В мире индивидуальностей. Беседуем об особенностях современного поколения с преподавателем географии СШ № 7 Светланой Марчук и учеником Артемом Величко - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 18 Марта 2023 11:06

В мире индивидуальностей. Беседуем об особенностях современного поколения с преподавателем географии СШ № 7 Светланой Марчук и учеником Артемом Величко

Мир стремительно меняется на глазах. Денежные операции за несколько кликов из любой точки земного шара; видеообщение; о любом событии из нашей жизни, где бы мы ни находились, мгновенно могут узнать все друзья и сразу же увидеть, правда — через монитор. И если новейшие технологии раньше мысленно связывались со СМИ, то теперь эпоха цифры дает возможности в руки каждому из нас, независимо от сферы деятельности и возраста. И сегодня не всегда важно само содержание послания, сколько его отправитель — ты сам. А каково нашим детям расти, учиться и взрослеть в таком мире? Мы пообщались с преподавателем географии средней школы № 7 г. Волковыска Светланой Марчук и учеником 10 класса Артемом Величко.

— Светлана Ионовна, на глазах трансформируется общество. Мы переживаем технологическую революцию, которая затрагивает и наш быт, и учебу, и отдых. Если в эпоху великих географических открытий передовые новинки путешественники везли с собой и заимствовали что-либо новое издалека, то сегодня изменения мы претерпеваем на месте. Расскажите, пожалуйста, как новейшие технологии влияют на школу и школьников.

— Современные дети не представляют свою жизнь без цифрового пространства, так как они никогда без него не жили, в отличие от нашего поколения. Но, если говорить о влиянии современных технологий, в частности, на изучение географии, то можно здесь выделить как положительные, так и отрицательные
моменты. С одной стороны, география, как ни одна другая наука, нуждается в визуализации учебного материала, и сегодня мы можем с помощью компьютерных технологий путешествовать виртуально по миру, увидеть чудеса природы, можем познакомиться с далекими странами, с разнообразием земного шара. Наглядность для нашего урока компьютерные технологии предоставляют в полной мере. Это, конечно, огромный плюс. Но, с другой стороны, есть и свои минусы, потому что яркие образы, быстрый поиск информации, все эти ленты в соцсетях снижают способность детей мыслить системно и формируют у них клиповое мышление. А в географии на первом месте стоит логическое мышление и установление причинно-следственных связей. Дети теперь не любят читать объемные тексты и воспроизводить их. Меньше стали говорить. А география — устный предмет. Нужно больше говорить, а не просто кратко отвечать на вопросы. Поэтому надо много читать, не только картинки и яркие надписи пересматривать.

Современные дети гораздо образованнее в области информационных коммуникаций. Поэтому между ними и нами — достаточно большая разница. Дети легко воспринимают информацию и у них быстрая реакция. Сейчас информацию легче искать. Возник вопрос — сразу же включаешь Интернет, и находишь ту, что тебе нужна. Когда мы готовимся к олимпиаде, пользуемся Интернетом. Все время ищем и находим информацию мгновенно. Это, конечно, огромный плюс. Но из-за клипового мышления детям теперь сложнее написать сочинение. Легче ответить на тесты. Потому что, когда они готовятся к экзамену, тестированию, им предлагаются варианты ответов, из которых надо выбрать.

Зато современные дети более талантливые, потому что у них больше возможностей для развития талантов. С раннего детства предлагается множество кружков, школ для развития. Можно посмотреть ролики в Интернете, там дети могут легко и быстро получить любую информацию, найти ответ на любой свой вопрос. И эти возможности раскрыть свой талант используются. Сегодня наш мир — мир индивидуальностей. Можно позавидовать тому, что у современных детей гораздо больше возможностей, чем было, например, в наше время. Чтобы найти информацию, мы должны были идти в библиотеку, перечитать массу литературы.  Сейчас дети могут видеть весь земной шар. Чего мы не видели и не могли себе представить. 

