Пятница, 08 Ноября 2019 17:59

На границе интересов потребителей и бизнеса. Как в Беларуси решается вопрос с рекламой

Автор
В современном мире реклама достает вас везде: на улице, работе, в магазине, общественном транспорте и даже дома. Ну, и, конечно же, в переносном трансляторе рекламы — смартфоне. От нее не спрятаться, не скрыться. Хочешь не хочешь, прослушаешь рекламу в автобусе или найдешь в почтовом ящике. Вариантов распространения множество. Просто рай для рекламодателей. А вот для тех, на кого она направлена — неизбежность. Они отмахиваются от преследующей рекламы, словно от назойливой мухи. Но, кажется, чаяния раздраженных граждан наконец-то услышали: в первом чтении депутаты приняли поправки в Закон «О рекламе». Что же может измениться на белорусском рекламном рынке?

Всего поправок, инициированных Министерством антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), около тридцати. Но есть среди них и те, которых ждут с особым нетерпением.

Во-первых, если новшества одобрят во втором чтении, жильцы смогут оградить себя от почтовой рекламы. Это, пожалуй, самый наболевший вопрос. Ведь порой в куче листовок, «рекламок» супермаркетов и предложений строительных компаний сложно отыскать то, что действительно должно находиться в почтовом ящике. Полностью такой вид рекламы не запретят, хоть такое предложение и было. Выступили «против» те же жильцы. Их аргумент в пользу рассылки весьма убедительный. Например, «за» пенсионеры, им удобно получать список магазинных предложений прямо на дом. Это экономит их время, деньги и силы. К слову, «за» и сами рекламодатели, ведь почтовая рассылка является одним из наиболее бюджетных способов продвижения продукции. А для малого и среднего бизнеса — просто спасательный круг.

В МАРТе постарались угодить обеим сторонам. Так, предлагают отказаться от рассылки рекламы в свой почтовый ящик. А сделать это можно несколькими простыми способами: позвонить рекламодателю, отправить письмо на почтовый или электронный адрес или воспользоваться третьим, не требующим никаких коммуникаций способом, — разместить на своем почтовом ящике соответствующую наклейку. Если же после обращения ненужные листовки продолжат поступать, рекламодателю выдадут предписание. А за его неисполнение нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. Есть в поправке и исключения. Например, в законопроекте отметили: эта норма не будет распространяться на рекламу, размещенную на жировке и в печатных СМИ.

Следующая поправка в Законе касается рекламы в общественном транспорте. Если раньше, возвращаясь с работы домой в автобусе, можно было услышать только голос водителя, который объявляет названия остановок, то теперь ситуация кардинально поменялась. Общественный транспорт превратился в рекламу на колесах: здесь можно услышать множество объявлений, предложений и других «завлекалок» для потребителей. Но такая реклама скорее отталкивает потенциальных покупателей, чем привлекает. Она повторяется слишком часто, а звучит порой громче, чем объявление остановок. Какой здесь комфорт, если даже в автобусе не можешь отвлечься от информационного шума, который преследуют нас везде?

Полностью рекламу в общественном транспорте вряд ли отменят, на то есть свои причины. Однако обещают, что власти постараются найти компромисс. Например, уменьшат звук такой рекламы.

Еще одно новшество, которое может вступить в силу, касается  конкретизации норм о размещении рекламы на транспортных средствах. Уже давно по городским улицам колесят прицепы с рекламой на тентах. Казалось бы, они никому не мешают. Так и есть, если эти прицепы и правда выполняют только дополнительную функцию у машины и курсируют по дорогам. Другой вопрос, когда такие транспортные средства круглосуточно занимают чье-то парковочное место. Как это бывает? Рекламодатель арендует прицеп, заказывает нужный тент с рекламой, находит выигрышное парковочное место для своего железного «предпринимателя» и вуаля — недорогая реклама начинает на вас работать. Однако такое «парковочное» соседство не нравится многим водителям, ведь порой эти прицепы могут занимать место месяцами. ГАИ здесь не поможет: штрафовать владельцев рекламы на колесах не за что, если они припаркованы правильно. Остается ждать действий от депутатов.

Если поправки в Закон «О рекламе» будут приняты, то использовать транспортные средства или их прицепы исключительно в рекламных целях больше не получится.

Законопроект содержит и ряд других нововведений. Например, было предложено снять запрет на прерывание рекламой детских телепередач. Такие передачи, детские художественные фильмы и образовательные программы разрешат прерывать на рекламу в начале и перед окончанием, если они длятся от 15 до 30 минут. Также уточнили вопрос, касающийся информации о заработной плате в объявлениях о работе или учебе за границей: она должна соответствовать реальному договору. А узнать о скидках на лекарства снова можно будет из рекламных сообщений.

Прочитано 98 раз Печать