Воскресенье, 06 Сентября 2020 11:25

10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств

Профилактика суицидов является составной частью политики повышения демографической безопасности государства.

Самоубийство — феномен, встречающийся только у людей, является социальным явлением и, в определенной степени, зависит от устройства и благополучия того или иного общества. Кроме того, это индивидуальная реакция личности на конфликтную (кризисную) ситуацию, которая определяется личностными особенностями конкретного индивидуума и встречается в любом обществе, независимо от его политического и социально-экономического устройства.

В настоящее время в стране реализуется Комплекс мер по профилактике суицидального поведения населения Республики Беларусь как мера снижения смертности от внешних причин, формируя определенный вклад в Государственную программу «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы.

— Что может привести подростка к суицидальным действиям?

— Суицидальные мотивы разнообразны, — рассказывает психолог Волковысского зонального центра гигиены и эпидемиологии Светлана Лазаренко. — Это и личностно-семейные: хронические семейные конфликты, развод родителей, болезнь или смерть близких, одиночество или неудачная любовь, оскорбление, унижение со стороны окружающих и т. д. Состояние здоровья может тоже подтолкнуть к решению уйти из жизни. Конфликты, связанные с учебой или антисоциальным поведением: опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора (изнасилование, нежелательная беременность), материально-бытовые трудности семьи занимают не последнее место в ряду «подталкивающих» причин.

В группе риска подростки, имеющие предыдущую (незавершенную) попытку суицида; демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные; подростки, имеющие тенденции к самоповреждению, склонные к употреблению спиртных напитков (здесь риск очень высок — порядка 50%) и психоактивных веществ; страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями, и хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые); подростки, переживающие тяжелые утраты и семейные проблемы.

— Как заметить, если что-то не так?

— Решение о суициде у детей не приходит мгновенно, обычно оно вызревает дни или недели. И все это время ребенок будет всеми возможными способами подавать окружающим сигналы, чтобы другие увидели его боль, остановили, предупредили его.

Умея слышать и желая этого, можно многое почерпнуть из контекста беседы. Например, в ней могут явно прозвучать сообщения о чувстве беспомощности и безнадежности — «Я не могу это выносить!», прощание с жизнью — «Без меня вам будет легче», «В следующем году меня здесь уже не будет». Шутки о желании умереть, сообщения о конкретном плане, самообвинения и обвинения других людей тоже должны насторожить взрослых. Заставить задуматься и пристальней присмотреться к ребенку должны резкие изменения в его поведении и внешности, потеря интереса к любимым занятиям и безосновательное снижение успеваемости, отказ ходить в школу и самоизоляция от семьи, близких людей, друзей, раздача своих вещей и поглощенность темой смерти в литературе, живописи, музыке. К эмоциональным признакам суицидального настроения можно отнести перемены настроения, переживание горя, чувства вины и собственной малозначимости.

Специалисты рекомендуют родителям ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка. Это значит, что каждую трудную ситуацию обязательно нужно проанализировать вместе с сыном или дочерью. А еще важно учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть их последствия, формируя потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...». Привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах тоже желательно «с пеленок». Никогда не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, вместе найдите возможные пути решения возникшей проблемы — взрослый должен стать «адвокатом» ребенка, а не «судьей». Надеяться на «авось» преступно, поэтому стоит обсудить с детьми работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов тоже не лишне.

И еще. Если вы видите, что ребенок не справляется со своим состоянием и вашей помощи недостаточно, не бойтесь обратиться за помощью к специалистам: врачу-психиатру или психологу. Телефон доверия и экстренной психологической помощи: 170 (звонок платный).

Елена ВЕРУШ

Прочитано 164 раз Печать