Воскресенье, 11 Августа 2019 12:04

Новый закон о дорожном движении: со штрафными баллами, новыми категориями и международными правами

Автор
Законопроект о дорожном движении активно обсуждался общественностью, однако не был принят Палатой представителей на весенней сессии, а вместе с замечаниями депутатов и администрации Президента был направлен на доработку.

Планируется, что он будет принят осенью. Сегодня мы предлагаем вспомнить основные новшества, которые он предусматривал, и обсудить их вместе с заместителем начальника МО ГАИ Волковысского РОВД Евгением Леоновичем.

По 4-бальной-системе

Первое и самое главное — это 15-бальная система штрафных баллов, которые, помимо штрафа, будут начисляться водителям за нарушения. Предполагается, что они будут начисляться за совершение административных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, административный процесс по которым ведут органы внутренних дел, по которым вступили в законную силу постановления о наложении административных взысканий.

Водитель, набравший 15 и более штрафных баллов, будет лишен права управления транспортными средствами сроком на 6 месяцев. Со сведениями о количестве баллов «на своем счету» водитель может ознакомиться посредством приложения, разработанного органами внутренних дел, в сети Интернет.

Как же будут начисляться штрафные баллы, сколько и за что?

Е. Леонович:

- Баллы будут начисляться в соответствии с санкциями, предусмотренными административным кодексом и способом фиксации нарушения.

1 балл — если в санкции статьи в качестве взыскания предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа до трех базовых величин либо административное правонарушение зафиксировано специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.

2 балла — если в санкции статьи предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа до пяти базовых величин.

3 балла — если в санкции предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа до десяти базовых величин.

4 балла — если в санкции статьи предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа свыше десяти базовых величин или лишения права управления транспортными средствами.

Нужно отметить, что во время общественного обсуждения большинство принявших в нем участие поддержали предлагаемую инициативу.

Е. Леонович:

- Есть категория водителей, систематически нарушающих правила дорожного движения. На комиссии в ГАИ мы часто видим одних и тех же нарушителей, которые привлекаются к ответственности за одни и те же нарушения: превышение скорости, не предоставление преимущества пешеходу, парковку в неположенном месте. А ведь любое нарушение, даже на первый взгляд малозначительное, может привести к тяжелым последствиям. Например, припарковался водитель у пешеходного перехода, из-за стоящей машины другой водитель не заметил пешехода, совершил наезд. Я уже не говорю о таком нарушении, как превышение скорости. Превышение на 10 км/ч, которое некоторые водители и превышением не считают, в населенном пункте может стать роковым. А если это нарушение — привычная практика, очень скоро водитель начет превышать и на 15, и на 20 км/ч. Думаю, введение штрафных баллов должно дисциплинировать водителей.

Две новые категории

Законопроектом предлагается ввести две новые категории прав транспортных средств — «H» и «I». К первой отнесены малогабаритные колесные снегоболотоходы (квадроциклы — ATV) типа I категорий G, S и типа II, а также снегоходы. Вторая категория — это мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой. Установлен возраст для получения прав управления транспортными средствами этих категорий — 17 лет. Получить такие права можно будет, сдав квалификационные экзамены без прохождения подготовки. Также право управления мотовездеходами дадут тем, кто уже имеет хотя бы одну водительскую категорию, кроме АМ или A1.

Е. Леонович:

— В последнее время эти транспортные средства завоевали большую популярность у населения. Соответственно, появилась необходимость урегулирования правоотношений, связанных с их использованием. До сих пор не был установлен порядок допуска к управлению такими транспортными средствами. За руль часто садятся люди, не обладающие соответствующими навыками для этого, что, в свою очередь, создает угрозу безопасности дорожного движения.

Международные вводятся, бессрочные отменяются

Добавлен новый вид водительского удостоверения — международное водительское удостоверение. Документ будут выдавать на основании национального водительского удостоверения сроком на три года или до истечения срока действия национальных прав в зависимости от того, какой срок наступит раньше.

Е. Леонович:

— Необходимость выдачи таких удостоверений обусловлена определенными затруднениями, возникающими у граждан Беларуси за границей. Например, в некоторых странах без такого удостоверения не получится взять в аренду автомобиль. Новшество предусмотрено для тех, кто часто выезжает за границу, остальным получать такие права не обязательно.

А вот обладателям «бессрочных» водительских удостоверений, выданных в Республике Беларусь или на территории республик бывшего СССР, на которых не указан срок действия, придется обменять их на новые. Законопроект предлагает установить предельный срок действия таких удостоверений 1 января 2020 года.

Е. Леонович:

— Такие права выдавались до 1995 года в постсоветских странах, в том числе и в Беларуси. Поэтому сведений о тех водителях, которым они выданы, как правило, не содержится в милицейских базах. Что усложняет работу сотрудников ГАИ. Всем уже известно, что сейчас водитель не обязан иметь при себе водительское удостоверение. Его наличие и действительность сотрудник ГАИ проверяет по базе данных. Еще одна причина, по которой возникла необходимость обмена таких прав — их обладатели частенько уклоняются от медицинского переосвидетельствования. Ну и, кроме того, нередко выявляются поддельные «бессрочные» права.

Еще одно новшество касается граждан России: им теперь не нужно будет получать водительское удостоверение Республики Беларусь по истечении 90 дней после получения вида на жительство в Республике Беларусь. Российское национальное водительское удостоверение действует до конца установленного при его получении срока.

На автомате

Курсанты автошкол смогут учиться и сдавать экзамены на автомобилях с автоматической трансмиссией. Однако в таком случае в водительском удостоверении будет проставлена специальная отметка, и водитель сможет управлять только машиной на «автомате». Если водитель, имея в правах специальную отметку, сядет за руль автомобиля с механической трансмиссией, его действия будут расцениваться как управление транспортным средством, не имея права управления. В то же время лица, сдавшие экзамен на автомобиле с механической трансмиссией, смогут управлять транспортными средствами как на «механике», так и на «автомате».

Справкам — электронный учет

Сведения о выдаче водителям медицинских справок, а также о лицах, не допущенных по результатам обязательного медицинского освидетельствования к управлению транспортными средствами, будут заноситься в базу данных, к которой будут иметь доступ сотрудники ГАИ.

Кроме того, установлен порядок досрочного направления водителей на обязательное медицинское переосвидетельствование, определять его будет Министерство здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел, Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

***

Также некоторые изменения внесены в статьи «Управление и регулирование дорожного движения», «Изменение организации дорожного движения», «Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства. Отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку» и другие.

Прочитано 172 раз Печать