Дорога — это большая семья. 7 августа – День железнодорожника - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 07 Августа 2022 09:20

Дорога — это большая семья. 7 августа – День железнодорожника

Автор
Слева направо: сотрудницы станции Россь - билетный кассир Юлия Ващенко, начальник станции Ольга Ходак, дежурные по станции Татьяна Нарута и Александра Дубай Слева направо: сотрудницы станции Россь - билетный кассир Юлия Ващенко, начальник станции Ольга Ходак, дежурные по станции Татьяна Нарута и Александра Дубай

Свой профессиональный праздник встречают люди, чьи судьбы связаны стальными нитями, — машинисты и вагонники, путейцы и движенцы, проводники и кассиры, а также люди еще многих и многих профессий, существующих на железной дороге. Сложно переоценить значение труда всех этих людей для экономики страны, континента и мира, для комфорта обычных пассажиров.

Железная дорога — это как будто огромный и сложный организм, где только слаженная работа всех органов-подразделений обеспечивает его нормальное функционирование. И в то же время железная дорога — это большая семья. Ведь в своей работе каждый из профессионалов здесь ценен и уникален, но без взаимодействия с представителями смежных железнодорожных профессий его труд невозможен. И так, плечом к плечу, 24 часа и семь дней в неделю они вместе работают на благо страны.

Для Волковысского района и его жителей железная дорога имеет огромное значение. Более века назад, в 1886 году, через наш город пролегла ветка Барановичи—Белосток Полесских железных дорог; в 1906—1907 вступил в эксплуатацию участок Полоцк—Седльце Бологое—Седлецкой дороги, который также прошел через Волковыск. С тех пор наш город стал важным железнодорожным узлом, имеющим к настоящему времени богатые профессиональные традиции. Кстати, здесь насчитывается немало трудовых династий, что еще раз может подтвердить: дорога — это действительно большая семья. Сегодня наш рассказ лишь о нескольких ее представителях.

Провожая поезда

…Каждый день они проходят мимо — с важными и нужными грузами, которых ждут города и села; с веселыми, грустными, счастливыми и усталыми людьми, которых ждут дома или в гостях любимые и близкие. А она остается здесь, на станции, вот уже девятнадцать лет встречая и провожая, или, наверное, правильнее будет сказать — принимая и отправляя поезда. Вся профессиональная история Ольги ХОДАК связана с железной дорогой, а точнее, со станцией Россь. Пройдя, как говорят в таких случаях, все ступени карьерной лестницы, год назад Ольга Александровна возглавила коллектив станции.

dsc_5100

Родилась и выросла Оля в Волковыске, в семье железнодорожника — ее отец работал на маневровом тепловозе. Но бывать на работе у папы, как это нередко случается с детьми, ей все же не приходилось, поэтому сложно сказать, что о работе на железной дороге она «мечтала с детства». Учась в старших классах школы, девушка подумывала пойти на какую-нибудь экономическую специальность, но… От судьбы, как говорится, не уйдешь. В железнодорожный техникум (теперь это колледж) поступали несколько подруг-одноклассниц Ольги, к тому же появилась возможность взять целевое направление на учебу от станции Россь — и девушка уехала учиться в Брест по специальности «Управление движением на железнодорожном транспорте».

Первой для молодого специалиста, вернувшегося на станцию, была профессия приемосдатчика груза и багажа — нужно было осматривать вагоны, груз в них на соответствие документам. На должности товарного кассира Ольга уже сама оформляла перевозочные документы на грузы, следующие как в местном, так и в международном сообщении. Будучи оператором при дежурном и дежурной по станции, выполняла другую, не менее ответственную работу, связанную непосредственно с управлением движением, — пропуск и прием поездов, контроль маневровых работ, формирование вывозных поездов, подачу вагонов на предприятия. Позже работала инженером станции Россь. В общем, за восемнадцать лет на станции Ольга изучила работу железной дороги с разных сторон — и с экономической, и с движенческой, и с технической. А параллельно с работой успела закончить Белорусский государственный университет транспорта. Кому, как не ей, стоило возглавить коллектив?..

