Старшее поколение, глядя на то, как сейчас планируются, вынашиваются и появляются на свет дети, вздыхают: «Это ж надо… Мы знать того не знали и не ведали…» А бабушки-прабабушки обязательно добавляют: «Беременели на сенокосе, рожали в поле. Хорошо, если повитуха подсобит. А там, как Бог даст. Вот и вся премудрость». Естественный отбор в естественной среде? Никакого вмешательства в Божий промысел? Нет уж, увольте. Вряд ли, уважающая себя, современная женщина пойдет на такое безумие. Хотя сторонниц системы «никаких врачей, учетов, анализов, УЗИ, доплеров, роды только дома (можно в ванной)» хватает и в ХХІ веке…
Было время, когда девице двадцати лет от роду уже только сваха помочь могла, потому что ни один жених в ее сторону не смотрел: старовата для замужества считалась. Было и прошло. «Сенокос, поле, повитуха», к счастью женскому, тоже остались далеко в прошлом. И возврата к ним быть не может и не должно. Сегодня к услугам женщины, решившей стать матерью, — женские консультации с современными возможностями репродуктивной медицины, врачи-специалисты, которые сопровождают женщину с момента принятия ответственного решения до появления на свет новой жизни. Осознанный отказ от помощи современной медицины сегодня — это безрассудство и безответственность.
А спланированная беременность разве не эгоизм? В некоторой степени — безусловно. Но эгоизм здоровый и прагматизм здравый. Женщина должна быть готова физически, морально и, как ни странно, материально. Это ее жизнь и ее ответственность. А потому все должно быть своевременно.
Современные женщины получили отсрочку на попадание в разряд «старородящих». Тоже не люблю это слово, но ведь было время, когда к этой категории относили мамочек в возрасте после 25 лет. Спасибо современному ритму жизни, эмансипации и возможностям современной репродуктивной медицины, которые подняли планку репродуктивного возраста чуть ли не до 46 лет. Понятия «старородящая» в Европе вообще нет. Но возрастные рамки никто не отменял. Как ни крути, возможности организма не безграничны. Кроме того, современные женщины не спешат с замужеством; долгое время проверяют отношения; предпочитают свободные, гражданские, гостевые браки; строят карьеру и собственное благополучие, обзаводясь квартирой, дачей, авто. И только «став на ноги», задумываются о детях. Неправильно? Да как вам сказать… По-моему, это повод задуматься представителям сильного пола: почему современная женщина рассчитывает исключительно на себя?..
И вот парадокс. Вроде, все условия для благополучного исхода материнства мы получили, а отказываться от собственных детей никак не научимся. Женщины, годами ожидающие чуда от Бога, сбиваются с ног в поисках помощи. Мамы, не оценившие выпавшее на их долю счастье, разбрасываются им без оглядки. Я восхищаюсь многодетными семьями (которые воспитывают детей, а не зарабатывают ими на жизнь). Я понимаю женщину, которая максимально допустимо поднимает возрастную планку в попытке стать матерью. Я могу оправдать отчаявшихся женщин, для которых все средства хороши ради цели материнства. Но никогда не пойму, ни за что не посочувствую и ничем не оправдаю мать, допустившую возможным воспитание своего ребенка в детском доме.
Мама, а почему эти детки всегда здесь?
Потому что без мамы…
А почему они без мамы?
Так получилось…
А что получилось не так? Они плохо себя вели?
Нет, скорее, их мамы плохо себя вели…
А как это? Разве мамы могут себя плохо вести?
Как же мне хотелось вчера прекратить этот разговор! Увы, на каждую попытку уйти от ответа я получала вдвое больше по-детски наивных «почему». Так в четыре года моя дочь узнала о сиротстве, неблагополучных семьях, детских домах и родителях, дети которых в них воспитываются. Четыре года — рановато для правды жизни? Не спорю.
Шансов избежать «взрослого» разговора не было. Мы живем недалеко от детского дома. К сожалению, имеем возможность наблюдать за …недооцененными, недолюбленными, недоласканными, недоцелованными детьми. Нет, их, безусловно, ценят, любят, ласкают, обнимают, целуют, жалеют, берут на ручки. Вот только… Не мама с папой — а воспитатели. Не старшие брат и сестра — а более взрослые воспитанники того же детского дома. Скажу, как есть. Больно видеть. Знаете, приставка «недо-» в отношении маленького человека вообще употребляться не должна. Так же, как модное сегодня «пока не до детей». Никакие обстоятельства или человеческие пороки (пьянство, тунеядство и т.п.) не могут служить оправданием социального сиротства.
Мои дети дались мне непросто. Может, поэтому смысл моей жизни — в широкоплечем юноше, за спиной которого я уже сама могу спрятаться, и в маленькой девочке, которая пока ищет защиты у меня. Без своих детей я себя не мыслю. Иных взглядов не приемлю. Иного мнения не приму никогда.
Знаете, а ведь какими бы ни были причины пребывания детей в детском доме, их родители все равно остаются для них самыми лучшими на свете. Извините за резкость, но детское социальное сиротство — результат взрослого морального уродства. Потому что и нечаянная радость, пришедшая легко, и спланированное счастье, давшееся большим трудом, должны цениться. Радость отцовства и счастье материнства жить могут только рядом с детскими радостью и счастьем.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.