Мы поднимаемся по деревянным ступеням винтовой лестницы этой колокольни. Ветер, хоть и теплый, кажется, вот-вот сдует. А сам колокол, это чудное произведение искусства с железными выгравированными сюжетами, по легкому нажатию кнопки пульта покорно раскачивает. Сильнее и сильнее. И, наконец, раздается звон... Аж уши закладывает.
Местные говорят, что когда пришли фашисты, колокол приказали снять для дальнейшей переплавки. Но божий промысел уберег его, и вот он здесь, и поныне собирает людей на молебны…
Однако мы пришли не за этим звуком. А за звуком органа, который наряду с другими (мы уже ранее писали) включен в энциклопедию издательства имени Петруся Бровки «Органы Беларуси».
Католический приход в Мстибово образован в 1512 году. Интересно, что название деревни пошло от имени князя, волынского боярина, Мстибога: в Ипатьевской летописи это местечко упоминается с 1202 года. Еще говорят, что здесь, около речки Ольшанка, находится древнее городище округлой формы с низкой и ровной площадкой и высокими валами, диаметром в 30 метров, а высотой валов в 5 метров. Находится оно в недоступном месте среди болот. Похоже, на капище поклонялись языческому богу Мстибоху. Отсюда и название.
Еще один момент заслуживает внимания: именно в Мстибово на сеймике 1576 года литвины провозгласили своим великим князем Стефана Батория. Что говорит о значимости данного места. К тому же само местечко получило Магдебургское право 12 октября 1744 года.
Костел святого Яна, в котором расположен орган, был выложен из кирпича на месте старого в 1910—1919 годах. До него в Мстибово было три деревянных костела. Самый первый построен из дерева в 1485 году. Он сгорел во время войны с московской державой. Заново отстроенный храм также не устоял перед огнем. Третий деревянный храм на протяжении долгого времени претерпевал реконструкции.
И, наконец, о музыкальном инструменте. Настоящий музыкант знает, что значит акустика здания, в котором он играет. Ценителя прекрасного не провести. Если интерьер рассчитан, то меломан будет в восторге, потому что звук попадет как нельзя точно, а главное, в конечном итоге — в самое сердце. Поэтому уникальной особенностью органа в костеле Яна Крестителя является то, что он построен специально под данное помещение, звук рассчитан просто идеально.
— Как вы заметили, акустика рассчитана под этот костел, рельеф стен сочетается с мощностью органа, — говорит ксендз Юрий Конопелько (сейчас он является настоятелем прихода в Порозово). — Это очень сильный орган из 20 голосов, наверное, в районе самый мощный. Сделан в Вильнюсе фирмой Орловских. Ручная работа, под заказ и именно для этого костела. Орган был действующим до 1996 года, потом 20 лет — в нерабочем состоянии, потому что какие-то «доброжелатели» порезали меха. В 2016 году его отреставрировали, и теперь он действует: каждое воскресенье на нем играют.
Интересно, что красивую деревянную обшивку органа и главный алтарь делал один и тот же мастер, что очень органично и стильно смотрится.
Удивляюсь, как здорово сочетается звук инструмента со стенами здания. На что ксендз добавляет:
— Это сейчас все техникой меряется, а раньше люди вручную сочетали квадраты, кубы, и мощность инструмента выстраивали...
Смотрю с замиранием на стрельчатые своды потолка. Это единственный в Беларуси потолок крестами — крестовой свод.
— Больше в нашей стране костелов с таким потолком нет, — говорит ксендз Юрий. — Такие красивые арки я не видел в новых костелах.
А в самом органе много голосов, всяких перестроек, поэтому на больших концертах, тем, у кого плохо с сердцем, не рекомендуют даже находиться.
Известный органист Бруно приезжал к нам. Он сказал, что в Гродненской области этот орган из всех, на которых он играл, третий по мощности. Первый — в Катедре в Фарном костеле (он мощный, но из другого костела), второй в Лютеранско-немецкой кирхе, а третий в Мстибово.
Орган действительно уникально звучит. Год назад его реставрировали, приезжали специалисты из Польши, и все эти трубы снимали, чистили, продували и заново ставили.
Костел хранит память о трагедии. О расстреле ксендза Марка Бурака, которого здесь вместе с 50 другими людьми в 1943 году убили фашисты.
Зная, что его ждет, он не стал прятаться: «От кого я буду прятаться? Я никому ничего плохого не сделал. Если и погибну, то это за веру Христову». Его опознали потом лишь по крестику…
Есть здесь алтарь, перенесенный со старого барочного костела. Ему под 300 лет. Сделанный из дерева, покрытый сусальным золотом, он сейчас уже со следами разрушения — трещинами, но по-прежнему невероятно красив.
Во время войны здесь был склад. Но, к примеру, костелу в Шиловичах меньше повезло, фашисты в нем хранили химикаты, поэтому химия в стены сильно проникла, разрушила краску и штукатурку.
Вокруг костела все ухожено, облагорожены ровненькие дорожки, ступеньки, подсветка, а купола сверкают. Это благодаря Виктору Малышевичу, который пару лет назад выделил средства на ремонт костела и органа в нем. Сам давно живет в Гродно, но о костеле на малой родине не забывает...
О такой внешней и, главное, внутренней красоте невозможно забыть. Она бессмертна благодаря воле людей.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.