Вторник, 13 Октября 2020 09:51

На Гродненщине воссоздают утраченные архитектурные шедевры

К сожалению, время оказалось безжалостным к нашим историческим ценностям. Некоторые из них не просто не сохранили свой первоначальный облик — утрачены даже детальные документальные свидетельства о том, какими они были. Как же проектировщикам и строителям, художникам и ученым, в том числе и зарубежным, удается воскрешать жемчужины прошлого?

Сперва расскажем о работах по восстановлению Старого замка в Гродно. Несколько лет назад задача, стоявшая перед специалистами, казалась невыполнимой: необходимо было превратить невзрачное утилитарное строение в элегантный дворец, каким его, возможно, видел король Речи Посполитой Стефан Баторий. Но как это сделать, если документального описания замка не сохранилось ни на архитектурных планах, ни даже на художественных картинах с четкой детализацией? Отправной точкой стало изображение на гравюре, исполненной художником Томашем Маковским 500 лет назад. Она прекрасно передает великолепие и абрисы архитектурных форм, а также величие строения, но, увы, на этом информативность документа заканчивается.

Важным подспорьем стало изучение аналогов гродненского архитектурного памятника. Казалось бесспорным, что дворец королевского уровня должен быть богато украшен декоративными элементами из натурального камня. За эту работу взялись на Гродненском камнеобрабатывающем заводе.

Каждый элемент декора — ручной труд. Машинная обработка возможна только на начальном этапе, когда камень нарезается на пластины нужного размера, на которые набивается контур рисунка. Дальше за дело принимается скульптор. Образ сначала должен проступить на пластичном материале. Каждую модель необходимо утвердить у научного руководителя проекта. В основном детали делаются по фотографиям аналогов, изготовленных архитектором Санти Гуччи, которому приписывается авторство великолепного строения. 

Каждый элемент декора — ручной труд. 


Подготовительный период был непростым. Тендер на изготовление декоративных элементов выиграло общество с ограниченной ответственностью из Гродно, чьим дочерним предприятием является Гродненский камнеобрабатывающий завод. Директор ООО Павел Бузук вспоминает:

— Чтобы выбрать подходящий песчаник для замка, мы взяли образец, который нашли там археологи, и поехали искать. Объехали 5 карьеров в Украине. Не подошел ни один. Проехали по Германии — было предположение, что во времена Стефана Батория песчаник возили оттуда, — тоже ничего не подошло. Случайно, проезжая по Польше, где-то между Краковом и Варшавой, мы отыскали карьер, о котором почти ничего не знали. И когда сравнили образцы, оказалось, что они практически идентичны. Мы нашли то место, где в XVI веке добывали камень для отделки дворца! 

После детального изучения особенностей декора, характерного для архитектуры Ренессанса, самую заметную въездную башню было решено декорировать в технике сграффито. Это очень необычный для современности способ отделки, рисунок в котором создается несколькими слоями разноцветной штукатурки. Важная деталь: портреты, которые украшают сейчас «лицевую» башню, не взяты из воздуха. Это копии из замка в польском Красичине, где ученые, архитекторы и художники детально изучили работу старинных мастеров. С не меньшей тщательностью идет восстановление витражей, настенных росписей и деталей интерьера. 

Отдельная тема — проведение основных строительных работ на старинных объектах. Здесь показателен пример Кревского замка. Для возведения стены толщиной почти 2,5 метра и 10 метров в высоту потребовалось сразу несколько видов стройматериалов, в том числе и уникальных. Это камень, 2 вида кирпича — на внешнюю и внутреннюю части объекта — и скрепляющий раствор. Проще всего решился вопрос с поиском материала для заполнения внутреннего пространства стены, так называемой забутовки. Поскольку она скрыта от глаз посетителей, было решено пустить на эти цели недорогой поточный кирпич. А вот для реконструкции внешнего облика оборонительного сооружения потребовалось провести серьезную изыскательскую работу, чтобы «подогнать» технологию изготовления раствора и кирпичей отделки под исторический внешний вид.

— При участии научного руководителя и организации-поставщика специально разработали раствор, который ничем не отличается от изначального, — уточняет начальник отдела культуры Сморгонского райисполкома Татьяна Ражева. — Он готовился исключительно для нас и приходил с маркировкой «Крево». Аутентичный — серый, но отличается по цвету от современного цемента. Поэтому при его изготовлении в наше время брали цветной пигмент. Кирпич, который использовался при реставрации стен, также делался не на поточной линии. Это практически ручное производство. Длительностью обжига он доводится именно до того оттенка, который имеют старинные образцы.

Реставрационные работы у стен Кревского замка.

Не менее бережно проходило восстановление самой старинной в стране деревянной постройки с 400-летней историей — лямуса на территории бывшего женского монастыря бригиток. Научный руководитель объекта Елена Счасная подчеркивает:

— Все, что можно было сохранить, законсервировать, делалось тщательно и бережно. Мелкой деревянной стружкой пломбировалась каждая дырочка, проделанная жуком-древоточцем. Стены протезировались: вырезались поврежденные участки и заменялись на дерево той же породы.

Зная все нюансы течения восстановительных работ на исторических объектах Гродненщины, очевидным становится факт: страна постепенно отвоевывает у времени древние архитектурные жемчужины, еще совсем недавно казавшиеся утраченными навсегда. Процесс этот сложный и зачастую требует не просто корректировки, а полного возрождения. Сегодня мы наблюдаем не только возвращение исторического наследия, но и появление наследников великих зодчих и художников, чьи шедевры воссоздаются фактически из руин.

В ТЕМУ

Елена Климович, начальник управления культуры Гродненского облисполкома:

— Существуют два понятия, которые следует разделять, — реконструкция и реставрация. Реконструкция — процесс восстановления устаревшего объекта, а реставрация — те мероприятия, которые направлены на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий для сохранения памятника. В случае со Старым замком в Гродно идет реконструкция с реставрацией. Реконструкция подразумевает восстановление тех частей, которые были утрачены, а в таких помещениях, как, например, каплица, где был найден фрагмент росписи, этот процесс ведется на основании серьезных исследований. Да, образ замка имеет много художественных деталей. Например, сграффито выполняет Белорусский союз художников. Детали из камня изготавливаются в Гродно. Объявлялся тендер, в котором принимали участие художники и организации. Учитывались квалификация, опыт работы на аналогичных объектах. К примеру, изготовление витражей для Старого замка. У художника, который этим занимается, большой опыт работы в выполнении витражей и для белорусских, и для зарубежных заказчиков. Или еще ситуация с Кревским замком. То, что сохранилось, было законсервировано, а далее шло восстановление части стен уже с применением кирпича, который делался по специальному заказу. 

sb.by

Прочитано 137 раз Печать