Ролик в TikTok о работе школьной столовой с нескрываемым возмущением на выходных мне показал сын-студент: «Знаешь, мама, уж что-что, а котлеты и салаты в седьмой школе всегда были вкусные. И гарниры достойные, всегда горячие. И компоты сладкие. Не нравится им, видите ли. Пойдут учиться — самим готовить придется. Еще вспоминать будут эти слишком обычные обеды, вовремя поставленные под нос»…
К разговору с воспоминаниями подключилась моя мама: «Мы штодня бралі ў школу кавалачак чорнага хлеба. Гэта толькі на свята, бывала, прыносілі з хаты спечаны мамай пірог. На вялікім перапынку настаўніца прыносіла ў клас чайнік з гарачай гарбатай. Кожнаму налівала ў шклянку. Мы рассцілалі вышытыя сваімі рукамі на ўроках працы сурвэткі і… абедалі. Каб ты, дачушка, ведала, які смачны быў той школьны чай у прыкуску з кавалкам звычайнага чорнага хлеба! Гэта было незвычайна! Да апошняй крошкі хлеба з сурвэткі адпраўлялі ў рот. Не дай Божа змахнуць рукой на падлогу! Сурвэткі складваліся, шклянкі мыліся, чайнік спалоскваўся да наступнага разу. Вось так перакусіш — і за вучобу. Пра іншае і марыць не маглі. Верыш, я да гэтай пары помню пах той гарачай салодкай гарбаты і смак таго чорнага хлеба?»… Чаму ж не веру? Ахвотна веру, мама!.. Нізкі паклон настаўнікам, што клапаціліся за кіпень, разлівалі гарбату і тым самым дарылі дзецям незабыўны момант самага гарачага, салодкага, смачнага школьнага абедзеннага перапынку.
Я, никому не в пример, в детском саду терпеть не могла щи, борщи, рассольники и другие супы. И мамины дома тоже есть не хотела. Это было исключительно мое субъективное отношение к первым блюдам. За что, видно, и расплачиваюсь по сей день нарушениями пищеварения. А вот вторые блюда и салаты шли на «ура», чаи-кисели-какао-компоты — за милую душу. А в школе мне вкусно было абсолютно все и всегда. Видно, учеба, в отличие от игры в детском саду, требовала больше энергии. Ее источники — первые блюда, вторые и компот в столовой — конкурировали только с маминой домашней едой. Баловались мы и пирожками с повидлом, и сочниками, и молочными коржиками, и кольцами с орехом из школьного буфета. Вкуснотища была невероятная!
За всю гастрономическую историю моих школьных лет, пожалуй, только одно блюдо однажды вызвало недоумение. В школьную столовую пришел новый повар, совсем молодой парень. И вот как-то раз в обед на «второе» нам подали манную кашу,… зажаренную мясом с луком и морковью. Для меня, употреблявшую такую кашу исключительно в молочном исполнении с добавлением масла, это было, мягко говоря, необычно. Но оказалось вполне съедобно. Вкус блюда помню и сегодня, но повторить его для своих детей не решаюсь. Спасибо тому молодому повару и всем поварам за мои вкусные детские воспоминания.
У старшего сына в детском саду из нелюбимых блюд был разве что кисель. Дома этому напитку я не уделяла должного внимания. А так ел он даже рыбную котлету и овощи, тушенные в молочном соусе, — весьма непопулярные у детей блюда. А вот мои домашние котлеты никогда не выдерживали конкуренции со школьными. Какой секретный ингредиент добавляют школьные повара, не знаю. Школьными обедами сын был доволен. Поэтому, должно быть, и возмутил его сюжет в соцсети. То, что скоро недовольные школьными обедами старшеклассники будут с ностальгией вспоминать надоевшие каши, котлеты, салаты, он проверил на себе. Будучи студентом, гораздо сложнее находить время, чтобы готовить для себя еду на кухне студенческого общежития или даже разогревать привезенные из дома мамины блюда. Спасибо поварам за то, что моему сыну всегда было вкусно. Но за котлеты вне конкуренции я все равно в обиде.
