Главное — не унывать! - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Вторник, 01 Декабря 2015 00:00

Главное — не унывать!

Елена Веруш

Колясочник Эдгар Скакунов в свои 20 лет — парень вполне самостоятельный. И жених завидный: красивый, умный, работящий. Он очень любит жизнь и благодарен за это бабушке, которая была с ним рядом с самого рождения. Если бы не баба Люся, признается, сегодня, наверное, не было бы и его.

Вообще-то жизнь они любят одинаково сильно. Радуясь каждому дню, ни на кого не держат зла, улыбаясь даже тогда, когда хочется от боли кричать. От боли душевной, уточню. Потому что, по большому счету, Скакуновы считают себя людьми здоровыми. Люция Владиславовна в свои 58 лет, не считая водительской комиссии, в поликлинике ни разу не была. Да и Эдгар к врачам не обращается, таблеток не пьет с самого детства — такой вот крепыш вырос, несмотря на то, что родился семимесячным. По этому поводу тогда никто не переживал, хоть и говорили им медики, что ребенок слабенький. «Моему отцу, рожденному на месяц раньше срока, 90 уже. Так он войну прошел, сталинские лагеря, семеро детей у них с мамой было», — объясняет Люция свое тогдашнее спокойствие. А в восемь месяцев гродненские врачи сказали маме, что ребенок будет инвалидом, поскольку время уже упущено. Еще через год такое заключение вынесли официально, основной диагноз: ДЦП. Вот тогда-то бабушка и решила посвятить свою жизнь внуку, в 39 лет бросив работу и оформив над ним опекунство.

Вначале она еще уповала на медицину. Но один только раз оставив четырехлетнего Эдгара в больнице в Гродно, поняла для себя главное: чужие дети никому не нужны, инвалиды — тем более. На одну операцию они, впрочем, согласились: хирурги убрали перекос ног, а вместе с ним ушло и косоглазие. Перелопатив килограммы специальной литературы, прослушав целые курсы лекций по данной проблеме, а главное, общаясь с теми, кто тащил по жизни тот же воз, Люся поняла: ни одна операция и никакое лечение не поставят ребенка с церебральным параличом на ноги. Небольшие, заметные только близким, изменения есть, но погоды они все-таки не делают. И ныть себе и Эдгару бабушка запретила — от этого тоже проку мало. Никогда не любившая сидеть на месте и справедливо считающая, что жизнь — в движении, Люция разработала для внука свою программу реабилитации, в которой главное место было отдано тренажерам.

Надо сказать, что Эдгар, если бы мог нормально двигаться, был бы настоящим сорвиголовой. Поэтому физическим упражнениям он был даже рад, пока окончательно не понял, какая это мука и какой титанический труд. Ноги приходилось привязывать, крутить педали или бежать по велодорожке надо было часами — иначе занятия превращались в баловство. Какие нужны упражнения, для какой группы мышц, Люся чувствовала, что называется, нутром. «Просто поддерживаю его и понимаю: повисеть обязательно надо и «побегать» не помешает», — вспоминает она то напряженное время. Зато и результаты поражали: мальчик научился, с бабушкиной поддержкой, конечно, преодолевать небольшие расстояния и даже подниматься и спускаться по лестнице. Кстати, свои тренажеры Скакуновы подарили школе.

Отвоевала Люся внука и у диагноза «ЗПР», который ставил непреодолимые преграды перед возможной учебой. Видела она, что его медлительность ничего общего с задержкой психического развития не имеет. Дома мальчишку вообще называли ходячим телефонным справочником — он помнил абсолютно все номера телефонов родственников, знакомых, друзей, играл в развивающие компьютерные игры, давая фору всем, кто пробовал играть с ним вместе, и к школе Эдгар знал и умел многое из того, чему там должны были научить. Люция Владиславовна справедливо требовала у чиновников разрешения заниматься в обычном классе вместе с обычными детьми, доказывая: инвалиды — такие же люди, как и все мы. Ребенку же надо за кем-то тянуться и кого-то догонять — дух соперничества, по ее мнению, обязан принести успех и в учебе. Понимая, что в городе осуществить эту идею сложнее, Скакуновы переехали в деревню Островчицы. Со второй попытки Эдгар стал полноправным учеником Субочской средней школы. Отличником не был, но девять базовых классов закончил вполне успешно. Учиться дальше, не видя перспектив, не захотел. Все, что он сегодня умеет, — заслуга его собственная, плод его трудолюбия и упорства. Компьютерным асом, безусловно, парень себя не считает, но уверен, что это как раз то занятие, что могло бы его прокормить. Заведующая отделением дневного пребывания для инвалидов Елена Дубровка без тени сомнения признается, что без помощи Эдгара им в работе пришлось бы туго. А он и отремонтировать компьютер может, и открытку поздравительную сделать, и музыкальное сопровождение любого мероприятия организовать. Бесспорно, хотелось бы найти оплачиваемую работу, но пока это только мечты.

В этом году Эдгар получил социальное жилье в новом доме, так что он теперь хозяйничает вообще самостоятельно. Люся не скрывает, что поначалу было страшно оставлять внука одного. Но домашние твердо решили опеку понемногу уменьшать. «Я не вечная, — сказала ему бабушка. — Рано или поздно, но случится так, что ты останешься один. К этому моменту ты должен уметь все».

Сейчас Люция в городе бывает наездами, в основном раз в два дня. В квартире у внука всегда порядок, вымыта посуда, замочено для стирки белье. И сам он не голоден: если есть что-то готовое, разогреет в микроволновке, нет — и сам приготовит (в кухне все приспособлено под колясочника). Даже гостей встретить сумеет, меню, правда, не как в ресторане, но яичница на сале, жареные пельмени или отварной картофель там всегда есть. А когда у них в Островчицах проходят мероприятия для всего отделения, Эдгар работает «на мангале». Отдыхать в деревне все просто обожают, к сожалению, автобус дают не часто. «Были бы деньги, купила бы свой», — мечтает Люция Владиславовна. Ей и самой подчас удивительно, что она, не получив в жизни никакой конкретной специальности, сумела стать и воспитателем, и психологом, и тренером — да каких только профессий ни приходилось ей осваивать за этих два десятка лет! Сейчас вот еще и дизайнером, и художником стала: свою деревенскую усадьбу решила превратить в настоящую сказку, чтобы внуку и его друзьям у нее было радостно и интересно. Клубничная «плантация» в огороде тоже для этого.

Трудностей в жизни у Скакуновых предостаточно. На две маленькие пенсии (коммунальные платежи с интернетом и электроэнергией «тянут» на половину одной) прожить, конечно, трудно, но они привыкли к такого рода лишениям. И квартиру обставить сумели. За диван с телевизором деньги еще не выплачены, но это уже не в счет. Сейчас на повестке дня — электроколяска. Удовольствие передвигаться без труда стоит огромных денег, но Эдгар верит, что ему удастся устроиться на работу, и тогда он все сможет. Главное — не унывать! А это совсем легко.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 3019 раз Печать