Если говорить об учебе, то успехи в учебе напрямую зависят от мотивации. Думаю, что это идет из детства, семьи, где ребенок видит пример родителей. Если такие дети мотивированы на то, что знания нужны, чтобы потом получить хорошую профессию, хорошее образование и быть на уровне в обществе, тогда они стараются учиться, получить хорошие отметки, не потому что мама может отругать, а потому что они видят ценность образования. Но, к сожалению, не все. Вообще, я согласна с высказыванием, что информационно дети теперь взрослеют раньше, а социально — позже. Потому что современные дети больше сидят дома, за компьютером, с телефоном. В результате не формируются навыки межличностного общения. Даже эмоции другого человека воспринимаются ими менее серьезно, поверхностно. И поэтому какие-то даже простые жизненные задачи им, наверное, решать сложнее. Дети раньше знали: если мама поручила такое дело, значит его нужно сделать. А теперь родители стараются решить все за детей. Не за всех, конечно. Есть прекрасные ребята, и ответственные, и способные принять решения, помочь друг другу. И много таких, к счастью. У нас — точно. Весь класс такой. И мне, например, импонирует то, что они сопереживают один другому. И даже если отметки выставляешь, многие просят не за себя, а за одноклассника. Дети разные, но у меня большинство таких.

— Если говорить о мышлении, молодежь сегодня зачастую генерирует контент, создает видеоролики или посты в соцсетях, без очевидного смысла, без сюжета, к которому привыкли представители предыдущих поколений. Откуда это?

— Мне лично кажется, что не так много детей создают видеоролики без смысла. Вообще же, они таким образом привыкают к тому, что жизнь не является чем-то закрытым для других, и всем показывают свою обыденную жизнь. Наверное, это веяние моды такое.

— Какие ценности у современных подростков? Чему их нужно учить в первую очередь в современном нестабильном мире?

— Система ценностей все время меняется. Современные дети менее романтичны, более прагматичны. Их мир больше заполнен материальными ценностями, чем это было раньше. Но все равно воспитание детей во все времена должно быть основано на общечеловеческих ценностях: любовь к родителям, уважение к сверстникам, учителям, взаимопомощь, любовь к родному краю, доброта, честность. Эти общечеловеческие ценности никогда не теряют свой смысл. Когда-то я читала очень древнее высказывание о том, что мир стал ужасен, дети не слушаются родителей, не хотят выполнять какие-то требования, плохо относятся к учебе, и это было сказано две тысячи лет назад. И каждая фраза актуальна, — говорит Светлана Ионовна и улыбается.

— Какая роль отводится цифровой грамотности, безопасности в сети?

— В школе вопросам безопасности в сети отводится большое место. Проводятся общешкольные мероприятия, мы на классных часах постоянно проводим беседы о том, как правильно пользоваться сетью Интернет. Особенно как обращаться с персональными данными. И вроде они знают об этом, но все равно случаются проблемы. 

— Каков ваш рецепт будущего? Что делать со всем этим нам, чтобы помочь детям, а не навредить, чтобы сформировать гармоничную личность?

— Детям надо предложить альтернативу. Необходимо их внимание перенаправить с гаджетов на то, что им будет интересно: спорт, творчество, другие занятия. Ребенку станет гораздо интереснее побеждать в реальном мире, чем в виртуальном. И радость от реальной победы гораздо слаще, чем от виртуальной. Реальные результаты более значимы и приятны, чем интернет-иллюзия. Например, виртуальная победа никогда не сравнится с победой на соревнованиях или признанием таланта в любой деятельности. И надо организовать жизнь детей так, чтобы у ребенка были реальные друзья, увлечения, впечатления, чтобы он мог играть в реальные игры. Учился решать конфликты со сверстниками словесно, а не через переписку. Чтобы всегда были добрые, справедливые товарищи. Не только ровесники, но в первую очередь это, конечно, родители, семья.

