Напомним предысторию. Всего на польско-белорусской границе есть шесть пунктов пропуска. По инициативе Варшавы четыре из них сейчас не функционируют, на пятом введены ограничения для белорусских грузовиков. Два работающих на сегодняшний день КПП - «Козловичи» и «Брест» (польские названия «Кукурыки» и «Тересполь») – были закрыты поляками 12 сентября под предлогом усиления мер безопасности в связи с проводившимися на территории Беларуси белорусско-российскими учениями «Запад-2025». Учения закончились 16 сентября, однако эти пункты пропуска на польско-белорусской границе заработали только с 25 сентября. Что подтверждает явную надуманность выдвинутого предлога. Особенно, если вспомнить, что совместные учения стран НАТО на польской территории проводятся регулярно и в скором времени планируются очередные – польско-литовские, причем рядом с нашей границей, в так называемом Сувалкском коридоре. Однако Беларусь на погранпереходах бетонные надолбы и противотанковые «ежи» ни разу не устанавливала, в отличие от показушно «озабоченных» своей безопасностью (которой, как всем понятно, ничто не угрожает) соседей.
Переход в Кузнице закрыт с ноября 2021 года, а в Бобровниках — с февраля 2023 года. При этом еще в мае 2024 года Дональд Туск пообещал жителям Подляского воеводства возобновить работу погранперехода в Бобровниках. Обещанного, как говорится, три года ждут. С момента, когда польский премьер успокоил электорат своими заверениями, прошло полтора. Но вполне может и еще полтора года пройти, когда имеешь дело с человеком, который так небрежно относится к собственным обещаниям. Забавно, что на сайте канцелярии господина Туска красуется бодрый и вдохновляющий хэштег, означающий в переводе примерно «Работаем. Не болтаем». По факту пока получается наоборот. Ведь и «Кукурыки» с «Тересполем» были открыты только под давлением депутатов польского Сейма, потребовавших от премьера отчета о материальном ущербе, нанесенном польскому бизнесу, в том числе перевозчикам, закрытием погранпереходов. Потому что больше всего от этих политических игр пострадали сами поляки. Во- первых, на белорусской территории надолго задержались почти полторы тысячи фур с польской регистрацией, которые не успели выехать до закрытия границы. И хотя Государственный таможенный комитет Беларуси в полном соответствии с нашим принципом добрососедства продлил срок действия временных виз водителей, а владельцы скоропортящихся грузов старались дистанционно перенаправить их на другие направления, простой обернулся для отправителей, получателей и перевозчиков грузов огромными потерями. Во-вторых, был нарушен транзит между ЕС и Беларусью, а также между ЕС и Китаем, что тоже далеко не лучшим образом сказалось на заинтересованных фирмах и компаниях и их сотрудничестве. Что касается белорусов, председатель ГТК Владимир Орловский прокомментировал ситуацию кратко: «Скажем, было неприятно, но без особых последствий».
В-третьих, пострадали обычные люди, пересекавшие границу, чтобы повидаться с родственниками на сопредельной стороне, запланировавшие турпоездки в рамках нашего безвиза, хотевшие полечиться в белорусских медцентрах, потому что здесь это намного дешевле, чем там. Да и мало ли причин посетить соседнюю страну, с которой десятилетиями выстраивались нормальные взаимоотношения, совместная инфраструктура.
Глава польского правительства обещает вернуть населению экспроприированные властью путем закрытия границ возможности. Вопрос – выполнит ли обещанное? Или снова прикроется каким-нибудь картонным самолетиком отечественного происхождения, имитирующим «российско-белорусскую угрозу»? Запасаемся попкорном.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.
