Электронная подписка на газету Наш час

Четверг, 25 Ноября 2021 09:53

Как оградить чадо от гаджета?

Автор

— У меня назрела проблема. Дети просто с ума сходят от гаджетов. Телефон для старшей, планшет для младшего — незаменимые вещи. Как только заберешь — начинаются ужасные скандалы. Хотелось бы услышать мнение специалиста. Как сделать, чтобы дети не были зависимы от телефонов и планшетов, и при этом избежать скандалов?

За консультацией «НЧ» обратился к психологу, методисту Волковысского районного учебно-методического кабинета Веронике КУРЕЦКОЙ.

— В современном мире компьютер, различные гаджеты и пространство Интернета стали совершенно обыденными явлениями. Сам по себе гаджет — это лишь инструмент, как ножницы, которые сами по себе не хороши и не плохи. Но с их помощью можно как вырезать красивую снежинку, так и испортить любимую вещь.

Часто взрослые, сами того не осознавая, формируют плохие привычки у детей, а потом долго и упорно ведут с ними борьбу. Ребенок рождается без потребности в гаджетах, к ним приучают сами родители. Нередко можно услышать от родителей фразы: «я включала мультики на телефоне, когда дочка просыпалась утром, так у меня появлялась возможность еще немного поспать», «сын не давал мне спокойно помыть голову, приготовить обед, приходилось давать планшет», «у моего ребенка был плохой аппетит, я ставила мультики для того, чтобы он ел».

Необходимо понимать: чем младше ребенок, тем более негативное влияние имеет на него гаджет, точнее, на его мозговую деятельность, поскольку все мозговые структуры находятся в активном развитии, и мозгу нужно прикладывать больше усилий для переработки информации. Устройства оказывают негативное влияние на развитие психических процессов. Дети становятся капризными, импульсивными, начинают проявлять агрессию, затормаживается интеллектуальная активность. Яркие картинки вызывают у ребенка сильные эмоции, зрение и слух его перенасыщаются, а тактильных и осязательных ощущений испытывается дефицит. Воображение и фантазия ребенка также не развиваются.

Постоянное нахождение перед монитором формирует у ребенка туннельное зрение, а это негативно влияет на процесс зрительно-пространственного восприятия, на возможность охватить информативное поле целиком. Что потом в школьном возрасте приводит к проблемам с чтением и письмом. Использование девайсов в вечернее время также неблагоприятно влияет на качество сна и плохо сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. Мелкая моторика рук не развивается, дети не получают необходимых им сенсорных ощущений.

Для формирования навыков эффективного общения ребенку необходимо взаимодействие. Проводя много времени за девайсами, дети теряют возможность совершенствовать эти умения. По этой причине чаще всего у них присутствуют сложности в социализации.

Есть определенные признаки, по которым родители могут определить, что у вашего ребенка зависимость от гаджетов:

- ребенок теряет чувство времени и чувство меры, когда проводит время за гаджетом, не соблюдает оговоренные условия и всеми силами стремится быть в сети как можно больше времени;

- агрессия, истерики у ребенка при попытках забрать гаджет или ограничить время, которое он проводит в сети;

- ребенок теряет интерес к реальной жизни. Его перестают интересовать увлечения, которыми он раньше занимался. По сравнению с виртуальным миром увлечения уже кажутся однообразными и неинтересными;

- у школьников падает уровень учебной успеваемости, встречи с друзьями становятся редкими, главным желанием ребенка является как можно больше времени проводить в виртуальном мире;

- ребенок испытывает беспокойство, становится нервным и раздраженным, если приходится хотя бы день провести без устройств.

Отнять у ребенка устройство — не вариант, так вы еще больше оттолкнете его от себя. В данном случае необходимо терпение и психологически грамотный подход. Взрослые должны быть последовательными в своем решении. Хочу посоветовать родителям поступать следующим образом.

Необходимо поговорить с ребенком без лишних эмоций и манипуляций. Обсудить причины, по которым он заменяет реальный мир на виртуальный.  Предложить альтернативу. Обязательно нужно объяснить ребенку, как формируется зависимость, и рассказать о последствиях зависимости.

Важно организовать для ребенка времяпрепровождение максимально полезным способом, предложить кружки, игры, которые ему понравятся, спорт.

Научитесь говорить уверенное «нет». Не стоит категорически запрещать ребенку пользоваться телефоном. Лучшее, что вы сможете сделать — строго ограничить по времени использование смартфонов и обязательно сдерживайте слово, чтобы ребенок через договоренное время отложил телефон.

Личный пример. Дети являются отражением родителей. Если ребенок наблюдает, что взрослые продолжительное время за гаджетами, то и ребенок будет поступать точно так же. Хорошо, когда в семье есть традиции. Например, прогулки всей семьей на свежем воздухе, путешествия, совместные занятия спортом.

Если вам кажется, что вы не можете найти подход к ребенку и решить данную проблему самостоятельно, обратитесь к психологу. Специалист поможет вам наладить контакт с ребенком, даст практические рекомендации.

Еще нужно обратить внимание на такой момент, как профилактика зависимости от гаджетов.

Важно, чтобы в семье присутствовали правила, которые не нарушаются, чтобы у родителей было одно общее мнение по поводу той или иной ситуации. Тогда и ограничение времени, проводимого с гаджетами, не будет восприниматься ребенком болезненно.

Прием пищи с использованием гаджета в дальнейшем может привести не только к нарушению пищевого поведения, но и к формированию зависимого поведения.

Нельзя давать ребенку девайсы для того, чтобы предотвратить истерику, или справиться с плохим настроением ребенка. Ребенок должен учиться справляться с эмоциями, успокаиваться и благополучно переживать трудности. Когда ребенок начинает истерить, а родители дают ему в руки телефон, тем самым они подкрепляют реакцию ребенка, не осознавая, что в дальнейшем истерики будут сильнее. Ведь для ребенка это способ получить желаемый результат.

Родителям необходимо помнить о том, что детям всех возрастов важно доверительное общение с родителями, поддержка, понимание, общие интересы, совместное времяпровождение. Когда детско-родительские отношения не нарушены, тогда и потребность в цифровом пространстве теряет свою актуальность.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Прочитано 434 раз Печать