Накануне великого христианского праздника — Пасхи — мы встретились с отцом Александром, клириком прихода храма Святой Живоначальной Троицы г. п. Россь - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 04 Мая 2024 14:45

Накануне великого христианского праздника — Пасхи — мы встретились с отцом Александром, клириком прихода храма Святой Живоначальной Троицы г. п. Россь

Александр Дубай с прошлого года стал священником после окончания духовной семинарии. До этого он около двух лет был иподиаконом при архиепископе Гродненском и Волковысском Антонии в Свято-Покровском кафедральном соборе г. Гродно. Сам Александр родом из Волковыска.

20240501_133709

— Я больше за то, чтобы жить в деревне, чем остаться в городе, где суета. Да и не люблю больших городов, — говорит Александр. — Отца Виктора, настоятеля храма, знал, когда еще в семинарии учился. Радует, что людей здесь на службу приходит много по меркам городского поселка.

К вере Александр пришел не сразу. Раньше только ходил освятить яйца на Пасху и воды набрать на Крещение, больше рвения не было. Жил в микрорайоне Южный в пятиэтажке. Когда в том районе начала строиться церковь, его отец, который был тогда отделочником, участвовал в строительстве. Постепенно начал ходить в церковь уже не только для работы. Александр смотрел на отца, помогал. Потом сам стал ходить на службы.

— Для батюшки служба пролетает в мгновение ока. Или, когда на клиросе поешь, настроен помолиться, тогда тоже быстро время проходит. Все от нас зависит. Главное для священника — в первую очередь надо любить службу, с удовольствием на нее идти, читать молитвы, петь. Потому что, когда мы молимся, мы общаемся с Богом. Если ты священник, то ты молишься Богу от лица людей, которые пришли в церковь. За себя, за мир. Это главная обязанность священника. Молиться, священнодействовать, совершать богослужения, исповедовать людей, причащать. Остальное — на втором плане.

В Гродно, еще учась в семинарии, Александр имел пять послушаний: водил экскурсии в семинарии, был старшим просфорником, фотографом, помощником в «экономской» службе, келейником у владыки Петра, очень духовного человека, с которым можно было пообщаться на любые темы, как говорит Александр.

— Мне все нравилось, я все успевал. Надо брать от жизни все — всему научиться. Печь просфоры — это не булочки печь. Все намного сложнее. Пять лет пек просфорки для Жировичского монастыря. В день могли две тысячи просфор сделать. На приходе обычно 100—200 делается — другие объемы.

— Праздник — это и отдых, но бич современности и без того — праздность. Кто-то, увы, даже говорит: «Мне б такую работу, чтобы поменьше делать и зарплату получать». Насколько важно избавляться от праздности, в том числе, например, от бесцельного блуждания в соцсетях?

— Праздность — это когда не знаешь, чем себя занять. У тебя есть свободное время, и ты вместо того, чтобы заняться чем-то полезным, ищешь наиболее легкий для себя вариант заполнения времени — Интернет, телефон. Все говорят, что молодежь сидит в телефонах. А сколько взрослых?! У меня был шок, когда бабушка за 60 рассказывала, что играет в компьютере и не может перестать. Взрослые такой пример подают, а потом винят во всем детей. Когда дитя плачет, телефон ему дают и пожалуйста — дитя успокоилось. А потом удивляются, что ребенок ничем не интересуется. А чем он будет интересоваться, если ты ему, по сути, мир не показал? Сколько есть всего, чем можно заниматься, помимо этого гаджета. А потом говорят, что зрение плохое у ребенка, ничем не хочет заниматься, агрессивным стал. А каким он будет, если он папу, маму видит только в телефоне, читающими и пишущими сообщения?..

Праздность — результат того, что не научили человека трудиться. А ведь желание само не появится, надо приучить ребенка к труду, чтобы посуду за собой мыл, помогал убирать дома…

— Расскажите о подготовке к Пасхе, пожалуйста.

