Война с камнем была развязана не вчера. Декоммунизация, начавшаяся со сноса памятников Ленину, с началом СВО России в Украине на волне всеобщей русофобии сегодня сводится к абсурдной «депушкинизации». Те, кто не выносит все советское, сносить готовы и все русское — «от танка до Екатерины». Под «раздачу» попадают не только памятники Ленину, «символизирующие и пропагандирующие тоталитарный режим». К демонтажу приговариваются «императрица Екатерина II», «полководец А. В. Суворов» и даже «основоположник современного русского языка — А. С. Пушкин», памятники которым сегодня, как оказалось, «не представляют исторической или художественной ценности». Воюют и с «символами советской оккупации» — монументами советским воинам-победителям.
Господа-не товарищи, ненавидящие, как оказалось, не только все советское, но и русское, откровенные акты «узаконенного» на государственных уровнях вандализма в отношении советских памятников на территориях своих стран прикрывают надуманными законопроектами. Увы. Чем больше пыжатся в организованном беспределе Польша и страны Прибалтики, тем абсурднее выглядит их стремление стереть с лица земли буквально все каменное с надписью «Вечная слава героям Советской армии!»…
…Тот день хорошо помнят мои родители. Мама уже работала в школе пионервожатой, папа — учителем истории. Мне в 1986 году было всего пять. Но даже в моей детской памяти на всю жизнь остался тот день, когда «башня», с которой я ребенком зимой гоняла на мешке и санках, в одночасье стала священным для всех земляков местом. Помню собравшихся от мала до велика взволнованных односельчан. Строгих солдат, стоявших по струнке и стрелявших по команде в воздух. Слезы на глазах тех, кто помнил проклятую войну. А еще — звенящую тишину, когда останки предавали земле. Так почетно, торжественно и волнующе в 1986 году в моей тогда еще деревне Субочи хоронили погибших советских воинов.
Их останки были найдены благодаря усилиям уроженца соседней деревни Островчицы Владиславу Владиславовичу Малиновскому. В 80-е годы прошлого столетия он жил в г. Петрозаводске. Но каждое лето приезжал на малую родину в Островчицы. Из разговора с пожилыми земляками он и узнал историю о советских солдатах, погибших около деревни и захороненных местными жителями на ее окраине… Вернувшись в Петрозаводск, Владислав Малиновский обратился в местный военкомат для установления личностей погибших. Сделать этого не удалось. Приехав в Белоруссию через год, он обратился в Волковысский райвоенкомат с просьбой перезахоронить останки солдат, что и было сделано в тот памятный день в 1986 году при содействии военного комиссара, председателя сельского Совета и местных жителей.
А в 1990-м на месте перезахоронения, вместо скромного обелиска с пятиконечной звездой, были установлены обелиск и надмогильная плита с именами 46-ти односельчан, расстрелянных фашистами в годы войны, и 23-х земляков, погибших на фронтах Второй мировой. Потом из года в год облагораживался сквер вокруг монумента. В прошлом году была проведена масштабная реконструкция памятника. Место, где некогда были конюшни, водонапорная башня, катались с горы деревенские дети, сегодня не узнать. Изменилось все. И с каждым годом здесь становится все краше. Посреди ухоженного сквера с красивыми скамейками и флагштоками возвышается курган со ступенями и площадкой, с которой стремится в небо высокая стела.
Вспоминаю, как у памятника взрослые и дети осенью убирали опавшую листву, зимой чистили снег, летом убирали с дорожек проросшую траву. Помню, как каждый год 9 Мая гордо стояла у стелы в почетном карауле во время проведения митинга. И этот День Победы не станет исключением. Многочисленные земляки с цветами снова соберутся в сквере у памятника, чтобы почтить память погибших земляков и неизвестных солдат. Только живых свидетелей тех страшных событий — ветеранов, с каждым годом сюда приходит все меньше…
Мои односельчане до сих пор не знают имен тех советских воинов, которые нашли свой последний приют в нашем сегодня уже агрогородке Субочи. Но все эти долгие годы мы трепетно храним память о тех, кого принято называть Неизвестными солдатами. Я верю, что в Беларуси места Воинской славы никогда не станут символами «тоталитарного режима или советской оккупации» и всегда будут представлять «историческую и художественную ценность». Память о каждом Известном и Неизвестном солдате, захороненном в самой мало известной белорусской деревне, будет Вечной.
И надеюсь. Потому что, пока «стоит над горою Алеша — в Болгарии русский солдат», пока держит на руках спасенную девочку Воин-освободитель в берлинском Трептов-парке, пока на Печерских холмах в Киеве с мечом и щитом стоит на страже мира Родина-мать, жива надежда, что на Земле не буде больше места войнам.
Осквернить, уничтожить, разрушить, демонтировать, снести можно только камень. Память стереть невозможно…
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.