Отвечает педагог-психолог Анастасия Жук.
Часто родителям приходится наблюдать у своих чад нежелание делиться своими вещами, игрушками. Гуляя на детской площадке или в гостях, ребенок может расплакаться, раскричаться из-за того, что к его любимой вещи кто-то подошел: «Не трогай!», «Мое!»…
В 1,5—2 года малыш не понимает слово «чужое». В этом возрасте все принадлежит ему, нет разделения на свое и чужое. Лишь примерно к двум годам происходит важный психологический этап развития и формирования представлений о себе.
Когда ребенок говорит «мое», он обозначает свои границы и то, что в них входит, то, что ему дорого. Поэтому неудивительно, что ребенок отреагирует эмоционально, если кто-то возьмет его игрушку, заговорит с мамой. В этот период формируется понятие «собственности», далее появится понятие «чужое». Понимание этих периодов развития ребенка не позволит назвать такого малыша жадным.
С 3 лет у детей появляются совместные игры, где важным является общение со сверстниками, а игрушки выступают лишь помощниками в становлении эффективной социализации. Малыш осознает, что делиться игрушками в его интересах, потому что взаимодействие с другими ребятами и окружающей средой станет интересней.
Если жадность проявляется в 5—7 лет, это может свидетельствовать о некоторых психологических проблемах, которые действительно скрываются за жадностью. И лишь разобравшись с этими проблемами, можно помочь ребенку.
Что может привести к проявлению жадности?
- Нехватка тепла, любви, внимания со стороны родителей. В этом случае каждый подарок от родителей воспринимается ребенком как особо ценный, и служит заменой чувств родителей, поэтому малыш не готов ни с кем его делить. Здесь родителям следует пересмотреть отношения с ребенком.
- Ревность к братьям и сестрам. Особенно ярко это может выражаться с появлением в семье младших детей. Ребенок может видеть, как мама заботится о младшем братике, сестричке, носит его на руках, при этом не может столько времени уделять ему. А в будущем младший ребенок может и ломать игрушки старшего, что может его обижать.
- Стремление быть главным, значимым. Малыш дает понять, что его желания самые важные. Добивается желаемого через истерики, крики.
- Стеснительность, замкнутость. Когда ребенок сидит в уголке, обнимая свою игрушку (единственное самое близкое и дорогое в этот момент) и не желая с ней ни с кем делиться, это может выглядеть со стороны как жадность, на самом деле это всего лишь сохранение чувства безопасности.
- Чувство бережливости. Малыш может переживать, что его игрушку поломают, испортят.
Что стоит делать родителям?
- Не отбирайте игрушки или вещи ребенка насильно и не заставляйте делиться, уважайте его собственность.
- Поощряйте за доброту, щедрость. Говорите малышу, что он такой есть. Читайте сказки про доброту, щедрость.
- Не стыдите и не наказывайте. Превратите один случай щедрости в праздник.
- Не называйте «жадиной», вы еще больше заострите на этом внимание.
- Показывайте щедрость на личном примере.
- Давайте возможность ребенку проявлять щедрость.
- Научите меняться игрушками, но с разрешения.
- Берите в гости свои игрушки, ведь малыш заинтересуется чужими, но в ответ сможет предложить свои.
- На детскую площадку возьмите больше печенья или конфет, ведь там будут другие дети, и, если придется делиться, у малыша будет чем. Объясните, что на площадку лучше взять игрушки, с которыми он готов делиться.
- Не запрещайте защищать свое имущество, а беседы про поведение малыша проведите дома в спокойной обстановке.
Желаю успехов в воспитании ваших малышей!
Вопросы психологу можно отправлять на электронную почту редакции «НЧ» info@volkovysknews.by
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.