— Есть двенадцать великих праздников в церковном календаре, а Пасха — это праздник праздников, самый главный. Для верующего человека, который церковь посещает и понимает истинный смысл праздника, смысл великого поста — не диета, отказ от мяса, молочных продуктов, кофе, которое любят пить, а в пост отказываются. А смысл в том, чтобы душу свою очистить от грехов, зависимостей. К примеру, нравится в компьютере сидеть безвылазно, а на пост можно взять на себя подвиг ради Бога, Христова Воскресенья, отказаться от этого. Бросить курить. Есть и такие случаи в жизни. Если любят кого-то обсуждать, то во время поста этого стараются не делать. В этом смысл — подготовить душу. Некоторые люди на исповедь ходят. Во время поста чуть ли не каждое воскресенье. Еда — это самое простое, в чем можно себя ограничить. Если не замечаешь зависимостей, страстей, то можно ограничить себя в еде. В Великую Субботу освятить продукты, которые не ели, чтобы Господь благословил. Причаститься — стать единым со Христом. Он умер и пострадал за нас, а люди иногда забывают об этом.

— Тысячелетия прошли, а на праздничный стол неизменно подаются крашеные яйца и другие традиционные блюда. Почему важно сохранять традиции, в том числе кулинарные?

— Все пошло оттуда, с тех времен, и все имеет смысл. Яйца, пасха и кулич — самые главные символы, которые имеют прообразы, связанные с жизнью Христа. В те времена дарили яйцо в праздник, например, на день рождения. Это был самый дешевый подарок. Потому что денег у людей особо не было. Когда Мария Магдалина пришла к императору Тиберию рассказать весть о воскресшем Спасителе, у нее не было денег, и она принесла яйцо как подарок со словами: «Христос Воскрес». Император сказал, что не может быть такого. Он не может воскреснуть из мертвых так же, как это яйцо не может окраситься в красный цвет. И оно окрасилось. Сейчас яйца окрашивают во все цвета радуги, наносят всякие рисунки. А по сути надо именно красные яйца нести в церковь. Кулич — это домашний артос, то есть церковный хлеб, который освящается после пасхальной службы и целую неделю хранится в церкви. И в субботу светлой седмицы его разрезают, раздробляют и верующим людям раздают. Обычно люди хранят его дома целый год. Это идет со времен апостолов, когда так делали. Освященный кулич во время пасхальной трапезы так же, как артос, символизирует присутствие рядом с верующими Господа. После смерти Иисуса апостолы клали хлеб на стол, у того места, где он раньше за этим столом сидел. А потом люди решили, что лучше домашний артос и им стал кулич. Глазурью стали покрывать сверху, присыпкой, наносить буквы «ХВ». Кстати, это неправильно. Лучше писать полностью «Христос Воскресе». Тем самым мы, когда приветствуем друг друга, несем людям весть, что Христос Воскрес и в ответ слышим «Воистину Воскресе». Это с тех времен.

— Что пожелаете верующим в этот светлый праздник?

— Прежде всего, радости духовной. Радости от того, что Христос Воскрес. Радоваться, помогать другим, ближним, не оставлять никого в беде. Потому что сейчас не хватает радости. Люди перестали относиться друг к другу по-человечески. А всегда нужно оставаться человеком. Не важно, какой ты веры, католик, протестант, буддист, но если остаешься человеком, помогаешь, а не проходишь мимо, когда кто-то попал в беду, — это самое главное. Всем надо держаться вместе. Сейчас люди настолько очерствели, друг другу не помогают. Раньше, если была проблема, целой веской собирались, помогали. А сейчас в больших городах кому ты нужен, каждый сам за себя. Только в маленьких городах, городках, если тебя знают, то еще помогут. Грустно, но сами люди виноваты в этом.

— Что делать?

— Исправляться. Начинать с себя в первую очередь. В людях соринку видим, а у себя не увидим и бревно. Это тоже из Евангелия, не просто пословица. Там сказано: прежде, чем достать сучок из глаза брата своего, достань из своего глаза бревно. И главное — помнить о Боге, очищать свою душу добрыми делами и поступками.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 525 раз Печать