По дороге к судьбе
Таисия Сергеевна и Владимир Петрович — одногодки. Более того — между ними всего-то неделя разницы, причем она в семье — старшая. Родились они в разных концах Беларуси, так что, как заметила Таисия Сергеевна, не один лапоть пришлось стоптать, чтобы вместе собрать.
В наш район из Витебской области они с мамой переехали вслед за маминым братом после войны. В Колонтаях, где было подсобное хозяйство ПЧ и куда маму взяли конюхом, им дали комнату с подселением. Две семьи жили настолько дружно, что вместе выкармливали поросенка. Никаких обид, упреков, недомолвок ни между хозяйками, ни у детей никогда не было. Школа была рядом, училась Тася с удовольствием. Здесь впервые пришла в церковь, впервые исповедалась и причастилась. Вспоминает, как заболела корью, которую мама вылечила … стаканом свежей клюквы. «Съела — и по сей день здорова», — смеется Таисия Сергеевна. Потом маму перевели в Субочи. Школа же была в Дыхновичах, так что и вставать приходилось раньше, и добираться сложнее: мальчишки зажигали факелы на длинных шестах и так все вместе шли через лес. Частенько еле уносили ноги от самовольных рубщиков — всякое было, но несчастливым детство не бывает, поэтому и горести вспоминаются неизменно с улыбкой.
Седьмой класс Таиса заканчивала уже в девятой школе — после смерти дядиной жены пришлось переехать в Волковыск-Центральный. А после семилетки девушка пошла в педучилище. Выбора у нее не было, поскольку жили по-прежнему бедно, и отправить дочку за образованием в другой город мама не могла. Но после первого курса пришлось на время дом покинуть — училище перевели в Новогрудок. Распределили же молодого специалиста в свой район. Три учебных четверти отработала в школе Мстибово пионервожатой, а потом получила направление в малокомплектную начальную школу д. Кобыляки. Там-то и ждала ее судьба.
«Влюбится — женюсь!»
Володю после семилетки взяли в колхоз бригадиром — парень он был сообразительный. Обязанностей хватало, но после работы по углам не сидели — пока тепло, танцевали на уличной площадке, а как похолодает — местом встречи мог стать любой дом. Двери никто не запирал, люди хоть и бедно жили, но дружно. Наверное, поэтому, предполагает Таисия Сергеевна, деревню и переименовали в Дружную. Девушек вокруг много было, работящих и домовитых, но он сам себе наказал: женится на той, которая в него влюбится. Решение, на свой ус намотанное, при себе и держал, никому его не озвучивал. Поэтому, когда агроном, к которому частенько приходилось и домой заглядывать по работе, а жил он с семьей при школе, по секрету сообщил парню, что в него влюблена молодая учительница, решил сразу же идти знакомиться с ней. А, познакомившись и друг другу понравившись, дружбу свою крепить стали. Ни от кого не прятались, от родителей намерений своих не скрывали. «Надо же было проверить, умеет ли невеста суп варить!» — шутит Владимир Петрович, возвращаясь в свою молодость и объясняя те первые визиты к девушке домой. А Таисия Сергеевна, будто 20-летняя, краснея, оправдывается: «Голодный никогда не уходил, а кто готовил — какая разница!». Чуть больше года проверяли они свои чувства. А убедившись, что любовь есть, Володя вместе с отцом приехал к будущей теще просить руку и сердце ее дочери. В ожидании свадьбы жених себя не приукрашивал: без утайки рассказал обо всех своих изъянах и недостатках — думай, мол, сейчас, как с ними бороться. Невесту ни о чем не расспрашивал, решив, что со всем, любя, справится сам.
Дерево разрастается
— Нам на самом деле не за что краснеть, — уверяет Таисия Сергеевна спустя шесть десятков лет. — Не было в нашей семейной жизни ни одной некрасивой сцены, ни одного обидного слова. Надо что-то решить, решаем, сев напротив друг друга: я так думаю, а я так — обсудим, как лучше-то. Каждый умел вовремя нажать на тормоз: лучше иной раз промолчать, не махать руками — поздно будет потом на попятную идти. Доверие и согласие в семье важнее всего!
Какое-то время после свадьбы молодые жили в Дружной вместе с родителями, потом — в комнатке при школе. Когда Володя работал шофером, ему предложили поступать в высшую партийную школу. Несмотря на то, что в семье подрастали уже две дочурки, жена в Могилев его отпустила. За четыре года к мужу наведалась лишь раз. Не удивилась, когда на вечере услышала замечание его товарищей: «Мы думали, что Павлович и танцевать-то не умеет, а оказывается, жену ждал!». После ВПШ Владимира Петровича направили в совхоз «Красногрудский» секретарем парторганизации, Таисия Сергеевна школе не изменила. Трудно сказать, сколько деток называли ее своей первой учительницей и второй мамой — четверть века неустанно учила она деревенских мальчиков и девочек читать, писать и считать. Трех собственных дочерей вырастили вместе с мужем. Благодаря ее маме обходились без детского сада — бабушка с внучками ладила замечательно. Старшая Наталья и младшая Ирина продолжают мамино дело, став педагогами. А Вера и сегодня работает там, откуда родители уходили на пенсию — в ИК-11. Дочки подарили маме с папой пятерых внуков, те, в свою очередь, уже одарили их четырьмя правнуками.
— Так что жизнь прожита не зря! — говорят бриллиантовые молодожены с радостью. — Наше семейное дерево разрастается. И знаете, какое это счастье принимать в родном гнезде своих взрослых детей, выросших внуков и маленьких правнуков! Жизнь продолжается, и она прекрасна!
В очередной раз подарить любимым родителям свадьбу — красивую, по всем обычаям — снова решили дочери. Опыт уже есть — десять лет назад отмечали золотую. Так что сегодня у Павловичей — торжество. На этот раз бриллиантовое, ведь за десять лет их золотой союз еще больше окреп, стал еще прочнее и ценнее. Ничего удивительного: бриллиант — не только самый прочный из камней, но и самый красивый. Пусть сверкает он и дальше, озаряя своим светом всех, кто попадает в его лучи. До самой благодатной свадьбы!
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.