савицкой. Корреспондент «Р» побеседовал со строителями первых станций минского метро и из первых уст узнал, как они возводились.

Первая свая

После войны Минск быстро развивался. В 1972 году население города превысило миллион человек. Наземному общественному транспорту стало тяжело обеспечивать перевозку пассажиров. Город нуждался в подземке. И вот 30 июня 1984 года Минский метрополитен принял первых пассажиров. Участок из восьми станций от «Института культуры» до «Московской» строили семь лет.

Отличительной особенностью строительства стала небольшая глубина заложения станций.
 
Постановление ЦК КПБ определило сооружение метро в Минске как важнейшую стройку страны. В Минск приехали специалисты из Ташкента — одно из самых опытных подразделений метростроителей в Советском Союзе, а также проектировщики из Киева.

— Строительство метро лично контролировал первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров, — уточняет Валентина Кубашова, ныне экскурсовод выставочной экспозиции Минского метрополитена, до этого десять лет проработавшая начальником станций «Московская» и «Восток». — 16 июня 1977 года была забита первая свая под котлован будущей станции «Парк Челюскинцев». Освоение стройплощадок шло постепенно. Первыми сооружались «Парк Челюскинцев», «Московская» и «Институт культуры».

Отличительной особенностью строительства Минского метрополитена стала небольшая глубина заложения станций. Из-за высокого уровня подъема грунтовых вод станции пришлось размещать буквально под земной поверхностью, на глубине всего 10—17 метров. Чтобы не повредить архитектурный ансамбль Минска, особенно в исторической части города, прокладку тоннелей и строительство станций вели с высокой степенью надежности и точности. В Минске впервые в практике метростроения нашел широкое применение способ «стена в грунте». Он позволил отказаться от строительства больших котлованов, что было особенно важно в условиях работ в стесненных городских условиях.

— Консоль козлового крана проходила буквально в сантиметрах от балконов жилых домов, — вспоминает мастер открытых горных работ 11-го участка СМУ-2 УП «Минскметрострой» Владимир Кузнецов. Молодым специалистом он строил станцию метро «Площадь Победы».

Строительство каждой станции имело свою специфику.

Трудностям вопреки

В процессе строительства создатели метро столкнулись с трудными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями. Около половины всей трассы приходилось прокладывать с искусственным водопонижением из-за высокого уровня грунтовых вод. На северо-восточном участке строители встретились с иными сложностями. На перегоне «Академия наук» — «Парк Челюскинцев» на пути проходческих щитов обнаружилось огромное количество крупных валунов. А на станции «Институт культуры» некоторые сваи попали в подземную выработку военных лет, где был найден большой склад боеприпасов. Так к строительству минского метро подключились еще и саперы.

 Свислочь была перегорожена земляной дамбой.

— Заморозка грунта под рекой, которая исключила бы риск проникновения воды в забой, оказалась слишком дорогой, — рассказывает Евгений Шалаев (сейчас на пенсии, а в начале 1980-х маркшейдером участка он руководил командой специалистов по проведению пространственно-геометрических измерений). — Наши инженеры нашли относительно простой и дешевый способ: в искусственную плотину шириной 38 метров уложили десять пропускных труб, по которым речная вода и проходила над стройплощадкой. Свислочь была преодолена всего за 12 дней.

Добрый путь

В день торжественного открытия на «Площади Ленина» прошел митинг с участием первых лиц республики, почетных гостей и представителей общественности. Они перерезали ленточку, совершили пробную поездку. На следующий день метро открылось и для первых пассажиров. Проезд в первый день — бесплатный. К слову, жетонов и проездных на метро тогда не было и, чтобы получить пятаки, пассажиры разменивали монеты в специальных автоматах в вестибюлях станций. Старшие кассиры в первые дни работы нового метро только и успевали заправлять эти аппараты пятикопеечными монетами. Пассажиры всех возрастов — рабочие, пенсионеры, студенты и школьники — оставили сотни записей в книге отзывов. В подтверждение слов любви пассажиров к минскому метро говорит цифра: уже за первый год услугами подземки воспользовались более 80 миллионов человек.

sb.by

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1090 раз Печать