Воскресенье, 18 Октября 2020 15:42

А ВАЗ и ныне там. Что делать с брошенными автомобилями?

Генри Форду во сне не приснилось бы, что через сто лет автомобиль будет не предметом роскоши и даже не средством передвижения, а большой проблемой для горожан. Талантливый изобретатель, мечтавший об «автомобиле для всех», и подумать не мог, что не за горами то время, когда общество, стремящееся к автомобилизации, столкнется с проблемой дорожных пробок, отсутствия парковочных мест и утилизации этого самого транспорта, которым промышленник мечтал обеспечить каждого. Что на улицах появятся брошенные, никому не нужные автомобили, а перед их владельцами встанет нешуточный вопрос: что делать?

Брошенные автомобили становятся настоящей проблемой для жителей много­этажной застройки. Они месяцами стоят во дворах, занимая место на парковке, мешая проезду другого транспорта, представляя опасность для детей, которые с присущим им любопытством стремятся узнать, что там внутри. В них нередко находят приют бродячие животные, а зимой стоящая во дворах «недвижимость» мешает работе снегоуборочной техники.

Впервые попытка решить проблему неэксплуатируемого транспорта на государственном уровне была предпринята 10 лет назад. Урегулировать этот вопрос был призван Указ Президента Республики Беларусь № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации», вступивший в силу в августе 2011 года. Документом был разработан алгоритм взаимодействия для компетентных органов и служб. Согласно этому указу местные исполнительные и распорядительные органы вместе с подразделениями Госавтоинспекции должны выявлять неэксплуатируемые транспортные средства и принимать меры по установлению их собственников. При установлении хозяина ему направляется извещение о необходимости переместить свое транспортное средство на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние либо утилизировать. Выполнить все это собственник обязан в течение 30 календарных дней. В противном случае транспортное средство будет принудительно помещено на платную охраняемую стоянку, и тогда владелец сможет забрать его, только оплатив хранение.

Казалось бы, алгоритм прост и понятен. Недавно прокуратура района проверила, как требования этого указа исполняются в нашем районе. И оказалось — механизм «буксует» на всех этапах. Нужно отметить, что в августе прошлого года прокуратура уже проводила подобную проверку и по ее результатам направила в адрес заместителя председателя Волковысского райисполкома представление, в котором была отмечена недостаточно эффективная работа коммунальных служб и ГАИ по выявлению неэксплуатируемых транспортных средств. Нынешняя проверка показала, что действенных мер по изменению сложившейся практики так и не было принято. Обследование жилого сектора в этом году проводилось лишь однажды, в мае, а согласно данным журнала учета неэксплуатируемых транспортных средств, который ведется ВКХ, за 8 месяцев 2020 года в районе выявлено всего 15 таких автомобилей. Вместе с тем, только в ходе рейдовых мероприятий, проведенных прокуратурой в Волковыске с 12 по 17 сентября, было обнаружено еще 9 таких машин, имеющих видимые повреждения, при наличии которых запрещается их участие в дорожном движении и исключается возможность их эксплуатации.

Нужно отметить, что если раньше среди брошенных автомобилей преобладали старые «Жигули» и «Москвичи», то сейчас можно встретить и «Мазды», и «Форды», и «Рено», и самый народный автомобиль — «Фольксваген». Так, во дворе по ул. Боричевского вот уже больше полутора лет стоит «на приколе» «Мазда» со спущенным колесом и следами ржавчины по корпусу. В соседнем дворе в аналогичном состоянии доживает свой век «Форд». Из разговора с соседями было установлено, что он не эксплуатируется уже больше двух лет. На улице Калинина бросается в глаза старый «Форд» со спущенными шинами, он тоже давно стоит без движения: на капоте, в углублении возле лобового стекла, проросла трава. Второй год «прописались» во дворах на улице Боричевского и С. Панковой два «Фольксвагена». Еще в ноябре прошлого года их собственникам были направлены извещения о необходимости привести автомобили в надлежащее состояние, переместить на охраняемую стоянку или утилизировать. Но до сих пор оба «воза» и ныне там.

