Воскресенье, 04 Октября 2020 09:11

Учитель с большой буквы: Лариса Мигдаленок

Наверное, только с возрастом начинаешь понимать и ценить, какое великое счастье для человека встретить в школьные годы настоящего учителя. Учителя с большой буквы. Не побоюсь к числу таковых отнести и учителя математики СШ № 7 г. Волковыска Ларису Владимировну Мигдаленок. Уверена, ее бывшие и сегодняшние ученики меня в этом поддержат.

Имя этого педагога давно уже на слуху, и не только в нашем районе. Учитель высшей квалификационной категории грамот и дипломов за 26 лет работы имеет множество. Но своей главной наградой в жизни считает вовсе не это. Куда весомей живой блеск устремленных на нее глаз учеников и искреннее «спасибо» родителей, радость встречи с бывшими ее детьми через годы и признание, что научила их не теоремы доказывать, а, в первую очередь, решать жизненные задачи.

Уже согласившись на встречу, Лариса Владимировна все продолжала недоумевать: «Я — обычный учитель. А на виду, скорей всего, потому, что если бы мне даже не платили за работу, я бы работать продолжала. Говорят, с годами хочется покоя, а я вот наоборот, этого покоя себе никак не желаю, чем старше становлюсь, тем больше желание что-то делать, в чем-то участвовать. И профессию свою, однозначно, с каждым годом я люблю все больше».

О том, что будет именно учителем, Лариса знала с раннего детства. В третьем классе, помнит это очень отчетливо, уточнила бабушке, видевшей во внучке свое продолжение — учитель начальных классов и точка: «Нет, только не начальных — математики!». Почему, не могла объяснить ни тогда, ни сегодня. В том же, что их педагогическая династия будет продолжаться, в семье не сомневался никто. Лариса — учитель в третьем поколении. Школе посвятили жизнь бабушка с дедушкой, тетя, отец (Владимира Афанасьевича Голду, математика и бывшего директора СШ № 4, в нашем городе еще многие прекрасно помнят). Поэтому игр других, кроме как в школу, у Ларисы дома не существовало. И тетради она «проверяла», и примеры решать учила, и классные часы «проводила». Бабушка была первым учителем сотен ребятишек, папа продолжал учить их математике. Видимо, отцовские гены в дочери взяли верх, коль в «подруги» выбрала «царицу наук». И дружат они, на зависть всем, всю жизнь. Интерес к этому предмету подогревала и позиция директора школы, в которой Лариса училась. Филолог, он считал математиков на ступеньку выше остальных предметников, они для него были идеалом.

Распределение после окончания Гомельского пединститута девушке «устроил» Чернобыль. Семья попала в число переселенцев и из Ветковского района переехала в Волковыск. Молодого специалиста с удовольствием взяла на работу седьмая школа. За 26 лет она стала Ларисе Владимировне по-настоящему родной.

— Без всякого пафоса признаюсь: это мой второй дом! Где меня любят и ждут. Я и работаю здесь, и живу. Судите сами: уроки у меня в две смены, так что домой возвращаюсь только планы написать и поспать, — улыбается она. — Думаю, дочь в свое время во многом из-за этого не пошла по моему пути, хотя тоже любила математику. Зато сейчас моя 27-летняя Ольга созрела для того, чтобы стать учителем. Получится или нет, не важно, главное, что есть мечта. А значит, династия может продолжиться.

Лариса Владимировна с таким упоением рассказывает о своих сегодняшних учениках, что с недоверием переспрашиваю:

— Неужели они все настолько любят ваш предмет?

