Каким 2021-й год оказался для всего мира - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Четверг, 30 Декабря 2021 19:50

Каким 2021-й год оказался для всего мира

Подводить итоги года — занятие интересное, но неблагодарное. Интересное потому, что не только вспоминаешь, чем год запомнился, но анализируешь взаимосвязи: многое становится понятнее, тенденции обозначаются ярче — и вот уже можно строить прогнозы, причем не только на ближайший год. А неблагодарное потому, что каждый видит год по-разному, по-своему расставляет акценты и дает оценки. Поэтому каждый подобный обзор, конечно, субъективен. Но я рискну.

Это был бурный год — когда с попустительства президента США граждане штурмовали Капитолий, когда премьер-министр Эфиопии вспомнил свое боевое прошлое и повел армию против мятежников, когда уставший от пандемии мир то терял, то вновь обретал надежду, когда США бесславно ушли из Афганистана, вновь доказав, что благими намерениями выстлана дорога к позору. Мир не объединялся даже перед лицом угрозы, и у нас было немного поводов для оптимизма.

Кембриджский словарь словом 2021 года назвал «упорство». А вот Оксфорд — «вакс». Если бы слово года выбирала лично я, это, пожалуй, было бы… «раскол». Ваксеры против антиваксеров, Венгрия и Польша против остального ЕС, Россия против США и ­­НАТО, санкции и антисанкции… эти списки можно продолжать бесконечно, но суть одна: мир, страны и общество расколоты.

Новый президент США

Несмотря на штурм, Джо Байден вступил в должность 20 января, став самым возрастным (78 лет) президентом в истории. В инаугурационной речи он обещал «защищать демократию», заверял, что его администрация будет «восстанавливать престиж и моральный авторитет». Но — не сложилось.

Союзники, особенно европейские, воспряли духом, полагая, что с новым президентом можно будет вернуться к жизни «как раньше», но, к удивлению и огорчению многих, президент Байден принятые при Трампе законы и правила игры не изменил, а продолжает по ним играть.

Разговоры о необходимости «суверенитета Европы» стали настойчивее. В 2022-м будет интересно посмотреть, пойдет ли ЕС дальше разговоров. С учетом того что самым активным сторонником «суверенитета» выступает Эммануэль Макрон, а Франция председательствует в ЕС в первом полугодии, попытки могут быть. Но именно — попытки.

Китайский фактор

1 июля Коммунистическая партия Китая с размахом отметила 100-летие и переоценила свою историю. Эта переоценка (третья по счету) поставила нынешнего Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина в один ряд с основателем нового Китая Мао Цзэдуном и архитектором политики реформ Дэн Сяопином. В каком-то смысле товарищ Си тоже революционер: намерен идти на третий срок, решив не ограничиваться десятью годами правления, как его предшественники.

При Си Цзиньпине Китай стал не только второй экономикой мира, но и важнейшим мировым игроком. Причем игроком жестким, отстаивающим свои интересы, с которыми вынужден считаться весь мир

Недавняя история с Литвой, решившей открыть «представительство Тайваня», — характерный пример: в КНР перестали принимать любые товары с литовскими компонентами. И теперь на Литву давит уже Германия, построившая завод шин Continental в Каунасской СЭЗ: товар, произведенный на этом заводе, Китай не принимает.

США считают КНР главным стратегическим соперником — не Россию, а именно Китай. Американо-китайское противостояние в значительной степени будет определять мировую политическую погоду, это долгосрочный тренд.

Зато китайско-российские отношения становятся более тесными. Это, конечно, брак по расчету, но хороший расчет надежнее любви: сейчас Россия и Китай нужны друг другу. Так что эти отношения в следующем году будут только укрепляться. Часть экспертов утверждают, что «братья» в них меняются местами: роль «большого брата» все активнее примеряет на себя Китай. Вот за этим «перетягиванием каната» будет интересно понаблюдать, но вряд ли оно испортит отношения между странами: уж слишком они сейчас друг другу нужны — усиливаются именно в тандеме, играя друг за друга. Так что этот «брак по расчету» и в новом году наверняка останется стабильным.

Ауфидерзейн, фрау канцлерин

Острая фаза миграционного кризиса 2015 года — это когда канцлер Ангела Меркель сказала знаменитое «Мы справимся» — стоила популярности не только ей самой, но и ее партии.

Меркель ушла на пенсию с помпой, а ХДС/ХСС — в оппозицию: не справилась.

В Германии впервые в послевоенной истории правительственную коалицию составили три партии — социал-демократы, «зеленые» и свободные демократы.

Канцлером стал бывший вице-канцлер и министр финансов Олаф Шольц. Правительство пообещало обновление и «новую Германию». Европа насторожилась: насколько новую?

То, что политика не будет прежней, очевидно: министр иностранных дел Анналена Бербок занимает по отношению к России весьма жесткую позицию. Москва выжидает: в конце концов, в строительстве газопровода «Северный поток — 2» заняты не только российские компании, а конъюнктура цен на газ сегодня такая, что убытки на одном направлении моментально покрываются доходами на другом.

Штурм Капитолия

Первое потрясшее мир событие произошло там, где подобного не ждали: 6 января более 400 человек ворвались в Капитолий — не признали поражения Дональда Трампа на выборах. Официально он получил 46,9 процента, Джо Байден — 51,3 процента. В результате штурма пять человек погибли, десятки арестованы, приговоры им продолжают выносить, сомнения в легитимности Байдена нет-нет да и проскочат…

В этой новости интересно все: и то, что проигравшая сторона отказывалась признавать результаты выборов, и то, что люди, штурмовавшие Капитолий, координировали действия в соцсетях, и то, что потом некоторые соцсети заблокировали аккаунты Дональда Трампа.