dsc_5094

На посту руководителя Ольга Александровна сменила Анатолия Тимофеевича Гладкого, который более двадцати лет проработал начальником станции. Преемница с теплотой и благодарностью отзывается о нем: «Очень хороший человек, он стал моим учителем в этой профессии. И по-прежнему интересуется делами станции, всегда поможет советом по любому рабочему моменту». А моментов этих у молодого руководителя хватает, даже несмотря на то, что Ольга Ходак изучила все нюансы, что называется, изнутри. Теперь перечень ее обязанностей значительно расширился: это уже не только контроль непосредственно производственных процессов, но и ответственность за весь коллектив, за безопасность движения, за охрану труда. Станция — это ведь не только перрон, вокзал и расположенные рядом пути, границы ее простираются за несколько километров в обе стороны — «от входного светофора до входного», как говорят железнодорожники, в территорию входят также подъездные пути к крупнейшему «клиенту» станции — ОАО «Красносельскстройматериалы». Регулярно, например, состояние путей проверяет комиссия разных железнодорожных служб, председателем которой является начальник станции, — это лишь один дополнительный штрих к описанию разнообразия обязанностей.

Естественно, только от руководителя успех зависеть не может: хорошие показатели рождаются благодаря слаженной работе многих людей. Железная дорога — это, можно сказать, большая дружная семья, поэтому ежедневно и постоянно станционники взаимодействуют с путейцами, локомотивными бригадами, сотрудниками службы сигнализации и связи и другими смежными подразделениями. Хорошо работает и весь коллектив станции. Он не такой и большой, всего тридцать человек, но, говорит Ольга Ходак, просто отличный. Здесь много опытных людей, настоящих профессионалов. Среди них — дежурный по станции Валентина Владиславовна Полубок, которая 40 лет отработала в Росси и буквально на этой неделе, за несколько дней до профессионального праздника, ушла на заслуженный отдых.

dsc_5083

Но приходит в коллектив и молодежь: на смену Валентине Владиславовне, например, сразу же приступил к обязанностям парень, выпускник БелГУТа. Люди по-прежнему интересуются работой на железной дороге, приходят сюда, даже не имея профильного образования (после небольшой стажировки на месте они, например, могут работать приемосдатчиками или составителями поездов). А это значит, говорит Ольга Ходак, что будущее у дороги есть — пусть даже сейчас не самые простые времена. Железная дорога будет жить, и по-прежнему Ольга будет на станции Россь встречать и провожать — нет, принимать и отправлять! — поезда. Тем более, что, признается она, в другой профессии себя уже просто не представляет.

Надежность — многократная

Если продолжить сравнение железной дороги с большим и сложным организмом, то хозяйство сигнализации и связи — это однозначно его нервная система. Как жизнедеятельность человека невозможна без проведения по телу нервных импульсов, так и функционирование железной дороги невозможно без работы системы сигнализации и связи.

Стрелочные переводы, светофоры, громкоговорящие устройства и самые разные средства контроля на станциях и перегонах, а в помещениях службы, всегда закрытых на кодовые замки, — бесчисленные стойки, реле, серверные шкафы, провода, кнопки и переключатели. Гуманитарий вроде меня смотрит на все это широко открытыми глазами, будто попадая в удивительный фантастический мир, а для тех, кто здесь работает, это просто трудовые будни. Хотя нет, не просто: эти люди — уникальные специалисты, свою работу знают досконально и с большим удовольствием делятся ее секретами — теми, конечно, которые не относятся к разряду секретных.

dsc_5646

Железные дороги и станции Волковысского района обслуживаются Лидской дистанцией сигнализации и связи. По протяженности это самая большая дистанция на Белорусской железной дороге (677,5 километра в 13 районах Гродненской и Брестской областей), а по количеству единиц технических устройств — вторая после Минской. В структуре дистанции — пять линейно-производственных участков (ЛПУ) по обслуживанию разных видов устройств: СЦБ (сигнализация, централизация и блокировка), связи, КТСМ (комплекс технических средств многофункциональный), радиосвязи, пожарно-охранной сигнализации и вычислительной техники. А по географическому принципу дистанция делится на три региона — Гродненский, Лидский и Волковысский, в каждом из них работают цеха всех пяти участков. Волковысский регион простирается от Свислочи на западе до Слонима (чуть дальше) на востоке, северная его граница находится в Мостах. Все устройства сигнализации и связи в регионе обслуживает коллектив из 76 человек разных профессий — монтеры, электромеханики (с уточнениями по видам устройств), есть даже машинисты мотовоза.