Сегодня, приводя младшую дочь в детский сад, я непременно заглядываю в меню. Не из праздного любопытства. Ежемесячная сумма за питание немалая. Но, скажу я вам, оно того стоит! Каша молочная, чай с молоком, бутерброд с маслом и сыром на завтрак. Салат «Осенний», суп «Крестьянский», котлета из птицы, каша гречневая, компот из сухофруктов на обед. Картофельная бабка со сметаной, чай, фрукт на полдник. Смею предположить, редкая мама обеспечила бы своего ребенка дома подобным свежим, разнообразным, сбалансированным, трехразовым, горячим питанием. По себе знаю. Если кашу на завтрак я приготовлю с энтузиазмом, осилю сварить суп на обед, возможно, и для приготовления «второго» силы найду, то перед бабкой на ужин спасую однозначно. К слову, приготовленный суп будет разогреваться на обед еще, как минимум, завтра. Если кормить ребенка дома так, как в саду, придется целыми днями стоять у плиты и в детсадовскую месячную сумму за питание можно и не вписаться. Так что, кроме благодарности за то, что моей дочери все три года вкусно и полезно, поварам детского сада мне сказать нечего…
«Я не люблю кашу». Не любишь — не ешь. «Каждый день котлета». Предъяви это детям, у которых нет возможности не то что питаться — учиться в школе. «Хотелось бы побольше чего-то необычного». Дорогие девочки и мальчики, что же такое необычное вы кушаете дома и почему вы решили, что оно должно быть и в школе? Вы же не сидите на уроках в пижаме и домашних тапках, как дома. Вы же не позволяете себе выполнять письменное задание с бутербродом в руке, как дома. В учреждении образования в принципе не может и не должно быть так, как дома.
Уважаемые родители, давайте откровенно. Мы жизнь наших детей стараемся во всем сделать необычной. Необычные игры и игрушки. Необычные поездки и путешествия. Необычные одежда и обувь. Необычные гаджеты. Необычная школьная форма. Необычные уроки. Необычный воспитательный или информационный час. Необычные обеды в школьных столовых. И главное — не как у всех. Зачем? Потому, что у наших детей должно быть лучше, чем у нас в детстве? А не слишком ли мы увлеклись удивлять лучшим и восхищать необычным подрастающее поколение? Не от этого ли наши дети перестали ценить то, что есть? Не нашими ли родительскими стараниями они разучились уважать чужой труд?..
Я ни в коем разе не призываю вернуться во времена школьного детства моей мамы и радоваться обеду, состоящему из кусочка черного хлеба и стакана сладкого чая. Да, возможно, я и мои дети неприхотливы в еде, потому и мне, и им в детском саду и школе было вкусно все. Не было в школьных буфетах моего детства с десяток блюд собственного приготовления. А будь они сегодня, любой ребенок, уверена, с радостью променяет столовские рис-котлету-салат-компот на буфетные пиццу-смаженку-пончик-сок. Думаете, от этого изобилия и выбора меньше утечет родительских и бюджетных средств вместе с отходами от обедов?..
Хорошо, что есть «горячие линии», позвонив на которые можно информировать о нарушениях. А потому даже некритичные — порционные недовложения, санитарные нормы, условия хранения — выявляются и устраняются своевременно. Да, обеды в учреждениях образования должны быть не только полезными, но и вкусными. Но только ли в поварах и приготовленных ими блюдах дело, когда школьники воротят носы от обычных «невкусных» школьных обедов? Нет ли в этом детском гастрономическом стремлении к необычному нашей родительской «заслуги»? Ведь азы культуры речи, культуры поведения, как и культуры питания, в наших детей изначально закладываются не в детских садах и школах, а дома, в семьях. Никто лучше нас, родителей, не научит наших детей уважать чужой труд, ценить то, что имеем, и не терять вкус к обычному.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.