— Мы обе Стрельцы по гороскопу, даже думаем одинаково. И страсть к путешествиям у обеих одна.
Чтобы убедиться в этом, было время. Они провели вместе целый месяц, посетив многие известные в Беларуси и не только места. Одна из них россиянка, приехала в Волковыск с далекой Камчатки, другая — белоруска, наша землячка. Но, несмотря на гражданство разных стран и паспорта с неодинаковой символикой, Светлана Антоновна Бажанова и Лилия Антоновна Исмаилова — родные сестры, которых когда-то разлучила судьба. И которые встретились спустя 46 лет!
Накануне отъезда далекой гостьи домой они пришли в редакцию, чтобы поделиться радостью этой долгожданной встречи.
Нелегкий конюховско-бискупицкий период
Светлана и Лиля в далеком детстве жили одной счастливой семьей на хуторе в деревне Конюхи. Вместе с родителями, братьями и сестрой. Пожалуй, несчастье в многодетную семью пришло вместе с болезнью матери. Родители расстались, отец ушел жить к другой женщине. Потом сгорел их конюховский дом, и на какое-то время дети с матерью переехали в Бискупцы. Светлане тогда было 9 лет, Лиле — всего полтора годика, Володе — четыре. Самым старшим в семье был брат Иван — на то время он уже стал самостоятельным и уехал на жительство далеко от дома — на Камчатку. Вторая по старшинству — сестра Нина.
Увы, это был нелегкий в их жизни период.
— Из-за болезни матери меня определили в Новогрудский интернат, а Лилю с Володей — в Лидский детский дом. Через какое-то время приехал старший брат и забрал с собой Нину. Затем забрал мать, — рассказала Светлана Антоновна.
— А потом и меня с Вовой, — продолжила Лилия Антоновна. — Мне уже было 6 лет. Светлану же он почему-то оставил. Считал, что она ближе к отцу.
— Брат был гораздо старше нас. Старше меня на 11 лет, старше Лили — на 19, — снова вступила в разговор Светлана Антоновна.
Теперь женщины считают, что действовал братишка по расчету. Оформив опекунство на детей и получив просторную квартиру, впоследствии он сдал их в интернат. Так основная часть большой конюховской семьи пустила корни на далекой Камчатке. Лиля впоследствии получила профессию повара и теперь работает шеф-поваром в детском саду. А Светлана — профессиональный парикмахер в местном Доме быта. У Светланы вырос сын, у Лилии — дочь. У Нины — пятеро детей, у Ивана — один сын.
— К сожалению, теперь уже нет в живых ни матери, ни брата Володи, ни сестры Нины. А Иван переехал на жительство в другое место, рассказали женщины.
Искали друг друга. И нашли
Какое-то время сестры писали друг-дружке письма и общались по телефону, однако с 1999 года их связь оборвалась.
— Наверное, причиной этому стал мой развод с мужем и смена адреса, — предполагает Светлана Антоновна. Затем житейские хлопоты на длительное время отодвинули заботы о воссоединении семьи.
— Оказывается, Светлана меня давно искала, но моя страничка в «Одноклассниках» была закрыта. И вдруг умирает Нина. В тот день, когда я была на похоронах старшей сестры, моей дочери удалось разыскать Светлану через страничку ее сына в «Одноклассниках». На меня словно теплом повеяло.
— Я приеду к тебе! — из Камчатки в Беларусь полетело срочное сообщение по Ватсапу.
— Ну конечно, я буду ждать! — незамедлительно ответили из Беларуси.
В оставшееся до отпуска время сестры общались ежедневно. Бывало, были на связи по два часа. А потом состоялась долгожданная встреча и наступил целый месяц непрерывного общения и совместных поездок.
— Это было так здорово! — сходятся во мнении женщины. — Теперь нам необходимо наверстать упущенное!
Галопом по Европам…
Впрочем, не только по европейским странам заставила их проехать давняя страсть к путешествиям. Но если раньше в качестве туристов они путешествовали порознь, то, планируя совместное нынешнее пребывание заблаговременно, сестры собирались посетить Кипр. Когда же это не получилось, по туристической путевке отправились на святую израильскую землю. Потом побывали в Санкт-Петербурге. Потом — в Мирском и Несвижском замках. А в заключение съездили в Коробчицы.