Эти и другие аналогичные факты говорят об отсутствии надлежащего контроля за фактическим исполнением собственниками неэксплуатируемых транспортных средств требований, содержащихся в направленных в их адрес извещениях. В ряде случаев информация о принятых мерах, отраженная в журнале учета неэксплуатируемых транспортных средств, не соответствовала действительности. Например, в ноябре прошлого года на улице С. Панковой был выявлен неэксплуатируемый «Фольксваген-Пассат». В журнале есть запись о том, что в том же месяце он был убран владельцем, однако во время рейда, проведенного прокуратурой 17 сентября этого года, автомобиль был обнаружен на прежнем месте. В июне извещение было направлено владельцу автомобиля «Рено-Лагуна», и, согласно записи в журнале, в течение двух недель этот автомобиль был убран. Но, выехав на место, работники прокуратуры убедились, что это не так.

По закону, в том случае, если владелец неэксплуатируемого транспортного средства, которое было помещено на платную стоянку, в течение трех месяцев не подаст заявление о его возврате, это означает его отказ от права собственности на автомобиль. После этого местный исполнительный и распорядительный орган подает в суд по месту выявления неэксплуатируемого транспортного средства заявление о признании его бесхозяйным и передаче в собственность соответствующей административно-территориальной единицы. При этом собственник все равно обязан возместить затраты, связанные с принудительным перемещением и хранением этого транспортного средства на платной стоянке, а в случае отказа затраты с него взыскиваются в судебном порядке.

В этом году в связи с непринятием собственниками необходимых мер на платную стоянку перемещено всего 4 неэксплуатируемых транспортных средства, выявленных в нашем районе. В ряде случаев меры по установлению владельцев отдельных транспортных средств, непригодных к эксплуатированию, не принимались или принимались не в полной мере. А в случаях, когда установить владельцев не представлялось возможным, или же они не приняли необходимых мер, автомобили не были помещены на платную стоянку, а так и остались стоять во дворах. Несмотря на то, что уже в августе 2020 года имелись основания для предъявления райисполкомом в суд заявлений о признании трех транспортных средств бесхозяйными и передаче их в собственность соответствующей административно-территориальных единиц, до настоящего времени данные меры не приняты.

Результаты проведенной прокуратурой проверки свидетельствуют об отсутствии принципиального и ответственного подхода к работе в рамках Указа «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации» со стороны ответственных должностных лиц Волковысского райисполкома, КУП «ВКХ», председателей ЖСПК и ЖСК, а также сотрудников Госавтоинспекции. По результатам проверки в адрес председателя Волковысского райисполкома было направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения законодательства, а в дальнейшем взять проблему под постоянный контроль и принимать надлежащие меры по выявлению неэксплуатируемых транспортных средств и установлению их собственников, обеспечить ведение журнала учета неэксплуатируемых транспортных средств в соответствии с действующим законодательством, исключив факты внесения недостоверных сведений, наладить практику предъявления в суд исковых заявлений о признании неэксплуатируемых транспортных средств бесхозяйными и передаче их в собственность соответствующей административно-территориальных единиц. Каждое полугодие проводимая работа будет анализироваться.

Буква закона: В соответствии с п. 2 Указа № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации» под неэксплуатируемым транспортным средством следует понимать транспортное средство, на котором отсутствуют элементы, предусмотренные его конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова), а равно имеется их деформация либо внешне видимые повреждения, при наличии которых запрещается его участие в дорожном движении и (или) исключается возможность его эксплуатации, а также транспортное средство, которое не эксплуатируется более шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и не поддерживается в надлежащем состоянии, допускающем возможность его участия в дорожном движении и эксплуатации.

Павел Силюк, заместитель прокурора Волковысского района; Виктория Лещинская

Прочитано 141 раз Печать