Участниками семинара были представители учреждений образования Беларуси — участники инновационных проектов. Экспертами выступили Виктор Стефанович Кулик, старший преподаватель академии последипломного образования, научный консультант инновационного проекта «Внедрение модели формирования социальной успешности учащихся учреждений общего среднего образования» и Ирина Борисовна Савелова, старший преподаватель Минского городского института развития образования, консультант инновационного проекта «Внедрение модели становления поликультурной компетентности учащихся в деятельности учреждений общего среднего образования», под руководством Софии Борисовны Савеловой, доцента кафедры педагогики и менеджмента образования академии последипломного образования, научного консультанта инновационных проектов.
Программа встречи была обширной. Педагоги и учащиеся гимназии № 2 представили участникам семинара свои уже известные проекты: «Цели устойчивого развития для всех», «Гимназическое телевидение «Гимназия.TV», акцию- проект «Милосердие», опыт организации летних палаточных лагерей и участия в интернет-игре «Наша Беларусь», которую ежегодно проводит Ассоциация совместно с БГПУ имени М. Танка. Визитка представила еще и модель поэтапного включения учащихся в социально значимую и практическую деятельность, на основании которой строится вся воспитательная система гимназии. Педагоги не могли не отметить творчество и креативность представителей гимназии, ведь даже практикум по организации социально-значимой деятельности заместитель директора по воспитательной работе Александр Анатольевич Личик и учащийся 11-го класса Егор Грушевич начали с театрального представления учителя и ученика «Кто же я», задав тон всей последующей работе. Главной задачей в ней было согласовать представление о социальной успешности учащихся, характере ее проявления и индикаторах. «Базой» практической отработки критериев стал опыт участия гимназистов в социально-значимой и проектной деятельности в интересах устойчивого развития.
В СШ № 8 с польским языком обучения участники семинара на практике познакомились с работой педколлектива по созданию условий для обеспечения предприимчивости и социальной успешности учащихся. Здесь им предложили поработать в проблемных мастерских. Гости побывали на бинарном уроке по польскому языку, посетили музей леса, окунулись в научно-исследовательскую деятельность участников открытого школьного сообщества, познакомившись с некоторыми проектами, поучаствовали в дебатах и финансово-экономической игре. Все это вылилось в пленарную дискуссию, в рамках которой все участники (а их было более 50) постарались представить практические примеры поддержки детско-взрослых инициатив, направленных на развитие предприимчивости и социальной успешности своих учреждений образования.
Эффектным и ярким завершающим аккордом второго дня семинара стало виртуальное путешествие вокруг света. Присутствующие смогли посетить культурную столицу Беларуси — Витебск и посмотреть выступление молодых исполнителей на «Славянском базаре»; побывать в Польше и познакомиться с культурными традициями этой страны; увидеть завораживающий своей красотой и элегантностью показ мод в Париже; ощутить себя зрителями на легендарной концертной сцене в Лондоне; окунуться в атмосферу зажигательной дискотеки 80-х; почувствовать морозный, зимний вечер в Подмосковье. И в завершение этого необычного путешествия понять, что нет красивее и прекраснее места на Земле, чем то, где ты родился и вырос, где прошли детские беззаботные годы, — Беларуси!
Результатом работы семинара стали тематический практикум «Управленческие механизмы внедрения модели «Предприимчивая школа» в деятельность учреждений общего среднего образования» и проблемная лаборатория «Условия и ресурсы формирования социальной успешности учащихся учреждений общего среднего образования», на которых участники определились с путем развития инновационной деятельности в своих учреждениях образования. Но главным итогом мероприятия его организаторы назвали возможность сплотить неравнодушных педагогов из разных уголков Беларуси в общем деле на благо учащихся и общества в целом. Важность таких встреч подчеркнула и принимающая сторона: заместитель председателя Волковысского районного исполнительного комитета Татьяна Викторовна Андрушкевич, заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Петр Евгеньевич Красько и заведующая районным учебно-методическим кабинетом Ирина Мечиславовна Велесик. По их единодушному мнению, нынешний семинар позволил взглянуть на многие привычные вещи в учреждениях образования по-новому, с других позиций оценить инициативу и профессионализм педагогов.
Вывод сделан: инновационные проекты образования в интересах устойчивого развития должны стать краеугольным камнем в системе работы каждого учителя, ибо именно они становятся ресурсом развития предприимчивости, социальной успешности, поликультурной компетентности участников образовательного сообщества, а главное — партнерства. Ведь не зря же гимназисты бросили клич: «Будущее начинается сегодня. Именно сейчас происходит закладка его фундамента. Давайте же строить его вместе — вместе с вами, неравнодушные сверстники, и вместе с вами, дорогие взрослые».
Знаете ли вы, что…
- За 5 лет на базе района реализовано 25 экспериментальных и инновационных проектов республиканского уровня. В 2016/2017 учебном году организована деятельность 3 экспериментальных и 8 инновационных проектов.
- Эксперименты, подтвердившие свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность, внедряются в работу учреждений образования. В свое время в СШ г. п. Красносельский прошел эксперимент по апробации 12-летней модели обучения и 10-балльной системы оценивания учащихся. Первый в массовую практику не «ушел». А вот 10-балльная система оценивания знаний сегодня в образовательном процессе используется.
- В этом же учреждении в 2014/2015 учебном году был реализован республиканский эксперимент «Апробация модели независимой итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования». Министерство образования эту задачу считает сегодня очень актуальной.
- Наш район был в числе первых, кто реализовал экспериментальный проект В. В. Храмова «Апробация электронных средств обучения «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол», «Легкая атлетика», «Аэробика», «Атлетическая гимнастика», «Спортивно-оздоровительный туризм» на уроках физической культуры и здоровья и во внеклассной работе» (2010—2013 годы на базе СШ № 2 г. п. Россь).
- А с 2013 по 2016 год инновационный проект «Внедрение методики обучения видам спорта (баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, аэробика, атлетическая гимнастика, спортивно-оздоровительный туризм) при помощи электронных средств обучения на уроках физической культуры и здоровья и во внеклассной работе» был реализован на базе СШ № 4 г. Волковыска.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.