dsc_5663

Прийти сюда работать, что называется, с улицы невозможно: слишком уж специфическими знаниями нужно обладать. Даже выпускники «гражданских» учебных заведений отрасли связи не могут трудиться по некоторым профессиям в дистанции, такие устройства (те же устройства СЦБ) изучают только в железнодорожных колледжах или ВУЗах. Поэтому специалисты здесь — действительно на вес золота. Коллектив в Волковыске сейчас несколько омолодился, но по-прежнему остается опытным и профессиональным. И даже те, кто трудится здесь не год и не пять лет, постоянно повышают свою квалификацию, получают новые знания. «Технологии развиваются, особенно в связи, громоздкие релейные стойки постепенно заменяются компактными серверными шкафами с более функциональным современным оборудованием», — рассказывает старший электромеханик линейно-производственного участка телефонно-телеграфной станции Игорь Бабаш.

Но стоит отдать должное, подчеркивают сотрудники дистанции, и советскому оборудованию. Многие устройства, особенно в системе сигнализации, централизации и блокировки, разработаны и введены в строй в Волковыске сорок и более лет назад, но по-прежнему работают на совесть. «В то время люди делали очень мудро, — говорят начальник ЛПУ-3 Евгений Габровский и старший электромеханик ЛПУ-3 Виктор Жидок. — Вот здесь, например, у нас стоят реле. В случае выхода или даже умышленного выведения его из строя остальное оборудование просто уходит в защитный режим — к опасному отказу это не приведет». Это понятно: оборудование разработано с учетом возможных и даже невозможных нештатных ситуаций, потому что от его функционирования напрямую зависит безопасность движения на железной дороге и перевозки грузов. Все устройства обладают двойной, тройной защитой от ошибок и внешних вмешательств. То же можно сказать и об электроснабжении системы сигнализации и связи: ее «сердце», помещение, где находятся стойки питания, обеспечивается электроэнергией от двух независимых друг от друга фидеров, а на случай аварийного отключения есть основной и резервный дизель-генераторы.

dsc_5656

Системы, которые обслуживает коллектив дистанции, вносят существенный вклад в обеспечение безопасного и бесперебойного движения поездов, в том числе благодаря системе КТСМ. «На перегоне, приблизительно за пять километров до станции, установлено оборудование теплового контроля — камеры с датчиками, которые по ходу поезда считывают температуру нагрева буксовых узлов подвижного состава, тормозных колодок. Если она выше установленной — дежурному по станции поступает соответствующий сигнал тревоги, который может быть трех уровней в зависимости от критичности нагрева. Тогда машинист должен будет либо проявлять повышенную бдительность в пути, либо следовать до станции назначения со сниженной скоростью, либо немедленно останавливать состав», — рассказывает старший электромеханик КТСМ Павел Хованский. По его словам, эта система оправдывает себя полностью, предотвращая происшествия из-за перегрева буксовых узлов и тормозных колодок, — подтверждается в среднем 99% ее сигналов. Кроме того, устройства КТСМ считывают количество колесных пар в составе.

dsc_5659

Конечно, обо всех функциях и задачах коллектива дистанции сигнализации и связи здесь рассказать просто невозможно — не позволит объем газетной полосы. Их, этих задач, еще очень много, и выполняют их сотрудники дистанции, как и все, кто работает на железной дороге, в режиме 24 часа в сутки и 7 суток в неделю. При этом так же взаимодействуя со своими коллегами: например, в технологическое окно (временной интервал между прохождением поездов, используемый для работ на железнодорожной инфраструктуре) ранним утром выходят трудиться сотрудники дистанции пути, а сотрудники дистанции сигнализации и связи следят за своими устройствами, подключая их и проверяя исправность после окончания работ путейцев. Труд это не самый легкий, но очень ответственный, важный и в то же время интересный. Поэтому накануне праздника давайте пожелаем сотрудникам дистанции сигнализации и связи, как и всем остальным представителям большой железнодорожной семьи, любви к своей профессии, трудовых и личных успехов, здоровья, душевного спокойствия, семейного счастья и благополучия!

Прочитано 525 раз Печать