И тем не менее, сейчас, по прошествии лет, Александр Чеславович не очень любит вспоминать проведенные «за речкой» месяцы — как и многие ветераны реальных боевых действий; поэтому при личной встрече о его афганской «командировке» мы говорим только вскользь, а подробности тех дней я беру из большой книги воспоминаний волковысских воинов-интернационалистов, подготовленной Леонидом Прудниковым. Нашу встречу Александр Копач завершит пожеланием мира всем народам Земли. И от человека, который не понаслышке узнал, что такое война, видел смерть и слышал свист пуль совсем рядом, это пожелание — особенно весомо и ценно.
Александр появился на свет в обычной рабочей семье в Красносельском. Успешно, лишь с несколькими четверками, окончил местную среднюю школу, и, казалось бы, перед парнем было открыто много профессиональных дорог в «гражданской» жизни. Но вместе с друзьями он решил ступить на военную стезю, и компания прибыла в районный военкомат, который тогда размещался еще на Брестской улице. Поначалу Саша планировал подать документы в Минское зенитно-ракетное училище, но туда очень хотел его приятель, а поскольку на поступление от военкомата действовала разнарядка (и в ней не так уж и много было мест), Копачу нужно было выбрать другое учебное заведение. Парень подумал: 80-й год, страна в предвкушении Олимпиады, а посмотреть на соревнования ведь охота — и поехал в Ленинград, став вскоре курсантом высшего военно-политического училища ПВО. После его окончания, в 1984-м, лейтенант Копач был распределен в Термез, где его назначили заместителем командира зенитно-ракетной батареи. Гвардейский мотострелковый полк, в состав которого входила батарея, занимался подготовкой военнослужащих к службе на территории Афганистана, и здесь, у самой границы с кипящей страной, Александр провел два года.
Поэтому, когда в начале сентября 1986-го Александру Копачу пришлось пересечь границу, он уже примерно знал, что его ждет. Не потребовалась и акклиматизация, разве что в Джелалабаде, где он оказался, было еще немного жарче, и лимоны с апельсинами просто росли на деревьях. Реальность не стала страшнее ожиданий; единственное, подчеркивает Александр Чеславович, — на войне все характеры людские сразу раскрывались. Но в подразделении, где воевал он, отношения между сослуживцами были великолепные, благодаря чему служба проходила относительно легко — если, конечно, такое слово применимо к этой ситуации…
В Афганистане Александр служил заместителем командира горно-высотной стрелковой роты (позже она называлась горно-штурмовой). Задачами батальона, в состав которого входила рота, были борьба с наркотрафиком, контрабандой оружия, проникновением банд с территории сопредельных стран, а также сопровождение колонн советских войск. Почти за два года, которые Копачу пришлось провести в горячей точке, он принял участие в нескольких важных операциях советского командования — операции «Магистраль» по разблокированию важной трассы у границы с Пакистаном, взятии города Хост. Запомнился нашему земляку 14-часовой бой с диверсионным отрядом моджахедов «Черный аист» в конце мая 1987 года (именно этот отряд несколькими месяцами ранее противостоял советским десантникам в бою на высоте 3234, на этих событиях основан сюжет известного фильма «Девятая рота»). Советские военнослужащие, в числе которых был и Александр Копач, взяли огонь на себя и выстояли, обеспечив отход от места боя группы с ранеными товарищами. За проявленный героизм позже они были награждены, Александр Чеславович в ноябре того же года был удостоен ордена Красной Звезды. А вскоре после того памятного боя подразделение, в котором служил наш земляк, было передислоцировано обратно на советскую территорию, в Термез, откуда Копача распределили в бригаду связи в Самарканд.
Когда распался Советский Союз, Александр Чеславович решил вернуться в родную Беларусь. С 1992 по 2007 годы он служил в Новогрудке, Орше, Гродно, Росси, Барановичах, на пенсию вышел в звании гвардии майора с должности старшего офицера службы ракетно-артиллерийского вооружения Западного оперативно-тактического командования, после чего еще девять лет отработал конвейерщиком в ОАО «Красносельск-
стройматериалы». Теперь он — на заслуженном отдыхе, и пусть ритм жизни уже не тот, что в годы службы и работы, тем не менее, без дела Александр Чеславович не сидит: вместе с супругой трудится на даче, где кроме традиционных грядок, водятся еще куры, утки и даже перепелки; общается с сыновьями, которые приезжают в гости — из Лиды и Санкт-Петербурга. Участвует в жизни районной организации Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане, вместе с остальными ее представителями бывает в школах, где рассказывает ученикам о той войне.
И конечно, воин-«афганец» не забывает своих боевых товарищей, по возможности поддерживает с ними связь. Интернациональный долг тридцать с лишним лет назад исполняли представители разных народов СССР: только в роте, где служил Александр Копач, были русские, белорусы, украинцы, азербайджанцы. Десять лет назад, в честь 25-летия своего «личного» вывода из Афганистана, сослуживцы вместе собирались в Киеве, гуляли по городу, вспоминали былое. И наверное, никто из них и представить себе не мог, что война, от которой они ушли на тот момент четверть века назад, уже через десятилетие окажется совсем рядом…
Александр Чеславович признается: война ему никогда не снилась. Наверное, повезло, что нервная система оказалась крепкой и устойчивой. Но понимание того, что война — это горе и смерть, осталось с ним навсегда. Поэтому и звучит в конце нашего разговора самое главное пожелание — мира всем!
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.