Молодое поколение свободнее, чем все предыдущие. Беседуем о ярких чертах современной молодежи с учителем СШ № 2 г. п. Россь Лилией Раку и учащимся этой же школы Андреем Опимахом - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Среда, 13 Июля 2022 10:41

Молодое поколение свободнее, чем все предыдущие. Беседуем о ярких чертах современной молодежи с учителем СШ № 2 г. п. Россь Лилией Раку и учащимся этой же школы Андреем Опимахом

Современное поколение альфа, дети, рожденные в XXI веке, обладают новыми общими чертами. О них мы на этот раз поговорили с учителем истории и обществоведения СШ № 2 г. п. Россь Лилией Раку и одним из ее учеников Андреем Опимахом.

— Лилия Ивановна, какие черты присущи новому поколению?

— Именно оно будет движущей силой прогресса. В руках этих детей будет сосредоточено наше будущее. Хоть влияние гаджетов велико, все-таки они, как ни странно, считаются более уравновешенными, позитивными. Замечаю, что формализм для них не свойственен, то есть, они не живут стереотипами. Молодое поколение свободнее, чем все предыдущие. Речь идет о той свободе, когда стираются границы государств, смешиваются нации. Конечно, гаджеты — это значительная часть их жизни. Но в то же время это не гарантирует им эрудицию. Да, есть доступность информации, причем очень быстрая, если что-то нужно узнать, буквально секунды уходят на то, чтобы это сделать. И в потоке этой информации надо уметь разобраться, отобрать рациональное и не пойти по какому-то ложному пути. По­этому и на уроках истории, обществоведения мы учим тому, что нужно уметь проверять достоверность информации из разных источников и уметь ее анализировать. Если предыдущее поколение и мое поколение привыкли обращаться к книгам, энциклопедиям, где все выверено, то теперь мы имеем такой объемный поток непроверенной информации, который трудно анализировать.

Дети интересуются многим, многое им доступно. Те же виртуальные музеи, виртуальные путешествия. То есть, не надо ехать в какую-то отдельно взятую страну. Поэтому, наверное, эти дети более толерантны, взгляды их более гибкие. Они будут уметь взаимодействовать, наверное, со многими, адаптироваться к различным ситуациям. А что еще о них хотелось бы сказать: может быть они также ­какие-­то нетерпеливые в то же время. Им кажется, что так же легко, как они по одному щелчку мыши могут найти информацию, можно достичь всего легко и очень быстро в реальной жизни. А потом только задумываются над тем, какого это труда на самом деле стоит.

060-1

— Вы сказали — гибкие взгляды, а что может быть стержнем? Какие ценности? Как моральный кодекс строителя коммунизма трансформировался к сегодняшнему дню?

— В основе все равно должны лежать моральные ценности, которые начали формироваться с момента появления человека на земле, с первобытнообщинного строя на протяжении веков они совершенствовались. Но самые основные — те же принципы добра, справедливости, их значимость, суть не меняется на протяжении веков. Мы всегда пытаемся во всех своих поступках, деяниях это найти и передать следующим поколениям. Нарушение моральных норм фактически сейчас наказуемо по закону. Это основа жизни людей и основа жизни общества.

— Как быть с клиповым мышлением у ребят? Как-то по-другому преподносить информацию на занятиях?

— Только трудом, а не развлечением можно достигнуть многого. Клиповое мышление уводит в развлекательную сторону. Но создать такую целостную картину, складывать как мозаику представление о мире, все равно нужно, используя различные способы деятельности, каналы информации. Но без роскоши человеческого общения, без живого взаимодействия все равно никак не обойтись.

— Ваши ученики много сидят в телефонах?

— Этим летом, работая в при­школьном лагере, вижу: дети при любой свободной минутке ищут чем себя занять и почему-то приходят к телефонам. Когда мы, воспитатели, их отвлекаем, идет живое общение. Как только появляется пауза, дети уже там, и они почему-то не стремятся поговорить с другом, который находится рядом.

Нужно воспитывать медиакультуру. Прививать. На занятиях по обществоведению мы спрашиваем учеников, в каких соцсетях они общаются, как много соцсетей используют, какие стоит давать на общий просмотр, какую нужно сортировать и не выставлять на общественное обсуждение. Эти моменты мы обсуждаем с девятиклассниками. Мы же от старых медиа перешли к новым. Фактически газеты, радио, телевидение, — это все медиа. А гаджеты — это просто современный канал передачи информации.

— Хочу у вас, как у историка, спросить. Сейчас появляются идеи переписать историю. На ваш взгляд, почему такие идеи появляются? Преподавание истории претерпевает изменения?

— Насчет причины переоценки однозначно сложно ответить. Мы всегда с детьми на уроках ищем обе стороны медали, потому что ни на одно историческое событие однозначного, одностороннего взгляда не бывает, так как все мы разные, у каждого свое мнение, а история из всех наук является главной, фактически это и знания, и воспитание, и идеология.

 Важнейшую роль в жизни общества играет историческая память — духовный стержень преемственности поколений. А с исторической памятью в настоящее время возникли определенные вопросы. Все чаще под сомнение ставятся самые важные в истории нашей страны факты. Неоднозначность событий и дает возможность, например, в какие-то неопределенные периоды скрыть одни исторические источники, а другие исторические факты выдать за правду. Поэтому необходимо сохранить героическое наследие и правду обо всех периодах жизни нашего народа.

