Суббота, 27 Февраля 2021 13:28

Мотив один — успешность. Итоговая коллегия управления образования Волковысского райисполкома прошла на базе гимназии № 1

На пленарном заседании была детально проанализирована деятельность системы образования Волковыщины в 2020 году, обозначены перспективные задачи, которые определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы, выступлением главы государства на Всебелорусском народном собрании.

Вдохновение для творчества

Прошлый календарный год был весьма непростым из-за сложной эпидемиологической обстановки, связанной с коронавирусом. Но даже несмотря на это, достижений у учреждений образования было достаточно, чтобы их заметили не только на районном, но также на областном и республиканском уровнях. Познакомить с ними решили и всех участников итогового заседания, и приглашенных на него педагогов, устроив в холле второго этажа гимназии своеобразную выставку успехов.

Фоном для селфи многие поспешили выбрать экспозицию районного центра технического творчества детей и молодежи. Изделия учебной бизнес-компании «Кузница вдохновения», которые и составляли ее, внимание действительно привлекали. Оригинальностью, простотой и изяществом, желанием взять их в руки и кому-нибудь подарить. Для этого, впрочем, их здесь и делают. Директор ЦТТДиМ Мария Гусак рассказала, что бизнес-компания начала свою работу только в прошлом сентябре. Главным направлением ее деятельности стало изготовление сувенирной продукции из фанеры с применением лазерной резки и гравировки. «Родители» «Кузницы вдохновения» были уверены: оригинальное исполнение, натуральные материалы «подкупят» покупателей, ведь подарки и сувениры к праздникам ищут все, и каждый желает найти что-то новенькое и необычное. Продукция, которая изготавливается и по эскизам учащихся, и по индивидуальным заказам, на самом деле получилась востребованной и, что самое главное, недорогой. За пять месяцев компания заработала уже около тысячи рублей. Ребята получают семь процентов от реализованной продукции, каждый из них уже пополнил семейный бюджет примерно на 300 рублей. В центре проводятся выставки-ярмарки, где можно приобрести изготавливаемые здесь изделия. А еще заявку можно отправить на электронный адрес ЦТТДиМ или позвонить сюда по телефону. 8 Марта, кстати, совсем скоро…

Целеустремленность ребят, их желание жить не только уроками, но и творить во внеурочное время оцениваются по достоинству в любом случае. Пускай и не материальными благами, как в «Кузнице вдохновения», — моральную удовлетворенность никто тоже пока не отменял.

Заведующий отделом по основной деятельности Волковысского центра творчества детей и молодежи Ольга Кухтюк подробно остановилась на участии школьников района в республиканских смотрах, конкурсах, выставках, фестивалях. В 2020 году наши юные земляки заняли в них 26 призовых мест — 9 первых, 6 — вторых, 11 — третьих. За ними — высокий уровень творчества учащихся и результативная работа педагогов гимназии № 1, Волковысского ЦТДиМ, районного центра технического творчества и районного эколого-биологического центра детей и молодежи, районного центра туризма и краеведения, Красносельского районного центра творчества детей и молодежи, СШ № 2 г. Волковыска, СШ № 3, 4, 5, 7, СШ г. п. Красносельский, Верейковской СШ, Гнезновского, Подоросского, Субочского УПК детский сад-средняя школа.

Ресурсы качества

В последнее время в системе образования республики все более укрепляется роль ресурсных центров. Перед ними изначально ставилась цель обеспечения качественной профориентационной, научно-исследовательской работы с учащимися и педагогами, работы с высокомотивированными учащимися, а также повышения качества предметных знаний у педагогов. В нашем районе действуют три областных и 22 районных центров. О том, как РЦ помогает в работе педагогам специального образования, рассказала методист центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Татьяна Скепко.

Районный ресурсный центр в ЦКРОиР по теме «Обеспечение качества образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания» функционировал с сентября 2015 года. С февраля 2019-го он поменял статус на областной. Сеть специального образования ежегодно оптимизируется. В текущем учебном году создано восемь классов интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости, а всего их 39. Плюс в районе работают 20 специальных групп и 18 групп интегрированного обучения и воспитания. В этих условиях основной целью деятельности ресурсного центра становится создание единой  системы комплексного сопровождения интегрированного обучения и воспитания, повышение их качества. Направления деятельности — самые разные. Это консалтинговая поддержка (специалистами РЦ провели более 2000 консультаций для педагогов района, более 80 — для специалистов области, реализующих образовательные программы специального образования) и корпоративное обучение (прошло более 40 методических заседаний), обмен опытом и методический аудит.

Работу районного ресурсного центра по истории и обществоведению, действующего на базе гимназии № 1, презентовала заместитель директора этого учебного заведения по учебно-методической работе Елена Оскирко. Елена Николаевна уверена: главный ресурс здесь — это преданные своему делу педагоги. В гимназии они есть. Создана и необходимая материально-техническая база, без которой не обойтись. Кабинет истории в областном смотре-конкурсе в прошлом году, кстати, занял третье место. Специалисты РЦ организовали работу районного клуба «Дебаты», где педагоги осваивают навыки ведения дебатов и разрабатывают уроки с использованием этой технологии.

