Наша сборная впервые принимала участие в соревнованиях. И вот результат! По-моему, для первого раза более чем неплохо. Сразу вспомнилось триумфальное участие в республиканском этапе этого конкурса учащегося Волковысского строительного лицея облицовщика-плиточника Садовского Евгения. Невозможно забыть эту победную эйфорию и бесконечную гордость, которые долго витали в воздухе лицея. А тут — победы на мировом уровне! Заслуженно ликует профтех всей республики. Девушки продемонстрировали не только личное мастерство, искусство профессии, но и особенности, отличительные черты своих специальностей, характерные для Беларуси. Здорово, что наша страна снова достойно заявила о себе на мировом уровне.
На фоне таких событий меркнут трудности набора, обучения, воспитания, трудоустройства в сфере профтехобразования. Очень повышается статус рабочих профессий. На мой взгляд (с высоты 8-летнего опыта работы), сфера профессионально-технического образования, претерпев изменения, значительно эволюционировала. Более того, большое внимание этому вопросу стало уделять государство.
Вспомните, еще 10-15 лет назад «пэтэушник» считалось весьма нелицеприятной характеристикой, да и ПТУ — несерьезным уровнем образования для категории людей, не умеющих и не желающих учиться. В системе профтех на смену ПТУ пришли колледжи и лицеи, претерпели изменения программы теоретического и производственного обучения, воспитания. Постепенно лидирующую позицию в обучении стали занимать неординарность, личная инициатива, творчество, креатив, нестандартный подход как среди преподавателей и мастеров производственного обучения, так и среди учащихся. Пусть не во всех специальностях (не очень-то поизобретаешь в бухгалтерском учете или вождении автомобиля), но в большинстве специальностей есть, где разгуляться фантазии и воображению при их освоении. Шаблонность уступила место инновациям. Учить и учиться стало сложнее, но интереснее и перспективнее.
Что скрывать, мотивы поступления юношей и девушек в профессионально-технические учреждения образования остаются разные: от «устал от школы» до «желания стать мастером своего дела». И уровень успеваемости в школьных аттестатах — от «оставляет желать лучшего» до «без пары баллов отличник». Да и учащиеся — сплошь персонажи с характерами и непростой судьбой личных жизненных произведений. Но тем интригующе заявки на победу в различных профессиональных конкурсах и приятнее сами триумфы.
Вот вам и профтех. Да, не всем стремиться в ВУЗы. Хорошо, что в нашей стране создаются условия для развития системы профессионально-технического образования и уделяется должное внимание повышению статуса рабочих специальностей. Думаю, именно благодаря этому во вчерашние «пэтэу» все меньше приходит случайных людей, а все больше — неординарной, творческой, талантливой молодежи, которая ставит целью достижение высокого уровня профессионализма и мастерства. Большинство учащихся за неполных три года (а то и за год) полируют до золота высокой пробы свои, на первый взгляд, обычные руки. А ведь согласитесь, нам всем хочется, чтобы золотых рук мастера строили для нас дома, делали нам прически, готовили блюда, ремонтировали автомобили и многое другое. Все знают: встречают по одежке — провожают по уму. Разрешите дополнить — запоминают по мастерству.
Думаю, пора избавляться от предрассудков в отношении «пэтэу» и «пэтэушников». Профессионально-технические колледжи и лицеи доказали прогрессивность профтехобразования. Учащиеся демонстрируют высокий уровень профессионального мастерства. Государством рабочие специальности востребованы. Общество нуждается в золотых рук мастерах.
Думаю, в том числе и для учащихся профессионально-технических колледжей и лицеев создан специальный фонд Президента по поддержке талантливой молодежи, который работает с 1996 года и уже собрал свыше 20 тыс. стипендиатов. Еще раз виват победителям! Ура Году молодежи! И зеленый свет для тех, кто из профтех!
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.