2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. «Мы другие, но не хуже» - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 02 Апреля 2021 09:25

2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. «Мы другие, но не хуже»

 

Актер Стив Саммерc написал пронзительное признание, которое опубликовано на портале Autismum.

«Я аутист, и я устал. Устал от того, что меня отвергают. Устал от того, что меня игнорируют. Устал от того, что меня исключают. Устал от того, что со мной обращаются как с изгоем. Устал от людей, которые не понимают, что такое аутизм. От людей, которые отказываются принимать аутистов такими, какие они есть. Устал от чужих ожиданий, что я постараюсь и буду вести себя «нормально». Я не «нормальный». Я аутист. Хотите нам помочь? Слушайте аутичных людей. Приложите больше усилий, чтобы узнать об аутизме. Примите, что мы другие, но не хуже. Не пытайтесь превратить нас в плохую копию вашей идеи о «норме». Примите, что для нас нормально быть собой. Примите, что мы люди с такими же чувствами, как и все остальные. Пожалуйста, будьте добрыми и поддержите нас. Пожалуйста, проявляйте инициативу в общении с нами. Мы редко можем сделать шаг навстречу после целой жизни отвержения, исключения и травли… Я аутист, и я хочу, чтобы меня ценили и принимали таким, какой я есть».

В солнечный летний день в парке многолюдно. Родители гуляют со своими малышами в песочнице, несколько детишек постарше стоят возле качелей и ждут своей очереди, радостно смеясь. Девочки играют в «дочки-матери», а мальчишки катаются на самокатах наперегонки. Но мое внимание приковывает женщина с девочкой лет десяти, которые стоят возле дерева. Темноволосая девчушка не смотрит ни на маму, ни на детей. Она раскачивается, совершая руками размашистые движения. Мама стоит позади на небольшом расстоянии и что-то говорит, пытаясь привлечь внимание дочери. И вдруг девочка быстрым шагом направляется к лавочке, на которой я сижу. Она подходит ко мне вплотную, но взгляд направлен куда-то мимо меня.

— Простите, это лавочка, на которой Леночка любит сидеть. Только на этой… — Мама девочки неловко пытается улыбнуться.

Я киваю и встаю, девочка тут же садится.

— Моя дочь… Она «особая», — голос вздрагивает на последнем слове.

— Я понимаю.

Ловлю взгляды родителей, гуляющих в стороне со своими детьми. Возможно, кто-то этого не замечает, но, работая в сфере специального образования, я часто подмечаю, что на таких детей, как Леночка, смотрят иначе. Кто-то с сочувствием и жалостью, кто-то с непониманием, а кто-то, встретив на пути такого ребенка, тут же хватает своего и пытается увести его куда-то в сторону. Их принято считать странными. И, возможно, другие дети никогда бы не сочли их такими, но они перенимают реакцию взрослых, а на «особых» она у них тоже особая. Ведь они могут кружиться на одном месте, кричать, бесконечно задавать один и тот же вопрос или произносить какое-то слово.

Аутизм — достаточно известное в наше время расстройство — вот то, чем страдают такие детки. Именно это слово терзает сердца их родителей. И в глазах своей собеседницы, мамы Леночки, я вижу печаль и беспокойство.

Спешу ее успокоить, объяснить, что могу понять, что происходит с ее ребенком.

— Не все понимают, что она видит мир иначе. Иначе воспринимает обычные для нас вещи, такие как шум пылесоса, лай собаки, незнакомые голоса. Хотя Лена любит приходить в парк в это время и сидеть именно на этой лавочке. В такие минуты мне кажется, что ее не смущает суматоха вокруг. По таким вот взглядам, — мать девочки кивает на взрослых недалеко от нас, — я понимаю, что иногда мой ребенок смущает больше тех, кто рядом.

Она долго говорит, описывая свои эмоции и чувства. Видимо, этой женщине просто нужно высказать все, что у нее на душе.

— Знаете, а ведь меня совсем не волнует, почему моя дочь не такая, как другие дети. Мне так больно и обидно порой слышать, что она неполноценная, и ее жизнь ничего не значит. Она ведь обычный ребенок, просто другой. Никто ведь не знает, как она видит мир. Считается, что дети с аутизмом не умеют считывать эмоции, не понимают их. Возможно, видят только рот и глаза, которые говорят им что-то. И все вокруг считают, что нам нужно либо просто смириться и…. — она запинается на секунду, — «оплакивать» каждый день такого ребенка, либо вылечить Леночку, не понимая, что аутизм — не болезнь. Но все, чего хочу я сама — чтобы к ней относились, как к обычному ребенку. Ведь она такая и есть.

Мы долго говорим, и, наконец, речь заходит о том, что порой пугает родителей таких детей, как Леночка, больше всего, — о будущем.

— Часто у меня спрашивают, а как я вижу ее жизнь дальше. Наверное, об этом рано пока говорить. Возможно, мы переедем куда-то в деревню, где соседей не будет раздражать крик моего ребенка, где на нас не будут кидать любопытные взгляды и где будет много деревьев, которые Лена любит. Но когда это произойдет, не знаю. Пока я люблю своего ребенка таким, какой он есть. Здесь и сейчас.

Наталья СУРА, учитель-дефектолог ЦКРОиР

 

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1324 раз Печать