«Разводчик мамонтов» в Вайбере - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 25 Октября 2020 12:51

«Разводчик мамонтов» в Вайбере

Делюсь с тобой, читатель, одним неприятным и по своей сути опасным, но поучительным случаем, который произошел с моей бабушкой. Такой может произойти с каждым, кто пользуется мессенджером Viber. Забегая вперед скажу, что ничего страшного не произошло или не успело произойти. Совместными семейными усилиями и благодаря техподдержке Вайбера проблема была своевременно решена.

Возможно, наш опыт кому-то пригодится.

Однажды утром у меня в Вайбере появилось уведомление, что моя бабушка, далекая от интернета, зарегистрировалась в мессенджере. Я удивился, как и члены моей семьи, которые также заметили странность, ведь у бабушки простая кнопочная звонилка! Почти сразу после появления в Вайбере «бабушка» поставила аватар, и человек на нем был совсем на нее не похож.

В кругу семьи, а именно в личном чате, мы тут же начали размышлять, что и как. Мама решила написать взломщику и, на удивление, тот не только ответил, но и признался в кибер-преступлении! Она также пыталась дозвониться по Вайберу к мошеннику, но тот не брал трубку. Бабушка точно не смогла бы ответить, потому что у нее «бабушкофон». Значит, в теории, преступник мог ответить с другого, своего устройства, с которого и совершал противозаконные действия.

Далее он заблокировал маму, а она его в ответ. На этом беседа с признанием завершилась. Поразмыслив, мы решили как можно скорее идти в салон МТС за консультацией. Из беседы с сотрудником стало понятно, что в компании МТС в данном случае не представляют, как такое могло случиться. Выводом из состоявшегося разговора стало предположение, что хакерская прореха случилась со стороны мессенджера Viber. Мы связались с техподдержкой Вайбера. Именно так следует поступить незамедлительно в случае признаков мошенничества, как показал наш опыт.

Меня эта ситуация натолкнула на размышления следующего характера: как объяснить факт того, что мошенник удаленно (то есть с другого устройства) активировал чужой аккаунт в Вайбере, где при регистрации нужно было дать согласие через код, пришедший на номер МТС моей бабушки?

Значит, сначала он получил доступ к номеру, а уже затем с помощью пришедшего кода зарегистрировал аккаунт в Вайбере. Повторюсь: взломать телефон бабушки невозможно, потому что он кнопочный, интернета у нее попросту нет. Как он все это сделал — дело второе, но факт получения доступа к номеру был, как и пришедшее на номер бабушки смс с кодом подтверждения — в МТС сотрудник подтвердил приход смс. Вся эта ситуация с получением доступа к номеру так и осталась загадкой.

Придя домой, я написал в техподдержку Вайбера, где мне через несколько минут пришел ответ:

Благодарим Вас за то, что оперативно дали нам знать о такой проблеме. Хотели бы принести свои извинения за произошедшую ошибку. Наша команда изучает Ваше обращение, и аккаунт с номером уже деактивирован с нашей стороны. К сожалению, мы пока не можем назвать точную информацию кому и каким образом удалось активировать данный номер телефона. Безопасность наших пользователей очень важна для нас, и наши команды будут работать над тем, чтобы найти причину произошедшей ошибки, а также не допустить подобных случаев снова. Спасибо за Ваше понимание и еще раз приносим Вам наши искренние извинения.

Судя по ответу, они либо действительно не знают, как это произошло, либо из соображений конфиденциальности промолчали. А хотелось бы узнать причину.

А теперь порядок действий для тех, у кого случилось нечто подобное (это совет, основанный на личном опыте, а не прямое руководство к действию! Соблюдайте рекомендованную вашими приложениями и устройствами инструкцию безопасности и основные нормы безопасности в сети Интернет):

1.Попытаться выйти на связь с родственником, который стал жертвой кибер-мошенника, и узнать, не утекли ли деньги с баланса номера телефона и с электронных счетов. Если есть учетные записи и прочие аккаунты, подвязанные через пострадавший номер — узнать, целы ли они и в сохранности ли содержащиеся там данные.

2.Попытаться выйти на связь с мошенником. Вдруг он что-либо напишет, тогда сделать скриншоты беседы, аватара, попробовать дозвониться, перед этим включив запись разговора. Если разговор состоится, то его наличие может помочь в возможных дальнейших разбирательствах: милиция, суды и так далее.

3.Как можно быстрее написать в техподдержку задействованного ресурса (в нашем случае это был Вайбер). Расписать случай надо максимально подробно, приложив к обращению скриншоты переписки, аватара и запись разговора с мошенником по телефону, если окно обращения позволяет крепить аудио-форматы (в Вайбере на тот момент нельзя было этого делать), то крепите и аудио. В противном случае можете дать ссылку на запись разговора, размещенную на другом ресурсе, чтобы сотрудник техподдержки смог его прослушать. Но обычно скриншотов должно быть достаточно для решения проблемы.

Именно в таком порядке действовали мы, и это помогло нам не потерять деньги с телефонного номера. Благо, у бабушки больше ничего в телефоне и не было. Если же эти меры не помогли и ситуация серьезная, воспользуйтесь советами сотрудника компании-­поставщика связи, специалистов или обратитесь в милицию. Честно, с советами неспециалиста экспериментировать не рекомендую — ваша главная задача заблокировать пострадавший аккаунт как можно скорее, а советы могут лишь затянуть процесс или вовсе не помочь. А в таких случаях каждая секунда дорога.

Обращение в милицию возможно, если ситуация серьезная и пострадала ваша конфиденциальность. Правда, органы правопорядка вряд ли смогут найти и наказать мошенника, если он действительно опытный и к тому же находится за границей. Разбирательство растянется на недели, а, может, месяцы и годы. Тогда как деньги и прочую личную информацию можно потерять за считанные секунды. Так что обращение в техподдержку используемого приложения видится наиболее быстрым и действенным вариантом. Удалят аккаунт? Да, возможно. Да, грубо. Но зато это гарантия того, что вы не потеряете деньги и данные. Ведь если злоумышленник получит доступ к устройству, на котором хранится ценная информация, включая деньги, ущерб будет серьезным. Лишь ее отсутствие помогло моей бабушке выйти из этой игры по чужим правилам без потерь.

Ладно, с данными разобрались. А что с мошенником? Ничего. Таких, как он, много, за каждым гоняться не будут. Если, конечно, он не персона с большой буквы или не преступник уровня профессио­нализма Сноудена от мира мошенничества. Остается соблюдать меры безопасности и надеяться, что «разводчик мамонтов» не проникнет снова в бабушкин или чей-то другой телефон.

Павел Перовский

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1173 раз Печать