Четверг, 26 Ноября 2020 11:55

Каждое выступление театра моды «Спадчына» — это не просто дефиле, а разнообразные сюжетные истории для каждой коллекции

Есть места, в которых живет душа. Это понимаешь, как только туда заходишь. И у каждого такой уголок свой, иногда скрытый от глаз окружающих, ведь особую магию здесь ощущаешь только ты. Но есть и другие. Например, творческий кабинет театра моды «Спадчына» Волковысского центра творчества детей и молодежи, где особую атмосферу и домашний уют чувствует буквально каждый гость. А создают их объемные поделки из соломы, которыми украшена каждая полочка, многочисленные манекены с необычными нарядами, вырезки из газет, развешанные по стенам, и, конечно же, люди, которые вселяют в кабинет ту самую душу.

Я убедилась в этом лично. Осторожно заглядывая в кабинет, первое, что я увидела — неимоверное количество платьев. А рядом за письменным столом хозяйка этого богатства Алла Алексеевна Сурминова, увлеченная делом, рассматривала целую стопку эскизов. Кажется, здесь можно встретить ее круглосуточно: без выходных и праздников она «колдует» над очередной коллекцией. И небезрезультативно. Ее творения славятся по всей Беларуси, а стиль отчетливо выделяется среди профессионалов. Она приглашает меня присесть, а сама ищет в соседнем шкафу многочисленные фотоальбомы, без которых мастерица не начинает ни один рассказ о своем маленьком доме моды…

Семейное наследие

Сложно поверить, но история ныне известного по всей республике коллектива начиналась с обычной просьбы. Тогда Алла Алексеевна пришла работать в детский дом творчества художником-оформителем. Еще толком не успев освоиться, директор предложила новому специалисту поучаствовать в областном конкурсе, для которого, ни много ни мало, нужно было сшить коллекцию детских платьев. Пройти мимо этого предложения инициативная женщина не смогла, и уже через несколько месяцев с помощью еще нескольких преподавателей, в том числе и ее сестры Марины, позже ставшей хореографом коллектива, свет увидели пять платьев из соломы и льна. А первыми моделями для них стали дочери Аллы Алексеевны и ее сестры. Во многом из-за этого среди своих первая коллекция получила название семейной.

Придумали рукодельницы и название для коллектива — «Спадчына», которое быстро прижилось среди девчонок. Споров и разногласий не было, ведь оно точно отражало суть ремесла: перенимая старые традиции и техники, оставленные от предков в наследство, они создавали наряды на новый лад.

Несерьезная дата для серьезного события

Первый опыт участия в конкурсе юных модельеров стал успешным для волковысских первопроходцев. Тогда, поднимаясь на сцену Гродненского областного Дворца творчества детей и молодежи с дрожащими от волнения коленками, они и подумать не могли, что станут лучшими среди десятков выступающих. Вмиг разглядев юные дарования, организаторы предложили «Спадчыне» взять новую высоту: попытать удачу в республиканском конкурсе. Решение нужно было принять молниеносно, так как времени оставалось лишь на репетицию и дорогу до Минска. Выбор сделан, и вот несколько начинающих моделей уже мчат в столицу покорять сердца зрителей. Своих подопечных Алла Алексеевна ждала в родном Волковыске, и, как сейчас признается сама, тогда на призовое место она не рассчитывала, по причине неопытности молодого коллектива. Стереотип о том, что новички не могут быть в числе лучших, развеял телефонный звонок. На том конце провода восторженные голоса детей по очереди выкрикивали радостную новость — они стали победителями! Правда, верить в это руководитель отказалась, а весть о победе в республиканском конкурсе приняла за первоапрельскую шутку, впрочем, как и все педагоги учреждения. Долго сомневаться не пришлось. На следующий день в доказательство слов девчонок на столе директора красовался новенький утюг «Philips» — ценный подарок за первое место и диплом, который стал первым и далеко не последним из числа республиканских.