На высоте в гимназии исследовательская деятельность. За пять лет учащиеся завоевали 46 дипломов в конференциях по истории и обществоведению различного уровня, из них 6 — республиканского уровня с международным участием. Широко используются в учебной и воспитательной работе средства музейной педагогики. Руководитель музея Павел Павлович Эльяшевич и его заместитель Ирина Анатольевна Бушик постоянно в поиске новых нестандартных форм работы. Музей боевой славы гимназии № 1 в 2020 году стал победителем республиканского конкурса музеев учреждений общего среднего образования «Их память мы в сердце храним».

Продолжается сотрудничество с Академией МВД РБ. В его рамках в гимназии создаются профильные классы правовой направленности, в которых обществоведение и история изучаются на повышенном уровне. Учащиеся этих классов активно участвуют в республиканской правовой олимпиаде «Фемида», конкурсе эссе «Мы выбираем путь», в днях открытых дверей, встречах. Профориентации способствует и организация на базе ресурсного центра летнего профильного правового лагеря «АдВОЛКаты». В рамках смены проводятся уроки правовой культуры, интеллектуальные игры, дебаты по правовой тематике, турниры знатоков права, экскурсии, встречи с сотрудниками РОВД, ИК-11, суда, Департамента охраны, прокуратуры и др. Ежегодно учащиеся профильных групп поступают на специальности юридической направленности в вузы.

Видеоэкскурсию по учебным кабинетам своей школы предложил директор СШ г. п. Красносельский Александр Крупта. В смотрах-конкурсах областного уровня в этом направлении школа всегда на высоте. За три года, например, четыре кабинета этого учреждения образования были признаны лучшими в области. В прошлом году диплома первой степени был удостоен кабинет истории и обществоведения.

Школа — виртуальная и скоростная

Под впечатлением продемонстрированных достижений началось пленарное заседание коллегии. Начальник управления образования Михаил Семенчик открыл его торжественной нотой, поблагодарив за плодотворную работу, творчество, вдохновение тех педагогов, которые в непростых условиях прошлого года разрабатывали учебные модули для единого информационно-образовательного ресурса. Старания 59 из них были отмечены почетными грамотами управления образования Волковысского райисполкома.

В целом работа была организована по подготовке материалов по 18 учебным предметам, было задействовано 76 педагогов из 14 учреждений образования.

Педагоги начальных классов и эстетического цикла предметов под руководством методистов Е. И. Фирончик и Ж. А. Борель в начале IV четверти прошлого учебного года создали вкладку «Дистанционное обучение» для учителей района по всем учебным предметам первой ступени общего среднего образования и по учебным предметам «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Единый республиканский информационно-образовательный ресурс для учебно-методического обеспечения образовательного процесса на уровне общего среднего образования разрабатывается в соответствии с поручением Министра образования Республики Беларусь. Педагоги Волковысского района «взяли на себя» шесть учебных курсов: «Чалавек і свет. 3 клас» для учреждений образования с белорусским языком обучения; «Русский язык. 3 класс», «География. 6 класс», «Русская  литература. 9 класс», «Всемирная история. 9 класс», «Физика. 8 класс» для учреждений образования с русским языком обучения. Для работы были задействованы 55 педагогов из 13 учреждений образования. Самый весомый вклад внесли учителя гимназии № 1 г. Волковыска И. Б. Клак и Л. В. Заяц, СШ № 7 О. Н. Даник, Т. В. Грудинская, В. А. Метлич, М. А. Маршалок, СШ № 3 О. С. Копран, М. В. Вербицкая, Т. С. Волчкевич, Е. Н. Жук, СШ № 4 Н. Я. Шейнога, М. О. Огоновский, Н. М. Голуб, СШ № 5 Н. Ф. Пашко, СШ № 2 г. Волковыска О. Г. Тесловская.

Начальник управления образования говорил и о других значимых успехах системы образования района, подвел итоги ее работы в целом и озвучил те задачи, над которыми предстоит работать не только в этом году, но и на перспективу.

О формировании гражданственности и патриотизма в условиях воспитательного пространства учебного заведения рассказала заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 1 Елена Савко.

А учитель немецкого языка СШ № 2 г. Волковыска Валентина Клакевич поделилась своим опытом работы с одаренными и высокомотивированными детьми. Главное, считает педагог с многолетним стажем, вовремя заметить эту искорку в ребенке и помочь разжечь ее. Сейчас возможностей для этого множество. Студия «Юные дарования», открытая шесть лет назад при центре творчества детей и молодежи и педагогом которой является сама Валентина Антоновна, — одна из них. Многие предметники работают с целенаправленными детьми по индивидуальным образовательным маршрутам. И они, уверена В. А. Клакевич, становятся персональным путем реализации личностного потенциала учащихся в образовании. Ее выпускники, из жизни которых немецкий язык не выпал и после школы, — тому подтверждение.

Сегодня же мы живем в век возрастающих скоростей, когда время измеряется уже не часами и минутами — а секундами. В век — когда побеждает лишь тот, кто движется на максимальной скорости. Не снизить ее учащимся, мотив которых — попасть в группу лидеров, и обязан такой же высокомотивированный учитель. А значит — есть над чем работать всем.

Елена ВЕРУШ

Прочитано 1319 раз Печать