В итоге Лилия Антоновна увезет с собой море впечатлений. Сравнивая Беларусь и конкретно Гродненщину, Волковысский район с Израилем и Петропавловском-Камчатским, она особенно отмечает чистоту и ухоженность наших населенных пунктов, неописуемую красоту белорусских полей, лесов, рек и болот. Говорит, что если бы не работа (а до ухода на льготную камчатскую пенсию ей осталось всего полтора года), на Камчатку бы не вернулась. Холодно там, неуютно. А здесь тепло и комфортно.
— Вот уйду на пенсию в 50 лет, перееду на жительство где-то ближе к морю, а в Волковысском районе домик куплю, где бы мы с сестрой могли отдыхать душой. Родина — она всегда к себе притягивает. Как-то идем со Светланой по парку в Волковыске, а меня не покидает чувство, будто бы я здесь когда-то уже была. Сестра утверждает: да, в детстве с родителями мы по этому парку гуляли…
Лилия: «Крестилась в Свято-Никольской церкви в Волковыске. В 48 лет…»
Иначе как Божьим промыслом это назвать нельзя. Получилось так, что наша камчатская гостья до сих пор не была крещеной. И кто знает, как бы обстоятельства сложились дальше, если б не этот приезд на малую родину.
— Семь лет я носила с собой иконку Святого Николая, которого почитала особенно, — рассказывает Лилия Антоновна. — Несколько раз собиралась принять крещение на Камчатке, да все что-то не получалось. А тут, приобретя путевку в Израиль в туристическом бюро на 31 июля, мы проходили мимо Никольской церкви и зашли в храм. Я рассказала о своем решении отцу Павлу и спросила, могут ли меня здесь окрестить и когда это можно сделать. Думала, приеду из Израиля — и обязательно вернусь сюда на крещение. Но отец Павел, узнав, что я отправляюсь на Святую Землю, сделал исключение, назначив крещение на завтрашний день. И так удачно все получилось, что меня окрестили 30 июля, а 31 мы уехали в Израиль, — рассказывает она, показывая крестик у себя на груди. Так, наверное, было угодно Богу…
Светлана: «Моя работа в Афганистане — это и экстрим, и экзотика…»
Ярким и незабываемым событием в жизни Светланы Антоновны стал период, проведенный на афганской земле. Она работала здесь по трудовому договору в 1982—1984 годах, — в период, когда советские войска выполняли свою миротворческую миссию.
— На то время у меня уже была профессия парикмахера, а также возможность в числе гражданского обслуживающего персонала отправиться в Германию, Чехословакию, Польшу или Афганистан.
— Но в Польшу я всегда попаду, подумалось мне. А вот Афганистан — это экстрим и экзотика. И я решительно отправилась в эту страну.
Однако работать Светлане довелось в офицерской столовой. А рядом был центральный госпиталь, куда ежедневно доставляли раненых солдат и детей. И боль, и горе их не только видела своими глазами, но и переживала всей душой. И экстрима хватало.
— Смотришь, живет человек сегодня, а назавтра его уже нет. Смириться с этим ни за что невозможно. И к экстриму привыкла, и к режиму. Смерть рядом ходила, поэтому жили очень сплоченно, очень дружно, при ежедневной взаимовыручке. Когда вернулась домой, часто плакала, вспоминая афганские будни и тех людей, с которыми на какое-то время пришлось разделить свою судьбу. Затем стала работать в парикмахерской Дома быта. Кстати, теперь, развивая государственно-частное партнерство, под крышей этого предприятия мы работаем как индивидуальные предприниматели, — рассказала Светлана Антоновна.
Сегодня камчатская гостья покидает наш гостеприимный город. С твердым намерением возвращаться сюда снова и снова. А мы должны поспешить, чтобы успеть передать ей свежий номер «Нашего часа». Лилия Антоновна хочет показать его своей родне. Такой вот своеобразный привет земле, которая ее приютила, от земли, где она появилась на свет и на которой сделала свои первые шаги.
Нам же остается пожелать обеим сестрам всех благ и… никогда больше не терять родственные связи.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.