Артем Величко: «Всегда интересно учиться чему-то новому»

— Расскажите о вашем успешном выступлении в олимпиаде. Почему выбрали географию? Долго ли готовились и что помогло достичь такого результата?

— В этом году мне было намного легче, потому что в областной олимпиаде я участвовал уже второй раз. А вообще географией занимаюсь с шестого класса, примерно с того времени я начал участвовать в школьных и районных олимпиадах и занимать призовые места. Достичь такого результата мне помогли занятия с моим классным руководителем, Светланой Ионовной. География мне нравилась с детства. Я очень любил передачи и фильмы о путешествиях, о жизни в других странах.

Артем — запасной участник в команде на республиканскую олимпиаду от Гродненской области. На протяжении недели участвовал в сборах в Гродно, которые проводили преподаватели географического факультета БГУ. На них кроме теории были практические занятия, поскольку сама олимпиада состоит из теоретического тура, мультимедийного и практического, с выходом на определенную местность и выполнением заданий.

— В первый день на практике нам выдали распечатанную карту района, где расположено общежитие, в котором мы жили, — рассказывает Артем. — Надо было провести функциональное зонирование, то есть, распределить застройку по функционалу. Например, где должны быть общественные здания, магазины, лесные угодья, рекреационные зоны, зоны отдыха, деловой центр, социальные объекты. Во время второй практики мы в парке на берегу Немана копали шурф, яму в форме прямоугольника глубиной в метр. Смотрели слои почвы и потом рисовали почвенные горизонты.

— Вам интересно учиться?

— Скорее, да. Мне, например, нравятся такие предметы, как история, обществоведение, литература, черчение. И в целом всегда интересно учиться чему-то новому по жизни.

— Много проводите времени в соцсетях, играх?

— Раньше я больше проводил времени в играх и соцсетях. Мне очень нравились стратегии. Это игры, где надо управлять страной, войском. Это также, возможно, оказало влияние на мое увлечение географией. Но теперь я почти не играю. Больше уделяю времени учебе, смотрю новости в Интернете. Смотрю фильмы, сериалы. Занимаюсь более полезными делами, чем игры.  

— Насчет стратегий, это точно, — говорит Светлана Ионовна. — Мы, когда начали с Артемом заниматься, он знал все колонии, все страны Африки. Спрашивала: «Откуда ты это знаешь?». Сказал, что благодаря игре. 

— Вы как-то контролируете личную информацию, которая попадает в сеть?

— Стараюсь не оставлять важную информацию о себе на подозрительных сайтах. То есть, доверяю только проверенным ресурсам. Магазинам, которые популярны и имеют хорошую репутацию.

— Какие у вас еще интересы кроме географии?

— Я увлекаюсь тяжелой атлетикой, люблю ходить в тренажерный зал. Также нравятся такие виды спорта, как велопрогулки на природе. Интересуюсь авто и мототехникой. Например, их устройством, ремонтом.

— Какие черты характера в людях вы цените, какие умения?

— Ценю в людях, в первую очередь, честность, доброту, искренность. Считаю, что в каждом человеке нужно ценить то умение, которое у него лучше всего получается.

— Как снимаете эмоциональное напряжение, перегрузки от учебы?

— Чтобы избавиться от перенапряжения, стресса, усталости, следует резко сменить обстановку. Например, выйти на улицу, прогуляться, отдохнуть с семьей, у меня есть еще младшая сестра, съездить в интересное место, попутешествовать. Всей семьей на выходные ездим к бабушке в деревню. Снимаю стресс физической нагрузкой. И домашние питомцы помогают. Дома есть аквариумные рыбки, в деревне у бабушки собака и кошка с котятами.    

— Что вдохновляет вас?

— Новые эмоции, ощущения, или например, когда смотришь на человека, у которого за плечами большие достижения, это очень вдохновляет. Путь, проделанный этим человеком.

— Кем хотите стать?

— Точно пока не определился, возможно, это будет связано с географией и надеюсь, что после 11 класса сделаю правильный выбор.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 533 раз Печать