Но главное: демократия в США далеко не безупречна, а свобода слова существует в основном для тех, чье мнение совпадает с «генеральной линией партии», причем, какая конкретно партия у власти — Республиканская или Демократическая — не так важно: оппонентов подавляет каждая.

Странная Олимпиада

На фоне пандемии и усталости от локдаунов Олимпиада-2020 в Токио осталась почти незамеченной. Спортсмены соревновались при пустых трибунах, а молчащий олимпийский стадион — это и странно, и печально.

В новом году будет новая Олимпиада — зимняя в Пекине. Некоторые страны объявили о ее дипломатическом бойкоте: команды приедут, а вот правительственные делегации — нет. После бойкотов Олимпиад в Москве в 1980 и Лос-Анджелесе в 1984 годах Международный олимпийский комитет принял ряд решений, когда отзыв команд чреват серьезными последствиями. И это главное: чтобы соревнования прошли при полном спортивном представительстве. Ну а что чиновников не будет, так организаторам даже проще. Болеем за наших!

Россия требует гарантий

Последней главной новостью года стали проекты договоров с США и ­­НАТО о гарантиях безопасности, которые опубликовала Россия. На Западе заговорили об «ультиматуме», но пообещали начать переговоры в январе.

То, что согласиться со всеми российскими требованиями Запад не захочет, — это факт. Но принцип «требуй невозможного, чтобы получить желаемое» никто не отменял. Россия за свои интересы поборется, США и ­­НАТО свои будут отстаивать, Украина изнервничается.
Наблюдать за переговорами важно потому, что нас это может коснуться напрямую: речь идет о возможности размещения российского ядерного оружия на территории Беларуси.

Разрыв логистических цепочек

23 марта контейнеровоз Ever Given, сев на мель, заблокировал Суэцкий канал и продемонстрировал, как уязвимы мировые логистические цепочки. За шесть дней образовалась гигантская пробка из 400 судов. Экономический ущерб исчислялся миллиардами евро.

Но этот инцидент — мир затаил дыхание — был самым заметным, но не единственным. Из-за пандемии и политики «нулевой толерантности» Китая по отношению к ковиду (один положительный тест у рабочего в портовом терминале — закрывается весь терминал) цепочки поставок рвались не раз. Из-за этого останавливались производства во многих странах: не хватает чипов для производства автомобилей и другой техники. И в первой половине следующего года тоже не будет хватать.

При этом во всем мире экономика росла ускоренными темпами из-за бурного спроса, отложенного в первый год пандемии.

Продолжится ли он в новом году? Экономисты говорят: да, но не такими темпами. А логистические проблемы придется решать — не исключено, что перенесением производств из Азии в Европу.

Бегство США из Афганистана

15 августа Кабул перешел под власть талибов.

США, 20 лет строившие в Афганистане демократию, бросили на произвол судьбы (вернее, отдали на растерзание талибам) страну и ее население. Кадры людей, цепляющихся за шасси улетающих самолетов, впечатлили весь мир. И многих заставили задуматься — о том, насколько США надежный союзник: они не стали советоваться об уходе с коллегами по ­­НАТО, просто поставили их перед фактом.

И тоже в каком-то смысле бросили: без поддержки США ни одна другая страна не способна проводить операции в Афганистане. Интересный вопрос: какой вывод сделали в Вашингтоне из этого бегства? Перестанут ли «демократизировать» другие страны силой? Есть сомнения. И проведенный в декабре виртуальный саммит «За демократию» подтверждает: США по-прежнему считают себя единственной опорой демократии в мире. Хотя в опубликованном в Китае (его, как Россию, Венгрию и Турцию, на саммит не пригласили) докладе «Ситуация с демократией в США» говорится:

81 процент американцев заявили, что в Соединенных Штатах существует реальная угроза будущему демократии, а 45 процентов полагают, что демократия в их стране не функционирует должным образом.

Миграционный кризис

Во время бегства США из Афганистана стало понятно, что оно вызовет новую волну миграции. И оно, конечно, вызвало. Хотя эти волны не прекращались весь год, накатывая по известным маршрутам: через Средиземное море из Ливии, через Эгейское из Турции, через Ла-Манш в Великобританию. На всех маршрутах гибнут люди, но мировые СМИ писали фактически только об одном маршруте — «белорусском».

Самая острая фаза миграционного кризиса на наших границах, кажется, миновала, но сама проблема никуда не уйдет: пока западные страны продолжают «демократизировать» других, количество беженцев будет расти.
Папа Римский Франциск в рождественском послании сокрушался, что мир стал настолько бесчувственным к кризисам и страданиям, что едва их замечает. Он говорил, что в Сирии, Йемене и Ираке, Азии и Африке неспокойно, но миру нет до этого дела. Увы.

Пандемия отступит?

2022 год будет непростым, но интересным.

Есть в нем для всех нас большая надежда — ВОЗ не исключает, что он станет последним годом пандемии коронавируса.

И это то, чего я всем нам хочу пожелать: здоровья, окончания пандемии, возобновления свободы передвижения, мира и благосостояния. Счастливого Нового года нам всем и миру!

sb.by

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 524 раз Печать