Вторник, 24 Мая 2016 00:00

Давайте творчески относиться к своему делу!

Автор Олег Авштоль
Александр СЕГОДНИК, депутат Палаты представителей Национального собрания по Волковысскому избирательному округу, председатель постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке:

— От Волковысского района во Всебелорусском народном собрании будет участвовать солидная делегация, 23 человека, и я уверен, что район будет представлен достойно на этом важном мероприятии, которое определит перспективы Беларуси на новую пятилетку.

Считаю, что в предстоящий период произойдут немалые изменения в развитии страны. Предыдущая пятилетка оказалась непростой в экономическом плане, и эти сложности, на мой взгляд, возникли не по вине Беларуси, но мы, возможно, были несколько не готовы к такому развитию событий. Проблемы, возникшие в Украине, отразились и на России, и на Беларуси. Тем не менее, наша страна показала себя достойно в этой непростой ситуации, став площадкой миролюбия, площадкой для урегулирования споров. Мир понял, что такое Беларусь, увидел, что мы желаем мира, добра и процветания как своей стране, так и всему человечеству. Наверное, ради этого и должен жить человек, и особенно хорошо понимают это белорусы, пострадавшие в многочисленных войнах, которые проходили через нашу землю.

Не все те планы и задачи, которые страна ставила на предыдущую пятилетку, оказались выполнены. По­этому, как сказал в нынешнем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент, нам нужно увидеть резервы, которые у нас есть. Их у нас, на мой взгляд, предостаточно. Один из первостепенных — снижение себестоимости продукции для повышения ее конкурентоспособности. А для этого, в свою очередь, нужно обратить серьезное внимание на уровень издержек при производстве продукции и производительность труда. Энергозатратность нашего производства в разы выше по сравнению с производством по передовым технологиям. Очень важно также отношение самих трудящихся к своему делу — причем не только в промышленности, а во всех отраслях. Бывает, посещаешь учреждение образования, а там на вахте три-четыре человека стоят и о чем-то судачат. Заходишь — судачат, выходишь — они все там же… И такое, к сожалению, можно встретить повсюду. А я считаю, что на работе надо работать. И не просто работать, а еще и творчески относиться к своему труду, быть где-то и рационализатором, то есть думать, как улучшить свою работу и ее результаты.

Особое внимание хотелось бы обратить на подбор управленческих кадров. Я как-то встретился с руководителем одного из предприятий — не из Волковысского района. У них идет модернизация, подготовка к выпуску новой продукции. Спрашиваю: а рынки сбыта уже изучили? Он отвечает: пойдет продукция — будут и рынки сбыта. Я уверен, что так делать нельзя. Не правильнее ли было бы выпускать продукцию, уже зная, где будешь ее сбывать? Тут, к сожалению, еще непочатый край работы. К тому же нередко управленческий штат на предприятиях больше, чем в органах исполнительной власти, которые отвечают практически за все. Целесообразно ли это, какие задачи решает такое большое число руководителей? Должны поинтересоваться этим и те, кто работает на таком предприятии, и местная власть. Считаю, что здесь также скрыты немалые резервы.

Безусловно, сегодня нам нужно диверсифицировать рынки сбыта продукции. Соответствующие задачи ставит Президент и сам делает многое в этом направлении, посещая разные страны. Для выхода на западные рынки, конечно, нам нужно обновлять технологии. Но есть точки на карте мира, куда мы можем поставлять нашу нынешнюю продукцию, и этим нужно пользоваться. Мы знаем, что есть спрос на продукцию наших перерабатывающих предприятий, думаю, что был бы и на товары легкой промышленности. Министр экономики, выступая на районном собрании уполномоченных, рассказал о планах увеличения производства техники — как легковых автомобилей, так и нашей традиционной техники, в том числе сельскохозяйственной, которая уже давно и успешно работает во многих странах. Но, подчеркну еще раз, надо работать над тем, чтобы продукция была конкурентоспособной.

Что касается моих пожеланий на предстоящую пятилетку для близкой мне отрасли образования, то прежде всего хотелось бы, чтобы каждый из нас гордился нашим образованием, помнил своего первого учителя, любимого учителя, преподавателя в университете и был благодарен им. Ведь именно система образования дает нам путевку в жизнь, и зачастую не самую плохую. И не нужно говорить, что в школе или университете мы что-то недополучили: преподаватели стараются дать нам все, вопрос в том, готов ли каждый из нас все это получить. А сегодня, в век информационной насыщенности и новых технологий, недополучить какие-то знания можно только из-за собственной лени.

Система образования должна работать стабильно. Прежде всего не нужно туда вмешиваться тем, кто в этом некомпетентен, лучше дать возможность определять развитие отрасли профессионалам. Сохранить все лучшее, что было накоплено за предыдущие годы, но в то же время совершенствовать, ведь мир не стоит на месте. Сейчас и в будущие годы определяющим является умение использовать обширные глобальные информационные ресурсы: говоря простым языком, учить детей в Интернете не в «стрелялки» играть, а уметь находить полезную информацию.

Конечно, есть еще над чем работать в образовании. Прежде всего это учебные программы и учебники. На мой взгляд, сейчас они слишком затеоретизированы. Профессоры высших учебных заведений, конечно, постарались и вместили в учебники обширные, наукоемкие пласты знаний. Но так ли они нужны обыкновенным школьникам? Я считаю, что в общеобразовательной школе прежде всего необходимо научить детей грамотности, научить излагать свои мысли, вести себя в обществе достойно, но в то же время непринужденно. А уже с целью профориентационной деятельности уделить более серьезное внимание профильному обучению в старших классах.

Мы сейчас говорим о том, что сохранили и успешно развиваем базу для профессиональной подготовки. Но сейчас я в качестве первоочередной вижу задачу более тесной интеграции профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Если молодой человек, отучившись в училище, колледже или техникуме, выходит из него действительно подготовленным, хорошо бы, чтобы у него был «зеленый коридор» для поступления в вуз. Ведь он уже мотивирован, у него уже есть опыт получения профессии, он уже в чем-то специалист.

Говоря о подготовке кадров, считаю, что нам прежде всего нужно заботиться о подготовке тех из них, что будут нужны экономике завтрашнего дня — инновационной экономике. Вообще считается, что кадры нужно готовить с учетом потребности в них примерно через десять лет, на перспективу. И прежде всего об этом заботиться должны заказчики кадров, то есть работодатели, представители отраслей экономики. Ведь сейчас у нас так: кто готовит молодых специалистов, тот потом должен проследить, чтобы они были распределены, трудо­устроены, закреплены. А должно быть наоборот: работодатели должны «вести» будущих работников еще со школьных лет, тех самых профильных классов. Тогда система образования станет на самом деле практически ориентированной на подготовку кадров для экономики.

Прочитано 1768 раз Печать