Затем были многочисленные победы в конкурсах и фестивалях разного масштаба. Чуть позже, в 2005 году, — присвоение коллективу звания «Образцовый», которое благодаря трудолюбию и самоотдаче девушки смогли подтвердить еще в 2008, 2011 и 2013 годах. А семь лет назад финансовая база волковысских модельеров значительно укрепилась: театр моды стал стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Такие «подъемные» помогли закупить все необходимые для работы материалы, а заодно стали отличным стимулом для развития.

Ремесло для сильных духом

Годы становления Волковысского театра моды выпали на непростые девяностые. В те времена заявить о себе мечтали сотни юных талантов. Хватало и тех, кто рьяно боролся за место на подиуме, поэтому чтобы выделиться на фоне других и удержаться на плаву, коллективу нужно было незамедлительно придумать изюминку для своих выступлений. Идею подала хореограф Марина Рудиевская, которая на протяжении почти двадцати лет и воплощала ее в жизнь. Так, благодаря ей коллектив театра моды стал единственным танцующим в республике. С тех пор девушки отказались от обычного дефилирования по подиуму, отдав предпочтение полноценному концертному номеру, где одновременно сочетаются и стиль, и музыка, и грациозность.

Такую особенность очень ценят режиссеры, поэтому часто приглашают «Спадчыну» стать частью номера для вокальных групп и сольных исполнителей. Они не единожды выходили на сцену с известными отечественными и зарубежными артистами, а также помогали в организации выступлений нашим юным землякам, которые теперь выросли до настоящих звезд белорусской эстрады. Девчонки исколесили почти всю страну и побывали за ее пределами: восторженные зрители встречали их в Анапе, Москве, Ростове-на-Дону. Их выступление становилось своеобразной вишенкой на торте для многих отечественных мероприятий, среди которых и праздничные концерты ко Дню Независимости, и республиканский фестиваль театров мод «Юные таланты Беларуси», и «Славянский базар в Витебске», а также многие другие.

И хоть большинство связывает моделинг с роскошной жизнью, в реале все складывается несколько иначе. Да, были в жизни коллектива и достойные отели с «люксовыми» номерами, и комфортабельные автобусы, но были и поездки, которые разбавляли эту «роскошь». Например, помогали поддерживать девушек в тонусе ночевки в холодных спортивных залах, где вместо белоснежного комплекта постельного белья приходилось устраиваться на гимнастических матах. Но такие форс-мажоры, по словам девушек, лишь закаляли их, а поездкам придавали особый колорит.

Глаза боятся, а руки делают

За плечами, казалось бы, хрупкого коллектива кроется колоссальная работа. Руками юных мастериц и их художественным руководителем почти за два десятка лет создано более 40 коллекций. И что удивительно — каждая из них неповторима. Уникальность нарядов рождается благодаря использованию различных техник и материалов, среди которых макраме, белорусская вытинанка, выжигание по ткани. Особо полюбилось девушкам соломоплетение. И не случайно. Ведь они учатся у настоящего профессионала этого необычного ремесла: Алла Алексеевна является народным мастером Беларуси по соломоплетению, а также ее творчеству в составе художественных практик соломоплетения Гродненской области придан статус историко-культурной ценности, как нематериальному проявлению творчества человека.

Каждое платье сделано с любовью. В этом уверяют его создательницы. Иначе и быть не может. Ведь шить один наряд на протяжении года можно, только если ты влюблен в свою работу. Разработкой фасона, выкройкой и украшением платьев занимаются сами модели. Алла Алексеевна лишь дает девушкам идею, они разрабатывают ее по своему вкусу, а потом «шлифуют» получившийся результат с руководителем. Научить только что пришедших «зеленых» девчонок умело держать иголку, придумывать схемы и разбираться во всех тонкостях шитья — задача не из легких как для преподавателя, так и самих девушек. Но эти трудности сопровождают мастериц только на начальном этапе. Дальше, благодаря индивидуальному подходу руководителя к каждой девушке, они исчезают. И в итоге через несколько месяцев усердной и кропотливой работы появляется необычное платье или костюм, смастерить которое в начале пути казалось чем-то невозможным.