— Знаете, когда я захожу в класс и начинаю говорить, вижу устремленные на себя глаза учеников — заинтересованные, жаждущие новой информации. Меня слушают и впитывают все каждой клеточкой — я чувствую это, и мне это доставляет огромное удовольствие, настолько, что, начиная урок, я забываю обо всех своих недомоганиях. Да, я работаю на результат. Но результат ведь разный для всех. Одаренных детей у нас все-таки не так и много — процента два-три. Им от учителя нужен лишь толчок. Были у меня и победители республиканских олимпиад (в этом году, например, Павел Лоташинский, по ее результатам поступивший на программирование), и стобалльники (хотя и 90, и 94 балла — это очень высокий результат на тестировании). С остальными нужно работать, чтобы дать им то, чего не дала природа. Поэтому больше я горжусь результатами именно таких детей. В большинстве своем они — труженики, и математика дается большинству непросто. Поэтому, когда мы вместе от низкого уровня поднимаемся до среднего — это огромная победа, которую празднуют и дети, и родители, и я сама. Математику нельзя хорошо знать всем — уровень у каждого свой. Понятно, что в базовом классе предмет не будут знать так, как в профильном. Главное для меня, что ребята стараются. Поэтому я не ставлю плохих оценок. «Двойка» — это незнание, а я не хочу показывать ученику, что он вообще ничего не знает — что-то он знает! И это что-то надо закреплять и развивать. Ведь по большому счету математик учит детей решать не просто задачи, а задачи жизненные. Разве логически мыслить, рассуждать, выбирать, анализировать в жизни не надо? Поэтому сейчас в математике передовая тенденция: мы решаем больше практико-ориентированные задачи.

А вообще к детям я отношусь очень спокойно. Для меня не существует плохих и хороших — они просто дети. С пятого класса я им внушаю: самое главное — быть человеком. Не профессором, не ученым, не обязательно высоко взлететь — человеком. Я тоже многого не умею в жизни, в ущерб чему-то лучше знаю математику. Возможно, это что-то, повторяю своим ученикам, вы сумеете делать замечательно, и я приду к вам как к профессио­налам, радуясь, что вы стали классными специалистами. Любимчиков или нелюбимчиков у меня нет — как можно кого-то любить, а кого-то отвергать? Они все дети, и все мои. На собраниях мамам и папам, где-то в душе ожидающим, что я буду жаловаться, всегда говорю: «Уважаемые родители! Не знаю, какие дети у вас дома, но у меня они самые хорошие».

Сейчас, когда выросли собственные дочь и сын, Лариса Владимировна работе уделяет еще больше времени. Лет пять назад появилось желание поделиться собственным опытом с коллегами. В методкабинете ее предложение приняли «на ура», так что с удовольствием руководит практическим семинаром для учителей математики района, обучая их, в первую очередь, молодых специалистов, разным методам и способам решения задач. Это своего рода подготовка к повышению квалификации педагогов. А коль учит других, то и себе не позволяет в чем-то отстать. Новинок в каждой науке с каждым днем появляется все больше и больше, поэтому за ними тоже надо успевать следить.

Шесть лет из 26 Лариса Владимировна была в родной школе заместителем директора по учебной и воспитательной работе. Признается, что больше административной ее привлекает все же работа с детьми. Она не стремится к карьерным высотам, нет у нее большего стремления, чем учить детей.

— В седьмом классе по математике мы начинаем учить «функцию», — объясняет свою позицию. — Так вот работа для меня — это моя жизненная функция, возрастающая, но никак не убывающая, с каждым днем. Лучшей для себя я не видела и не вижу. Чтобы получать удовольствие от работы, ее надо любить. Нельзя научить кого-то тому, чего не любишь сам. Это неоспоримо. А когда работа тебе интересна, то и успеваешь все.

Это Лариса Владимировна о том, что на лирику в душе времени тоже хватает, а ведь, как утверждала вначале, живет на работе. Очень любит она путешествовать — это подпитка, энергетический напиток. Когда была классным руководителем, каждое лето обязательно куда-то отправлялись все вместе — даже этого было достаточно, чтобы «ожить». Нынче пришлось довольствоваться дачей. Без земли математик тоже жить не может. И огород у нее зеленый, и цветами не только клумбы полны, но и городская квартира, квартиры родственников и друзей. Кстати, вся их большая семья (у Ларисы еще два брата) пустила корни в Волковыске. Собираются все вместе у родителей. И это тоже дает огромнейший заряд энергии для всего, чем приходится потом заниматься. Тем более что заниматься надо любимым делом, которое всегда в удовольствие.

Елена ВЕРУШ

Прочитано 209 раз Печать