— Белорусская «писанка» — это не просто крашеное яйцо. Это целое искусство, со своими правилами и традициями, — рассказывает Янина Вацлавовна. — Знаете ли вы, что «писанкой» называли только сырое яйцо, которое раскрашивалось с помощью воска и красителей? Именно такое яйцо освящали в церкви на Пасху. А еще — на Юрьев день, чтобы скотина была здоровая, давала хороший приплод, такое яйцо прятали в сарае. Но это, как говорится, уже совсем другая история. А вареные яйца, которые окрашивались в один цвет и предназначались для употребления в пищу и для того, чтобы угощать родных и соседей, назывались «крашенками»…
Были еще «драпанки» и «капанки». «Драпанка» — это когда на окрашенную скорлупу иголкой наносится рисунок, что-то вроде гравировки. А «капанка» — когда горячим воском капают на яйцо, получая красивые потеки, а затем окрашивают.
Прежде, чем приступить к росписи «писанки», нам надо сделать «выдуванку»: проколоть сырое яйцо с двух сторон и аккуратно выдуть содержимое в чашку или мисочку. Само яйцо мы затем можем использовать, как говорится, «по назначению», а скорлупу будем расписывать. Собственно говоря, таким же образом можно украсить и целое вареное яйцо, но сегодня мы будем делать сувенирную «писанку» для праздничного декора.
Кроме скорлупы нам понадобятся пищевые красители разных цветов, небольшая деревянная палочка или карандаш, английская булавка или тонкий гвоздик, лоскуток белой хлопчатобумажной ткани, цветные нитки, воск и металлическая баночка.
Воск нужно расплавить в металлической емкости. Лучше всего для этого подходит электрическая плитка, но если у вас ее нет, можно сделать это на паровой бане. Нужно отметить, что подойдет только настоящий воск, а не парафин. Расплавленный парафин будет стекать — и рисунок не получится.
Для нанесения рисунка использовались специальные инструменты. У Янины Вацлавовна — целый арсенал различных приспособлений: тут и крючочки, и гвоздики разных «калибров», вбитые шляпкой вверх в деревянные палочки, и небольшая воронка на ручке…
— Эта воронка на палочке называется «леечка». Вот сюда заливается воск, который тоненькой струйкой вытекает из носика — так можно рисовать ровные прямые линии, — показывает мастерица. — А вот это «цвичок». Шляпку макают в воск и наносят ею разные рисунки: точечки, запятые… Чем больше шляпка, тем более крупный получается рисунок. А еще нужна «топилочка» — вот такой крючочек, с его помощью можно подцепить скорлупку, чтобы погрузить ее в краску или, наоборот, достать из нее, когда «писанка» уже окрашена.
Если у вас нет таких инструментов — не беда. Сделать простейший «цвичок» можно, воткнув в карандаш тонкий гвоздик или английскую булавку. Чтобы получить более крупный рисунок, можно надеть на булавку бусинку и закрепить ее с помощью клея.
Для росписи лучше всего подходят белые или светлые яйца. Чтобы писанка получилась яркой и красивой, важно соблюдать последовательность цветов и учитывать принципы смешивания красок. Начинаем процесс окрашивания всегда с самого светлого. Наносим воском рисунок и погружаем скорлупу в самую светлую краску, например, желтую. Рисунок под воском при этом останется неокрашенным, а вся скорлупа станет желтой. Затем поверх желтого цвета снова наносим рисунок воском и погружаем яйцо в следующий цвет, например, красный. Закрытые воском участки останутся желтыми, а остальная скорлупа окрасится в оранжевый. Продолжаем таким образом наносить рисунки и окрашивать, используя желаемое количество цветов.
Сейчас мы чаще всего используем пищевые красители, а раньше для этого готовились отвары различных растений. Кроме всем известной луковой шелухи, которая дает желтый и терракотовый оттенки, можно получить и другие цвета с помощью отваров черники, коры вишни, цветов ромашки, свеклы.
— В Волковысском районе традиционными цветами были красный и черный, — рассказывает Янина Вацлавовна. — Черный краситель получали из коры ольхи, а красный — из ягод черемухи, цветков и семян зверобоя.
Искусные мастера, сочетая различные инструменты и техники, создавали на яичной скорлупе целые картины. Но самыми распространенными узорами на «писанках» были точки, запятые и полоски. Они складывались в более сложные рисунки: солнышки, цветы и т. п.
Когда окрашивание завершено, аккуратно снимаем воск. Для этого нагреваем «писанку» над плиткой или паровой баней, мягкой тряпочкой стираем подтаявшие капли — и происходит волшебство: появляется закрытый воском разноцветный рисунок.
Остается завершающий этап — сделать подвес. Из цветных ниток плетем шнур в виде косички с кисточкой на конце и продеваем его в отверстие в скорлупе. Теперь можно повесить нашу «писанку» на веточку и поставить в вазу для праздничного настроения. А можно подарить кому-то из близких.
Мальчишки и девчонки увлеченно орудуют «цвичками» и «топилочками», сосредоточенно рисуют, радостно показывают друг другу результат своих трудов. Глаза горят от удовольствия. По словам Янины Вацлавовцы, мастер-класс по «писанке» пользуется популярностью не только перед Пасхой, но и в течение всего года. Очень часто его проводят для школьников, да и взрослым интересно.
В кабинете, где проходят мастер-класс — целая галерея «писанок»: и панно, и гирлянда, и пасхальное дерево. В фойе центра расположилась выставка сувениров «Пасхальной радости сияние» — мастера уже вторую неделю готовятся к празднику. Кроме «писанки» здесь можно увидеть и другие пасхальные атрибуты, изготовленные в различных техниках, и приобрести их. Но, как известно, нет подарка лучше, чем тот, что сделан собственными руками. Так что пробуйте — и у вас все получится.
Фото автора.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.