Главная награда — благодарность

Теперь почти все участницы театра моды — старшеклассницы. Помимо уроков, домашнего задания, репетиторов и дополнительных факультативов, два раза в неделю они умудряются уделять время пошиву нарядов и занятиям по хореографии. Не всегда эта работа ограничивается официально выделенными тремя часами. В большинстве случаев девушки проводят здесь вечера, а иногда берут работу на дом. Но такая загруженность современных школьниц нисколько не пугает. На-
оборот, многие участницы благодарны кружку за возможность научиться самостоятельности и ответственности.

Александра Габриянчик, учащаяся 10 «В» класса средней школы №7 г. Волковыска, участница театра моды «Спадчына»:

— Когда я училась в третьем классе, мы с классным руководителем посетили Волковысский центр творчества детей и молодежи. Там и познакомились с образцовым театром моды «Спадчына». Увидев их выступление, все были очарованы красотой, плавностью и гибкостью танцующих девочек, в том числе и я.

Придя на кружок к Алле Алексеевне Сурминовой, талантливому руководителю и педагогу, я увидела, как создаются эти наряды, сколько фантазии, безупречного вкуса кроется в ее коллекциях. И мне очень захотелось окунуться в мир этой сказки. Каждое платье — это создание уникальной креативной модели с использованием нетрадиционных материалов. Ведь только красивое и оригинальное может привлечь внимание окружающих.

Под умело подобранные нежные и задушевные белорусские мотивы, в созданных дизайнерских платьях мы участвуем в различных мероприятиях. Наш руководитель танцевального кружка, Марина Рудиевская учит неуклюжих и закомплексованных девочек быть изящными и гибкими, чувствующими музыку и стиль. Благодаря Марине Алексеевне, каждое выступление театра моды — это не просто дефиле, а разнообразные сюжетные истории для каждой коллекции.

С уверенностью могу сказать, что «Спадчына» для меня стала семьей. Мы дружный коллектив, и наш девиз «Один за всех — и все за одного». Это чувство сплоченности нам привили наши замечательные педагоги, которые уже стали нам родными. К ним мы идем со своими радостями и бедами, делимся девичьими секретами. Даже когда я окончу школу, театр моды «Спадчына» останется для меня родным домом.

Екатерина Сарвас, выпускница театра моды «Спадчына»:

— Самое важное, что нужно знать, это то, что «Спадчына» — не просто кружок, куда ты ходишь только для того, чтобы занять свое время. Это семья.

Мы праздновали вместе дни рождения, готовили друг другу подарки и просто наслаждались работой. Благодаря «Спадчыне» в моей жизни появились и до сих пор идут рядом невероятные люди.

Здесь много души. Это его отличает от других кружков. Мы учились быть один за всех и все за одного (при встрече с другими коллективами, а они всякие бывают), решать проблемы в сжатые сроки (переодеться из одной сложной коллекции в другую за три минуты или поставить номер за час, оказывается, это возможно), действовать в экстремальных ситуациях (делать макияж в автобусе, потому что времени не всегда хватает, или, например, перешить платье из маленького в большое за пару часов), мыслить нестандартно при создании эскизов платьев, ведь каждая модель должна подходить именно тебе. Отсюда и уникальность. Важно вкладывать свою любовь в то, что делаешь, иначе ничего не получится. За семь лет в «Спадчыне» я приобрела так много! И я очень благодарна за это Алле Алексеевне и Марине Алексеевне — профессионалам своего дела.

КСТАТИ

Совсем недавно «Спадчына» завоевала победу на VI Международном фестивале-конкурсе «Творчество без границ». Его участником и призером коллектив становится уже четвертый раз. В этом году из 730 заявок, присланных на конкурс, волковысские модельеры оказались в числе 19, которые прошли в финал. А позже коллекция «Святочная» подарила девушкам звание победителей в возрастной категории от 14 до 17 лет.

Мария КУЛЬ

Прочитано 422 раз Печать