Суббота, 19 Сентября 2020 19:33

Экономия вышла неэкономной. В суде рассмотрены три уголовных дела в отношении работников одного из транспортных предприятия района, которые обвинялись в хищениях ГСМ. Все трое признаны виновными

Людям, жившим в Советском союзе, наверняка хорошо известен популярный в то время лозунг «Все вокруг колхозное, все вокруг мое». Однако, к сожалению, в народ он пошел и до сих пор используется совсем не с тем значением, с которым его провозгласил автор — поэт Сергей Васильев. Колхозное и государственное имущество у некоторых отождествлялось с бесхозным, а украсть у государства не считалось зазорным. Сейчас, во втором десятилетии ХХІ века, кое-кто продолжает жить по этому же принципу.

Проводя оперативные мероприятия на одной из АЗС, сотрудники милиции обратили внимание на легковой автомобиль серебристого цвета. Когда машина подъехала к заправочной колонке, из нее вышел пассажир, направился к платежному терминалу и вставил в него магнитную карту. Пока он рассчитывался за топливо, водитель автомобиля тоже вышел из салона и вставил заправочный пистолет в бензобак. После заправки пассажир ненадолго зашел в здание АЗС, затем сел в машину, и она уехала.

Мужчину видели еще несколько раз на этой же заправке. Всякий раз — с разными водителями на разных автомобилях. Каждый раз водитель заправлял 50 литров дизтоплива, а пассажир оплачивал заправку одной и той же магнитной картой, которая, как выяснилось, принадлежит транспортному предприятию, осуществляющему пассажирские перевозки.

Пассажиром, оплачивавшим заправку, оказался работник этого предприятия, 43-летний житель Волковыска Денис Грушевич (все имена и фамилии изменены). Он признался, что продавал топливо, за которое платил закрепленной за ним картой, другим автомобилистам.

Водителем он работает с апреля 2019 года. Как и любой опытный водитель, он знал, что расход топлива зависит от стиля вождения и при определенных условиях можно добиться некоторой экономии. А поскольку ежедневного учета остатков топлива в баке на предприятии не велось, о скапливающихся излишках никто, кроме водителя, не знал. Поэтому он решил, что может использовать их по своему усмотрению, а именно — продавать по рублю за литр знакомым водителям.

Покупатели нашлись, по крайней мере — шестеро. Именно столько фактов отражено в уголовном деле, возбужденном в отношении Грушевича. Когда у него скапливалось 50 литров сэкономленного топлива, он звонил кому-то из знакомых и предлагал заправиться подешевле. Грушевич встречался с покупателем на АЗС и расплачивался карточкой за топливо, которое тот заправлял в свой автомобиль.

— Постоянных клиентов у меня не было, — объяснял он во время следствия. — Просто я пару раз видел, что получаются излишки, вот и решил их реализовать, а вырученные деньги тратил на свои нужды.

Такая мысль пришла в голову не только Грушевичу. Уголовные дела были возбуждены в отношении еще двоих его коллег. Андрей Трофимчик объяснил, что решил таким образом отблагодарить водителей, которые помогли ему, когда его личный автомобиль сломался на территории Польши. Денег у него при себе не было, но он пообещал не остаться в долгу и заправить автомобили поляков, когда те будут в Волковыске — ни много, ни мало 200 литров. Отдать долг он решил за счет предприятия. Через пару месяцев поляки приехали, чтобы получить обещанное. Трофимчик встретил их в условленном месте и передал магнитную карточку, которой они заплатили за 100 литров дизтоплива. Через некоторое время они вернули ему магнитную карту, а также чеки, чтобы он мог их приложить к путевым листам. В принципе, поляки могли заправиться и на большую сумму, потому что сам Трофимчик при заправке не присутствовал. Но они оказались честными людьми (если в данном случае можно применить это слово) и заправили ровно столько, сколько Трофимчику удалось «сэкономить» к этому дню. Через десять дней таким же образом поляки забрали еще 100 литров.

В кругу водителей горючее, дизтопливо или бензин, считаются универсальной валютой. Ею можно отблагодарить собрата-водителя практически за любую услугу. А если это дизтопливо досталось тебе абсолютно бесплатно — оно становится практически идеальным средством взаимных расчетов. Так считал и третий подозреваемый, Валерий Якимчик. Сэкономленным топливом он щедро делился со своими знакомыми: двоим заправил 50 литров, третьему — 10, четвертому — 70. Денег ни с кого не брал. Во время следствия он объяснял, что одних заправлял по дружбе, других — за оказанную помощь.

Нужно отметить, что всех хищений могло не быть, если бы не находились желающих заправить автомобиль подешевле, а то и вовсе бесплатно. Спрос, как известно, порождает предложение. А в данном случае — еще и преступление.

— Я не знал, что топливо краденное. Если бы знал, я бы не брал, — утверждали любители «халявы». Хотя сложно себе представить, что взрослый человек не отдает себе отчет в том, почему ему вдруг предлагают заправиться по цене чуть ли не в два раза дешевле, чем на АЗС, и рассчитываются магнитной картой.

Хищений могло не быть, если бы не способствовавшие их совершению условия: отсутствие контроля за расходом и остатками топлива в баке, а также за местонахождением транспортных средств. Хотя на всех автобусах, принадлежащих предприятию, установлена навигация, их фактическое нахождение во время заправки не сверялось. Во всех выявленных случаях заправка по магнитной карте осуществлялась, когда само транспортное средство находилось далеко от АЗС.

Каждый из подозреваемых понимал, что не имеет права распоряжаться сэкономленным топливом и что излишки должны быть оприходованы, так как это собственность предприятия. Но каждый записал экономию в свои личные достижения и на свой счет. Экономия получилась неэкономной: по приговору суда каждый лишен права занимать определенные должности, связанные с учетом, хранением и распоряжением товарно-материальными ценностями сроком на два года со штрафом в размере 50 базовых величин. Ущерб, нанесенный предприятию, виновные возместили.

Николай ТАЛАШКО, судья суда Волковысского района

Виктория ЛЕЩИНСКАЯ

Прочитано 285 раз Печать