Чтение — как мучение, или Почему дети не любят читать - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 05 Июня 2021 19:21

Чтение — как мучение, или Почему дети не любят читать

В одном из недавних номеров нашей газеты опубликована статья о заведующей книжным магазином «Школьник». Не смогла пройти мимо. Книги я обожаю. Именно печатные, настоящие, а не электронные. Обожаю, не смотря на то, что за время учебы на филфаке перечитала их столько, что по всем законам жанра должна бы на веки вечные возненавидеть и сами книги, и чтение. Ан нет! Люблю до сих пор.

На филфаке мы читали действительно много. Начиная с древнерусской литературы и далее по всем временным периодам, вплоть до современных произведений. Но читать «потому что надо» — это одно. Уж так устроен человек, что все его существо обязательно противится тому, к чему его принуждают. Помню, как мы, будучи школьниками, пожаловались учителю физики на свою нелегкую судьбу. (Нелегкой в тот момент она казалась потому, что мы проходили «Войну и мир», и все остальные предметы — даже физика — просто меркли в сравнении с такой безжалостной русской литературой). И вот тогда наш мудрый педагог сказал: «Читать для себя и читать «потому что надо» — это две абсолютно разные вещи». Понимать я это стала относительно недавно. И сейчас это же пытаюсь донести до своей старшей дочери. Действительно, произведение из уже далекой для меня школьной программы, прочитанное сейчас — просто потому, что захотелось, — воспринимается совершенно по-иному.

Вспоминаю, как в школе мне была чужда белорусская литература. Теперь я даже не могу вспомнить, — почему? Одна только трилогия Якуба Коласа «На ростанях» чего стоила! Сейчас же я взахлеб читаю военные повести Василия Быкова и не могу оторваться. Напряжение в его произведениях такое, что не дочитать, не узнав конца, просто невозможно. Поэтому дело иногда доходит даже до ночного чтения с фонариком! А вот моей шестикласснице, которой недавно нужно было написать отзыв на книгу по белорусской литературе, моя рекомендация прочитать «Журавлиный крик» как-то не зашла. Все по той же причине — ребенка заставили. В конечном итоге и сюжет ей понравился, и отзыв удался, но саму повесть  читала она с таким трудом, как когда-то я «Войну и мир».

Наверное, в среде современных детей этот факт кажется удивительным, но мои дочери читать обожают. Книг и журналов у нас уже столько, что в пору покупать отдельный стеллаж! Меня подобное увлечение детей не может не радовать. Все же отличное, а главное, полезное отвлечение от бесконечного сидения в гаджетах! Начитавшись энциклопедии об организме человека, моя шестилетняя Надя недавно выдала: «Я поцарапала слой эпидермиса»! (это она о маленькой ранке на руке). А уж книгу о самых опасных и агрессивных животных планеты цитирует постоянно! Заодно и младшего брата просвещает.

Так что, как ни крути, а достоинств у книг — не перечесть. Книги учат, воспитывают, развивают усидчивость, память. Почему же для современных детей держать в руках печатный томик стало сродни чуть ли не самому суровому наказанию? Очевидно, причина все та же — читать ЗАСТАВЛЯЮТ. Когда в школе на лето дают целый список литературы, ребенок сначала тяжело вздыхает, глядя на пугающие названия, а потом и вовсе забрасывает этот список куда подальше. Чтобы ни его, ни мамины глаза не видели. Но вот список обнаружен, и ребенок слышит не что иное, как приказ: «Читай!». Без всяких сомнений ответ очевиден: «Ненавижу читать». И фраза эта таит в себе не минутную обиду, а вполне справедливую реакцию ребенка  на то, что он делать не желает. Будьте уверены — благодаря подобным приказам (они ведь не обсуждаются, правда?!) чтение ребенок возненавидит, по меньшей мере, до зрелого возраста. Если не навсегда. Аргументы, вроде «Не будешь читать, забудь про хорошие оценки» или даже вот такой, почти беспроигрышный, — «Лишим телефона/сладкого/мультиков» в данном случае становятся контраргументами. Ребенок равнодушен к приключениям детей и взрослых из прошлых веков (потому что он ничего не понимает в той жизни), ему не интересны рассказы Чехова, а картины природы в описании Пришвина навевают тоску. Про белорусскую литературу я лучше вообще промолчу.

На филфаке нас тоже заставляли любить литературу. Мы рассказывали наизусть чуть ли не всего «Евгения Онегина», должны были знать мельчайшие подробности всех сражений в «Войне и мире» и разбираться во множестве сюжетных линий «Тихого Дона». Сейчас, вспоминая все это, я задаю себе только один вопрос — зачем? Читать классику нужно, но уделять столько внимания деталям абсолютно ни к чему. Желания перечитать вышеперечисленные произведения не возникает у меня до сих пор.

Можно ли современным детям привить любовь к чтению? Тем, кто постарше, и кого уже заставляли, — вряд ли. Читать они будут, но всего лишь потому, что того требует школьная программа. Детям помладше еще можно помочь. К примеру, совместным чтением, когда родители просто пропускают трудные для восприятия фрагменты. Можно найти хорошую экранизацию книги, и сначала посмотреть, а уж потом почитать. Но самое важное — если с первых страниц ребенку становится не интересно, не нужно его принуждать дочитать до конца во что бы то ни стало. Только лишь потому, что книга — в списке для обязательного прочтения летом!

Чтение — это ведь только один из способов постижения действительности. Очень привычный нам, очень нужный, но далеко не единственный. Чтение — это взгляд на мир чужими глазами, и нет ничего страшного в том, что у ребенка этот взгляд свой, неповторимый и уникальный.

Главное, повторюсь, не превращать это занятие в обязаловку, в список «сто самых нужных вещей, которые должен сделать каждый ребенок», в принудительную любовь по расписанию!

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1262 раз Печать