Новому поколению, наверное, просто нужно понять самое главное — любить свою родину, свою землю. Год исторической памяти объявлен прежде всего для того, чтобы сформировать объективное отношение к тем событиям прошлого и в то же время сохранить и укрепить единство нашего народа.

 

Андрей Опимах: «Не нужно жить иллюзиями, нужно развиваться»

 

— Андрей, в каких соцсетях вы представлены, где больше проводите времени?

— В ВКонтакте, Ютубе. У меня направленность в первую очередь на видеоинформацию. Смотрю ролики на историческую тему и игровые.

— В какие игры играете?

— В те, что связаны с историческими событиями, которые их воспроизводят и симулируют. «World of tanks», но больше в шведскую игру «Hearts of iron» в жанре глобальной стратегии. Она посвящена Второй мировой войне.

060-2

— В Европе есть версия игры, где убрана запрещенная символика, связанная с нацистскими организациями, это она?

— Да. А еще Гитлеру убирали усы или добавляли, чтобы он был менее узнаваем. В игре — воспроизведение того исторического периода, его симулирование. Дополнительно есть другие возможности и модификации. Сама база посвящена Второй мировой войне. Можно одному играть, в сетевой веселее. В игре вы управляете страной.

— Как глава государства?

— По сути да. Там просто идет историческое время, как у нас — года, дни. Сам человек определяет себе цель. Соревновательной части нет. Ты идешь к своей цели либо успешно, либо нет. Что касается исторических моментов, то там представлено военное обмундирование тех времен. Можно в нем научиться разбираться. В олимпиадах были задания, связанные с самолетами, танками.

  — Расскажите о недавнем вашем достижении в республиканской олимпиаде — дипломе второй степени. Почему история? Какая история нравится больше?

— Все начиналось в детстве с книг, которых дома много. Мне от братьев досталась серия энциклопедий, посвященных биологии, астрономии и т. д., но мне больше приглянулась историческая тематика. Детские игры мальчиков – войнушки. Если задаваться вопросом, почему происходят войны, кто в них виноват и что делать, то это отсылает к истории. Все это привело к такому своеобразному моему увлечению. И братья увлекаются историей, родители поддерживает.

Мне больше интересен период с XVIII-XIX веков и ближе к современности, когда мир стал более глобальным. По всеобъемлимости нравится больше всемирная история. История Беларуси соответственно более подробная, скрупулезная, более близкая мне как белорусу.

— Если бы вас спросили, в какую эпоху хотели бы жить и почему?

— Я бы, пожалуй, остался здесь. Потому что объективно людям сейчас комфортно жить, есть доступная медицина. Даже если явление последних лет — ковид сравнивать с эпидемией европейского масштаба — чумой, то там было куда больше потерь. А тут мировой масштаб. В целом жизнь безопаснее, можно жить дольше.

— История развивается по спирали или по кругу?

— Понятно, что история не может копироваться, но в целом можно проследить определенные исторические закономерности. Но ценности кардинально не меняются.

— Людям вживляют сегодня импланты. А как вы относитесь к идее вживления чипа, что нас можно пронумеровать?

— Это не массовое явление. По крайней мере, пока. Видел в Сети сюжет про удобство чип-ключа, который является встроенной дисконтной карточкой, как я понял. В целом это удобно, но, конечно, при определенных перспективах это может быть довольно опасно. Пока мы не можем себе все представить, нам сложно вообразить, что будет через 10-100 лет. Люди тоже раньше не могли предположить, какого пика развития мы достигнем. У них тогда вызывали удивление телефон и автомобиль. То, что для нас уже привычно и кажется старым.

— Вы замкнутый или общительный человек?

— У меня двое братьев, хожу в школу, поэтому общение постоянно есть. Интровертом не могу себя назвать, не считаю себя замкнутым. У меня есть большой круг общения, к примеру, для меня олимпиада — это также взаимодействие с людьми, интересующимися тем же, что и я.

— Что цените больше всего в друзьях?

— Честность, смелость, инициативность.

— С какой целью больше всего используете электронные приспособления? Общаетесь, играете?

— Да. В каком-то смысле интернет — своеобразная энциклопедия, только куда более доступная, расширенная. Нередко для подготовки к олимпиаде используются электронные базы, которые куда доступнее, чем литература.

— В соцсетях кто-то себя выдает за другого. Некоторые любят троллить в соц­сетях, цепляться для интереса, чтобы посмотреть, как отреагирует собеседник. Как вы к этому относитесь?

— В ВКонтакте не использую такие методы. Сам представляю себя максимально реально. А в остальных — имя настоящее, только заставки не мои.

— Какие интересы кроме истории?

— Интеллектуальные игры. Посещаю объединение по интересам «Фортуна», которое ведет Татьяна Борисевич. Участвую в турнирах. Физическими занятиями недавно начал заниматься для себя. Лето – прилив свободного времени. Лучше тратить его с пользой.

— Может, лучше стереть историю и не изучать ее?

— Если сотрем, все равно будет создаваться нечто новое, а опыт прошлого зачастую помогает избежать ошибок сейчас или в будущем. Уже есть определенная историческая лента времени, по которой можно отследить, какие вехи мы прошли, может, свернули не туда, сделали не то, чтобы не повторить это в будущем.

Не нужно жить иллюзиями, нужно развиваться. Это не означает просто начать читать книги, ведь можно же в человека бесконечно вкладывать информацию и не будет никакого результата, потому что он никак не старается с ней взаимодействовать. И понятно, нужно, чтобы люди в первую очередь оставались людьми. Чтобы не забывали, где мы живем и в какое время, что все это надо ценить.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 878 раз Печать