В числе задач, которые необходимо решить для достижения этой цели, одной из первоочередных является снижение себестоимости производства цемента. Это позволит обеспечить выполнение других требований, поставленных Программой: снижение отпускных цен на цемент и, как следствие, снижение себестоимости строительства зданий и сооружений, а также вытеснение конкурентов с внутреннего рынка и наращивание экспорта цемента и строительных материалов из него.
В ОАО «Красносельскстройматериалы» активно работают над решением этой задачи. Республиканской программой на 2015 год для акционерного общества предусмотрен ряд мероприятий. О ходе их реализации рассказывает заместитель генерального директора по техперевооружению и энергосберегающим технологиям Виктор ПЫШНЫЙ:
— Мы планируем в четвертом квартале текущего года построить и сдать в эксплуатацию линию по приемке, подаче и сжиганию торфяного топлива. Это позволит заместить часть импортируемого основного топлива, т. е., каменного угля и природного газа, которое используется в декарбонизаторе при обжиге цементного клинкера. Архитектурный проект новой линии уже разработан и проходит сейчас государственную строительно-экологическую экспертизу в Минске. Акционерным обществом в мае проведены общественные слушания по применению этого топлива и получено положительное резюме. Проведены также открытые конкурсы и определены поставщики основного технологического оборудования. Часть средств на реализацию этого проекта в размере 5 млрд рублей запланировано выделить из инвестиционного фонда Министерства энергетики Беларуси.
— Значит, основную подготовительную работу можно считать практически завершенной, можно приступать к строительству. Какую экономию импортного топлива может дать использование торфа?
— По расчетам, примерно до 60 процентов основного топлива декарбонизатора может быть замещено торфобрикетом. Это перспективный проект, значимый не только для нашего объединения, поскольку увеличение доли местных видов топлива в производстве цемента расширит использование продукции торфобрикетных заводов Гродненской области.
Кроме того, мы работаем над вариантами применения при производстве клинкера RDF-топлива, которое производится из твердых отходов.
— Насколько известно, в ОАО «Красносельскстройматериалы» первыми в республике начали использовать в качестве технологического топлива отработанные автомобильные шины?
— Да, разработка и реализация проектов по применению альтернативных видов топлива ведется у нас давно. Такой вид местного топлива, как изношенные автошины, используется с 2008 года. В 2012-м строительство новой линии по производству клинкера «сухим способом» позволило сократить расход природного газа за счет использования каменного угля. Ну а сейчас на очереди торфобрикеты и RDF-топливо.
Снижение себестоимости цемента позволяет снизить себестоимость всей продукции, которая производится на основе цемента — силикатных блоков, сухих строительных смесей и т. д. Таким образом, это главнейшая задача на сегодняшний день, и переход на альтернативное топливо в производстве цемента — один из наиболее эффективных путей ее решения.
— А как обстоит дело с реализацией проекта по применению в качестве топлива для обжига извести нефтяного кокса?
— У нас для реализации этого проекта по цементному заводу уже все готово: разработаны архитектурные строительные проекты, получены положительные заключения экспертизы. Задержка из-за того, что в Беларуси пока нет своего нефтяного кокса. ОАО «Нафтан» обещает начать его производство в 2017 году, и тогда мы готовы сразу начать его использование.
— Виктор Викторович, в ОАО «Красносельскстройматериалы» наряду с заменой дорогих топливно-энергетических ресурсов на более дешевые много работали также над сокращением их потребления, взять хотя бы строительство уже упоминавшейся линии по производству клинкера «сухим способом». Будет ли продолжаться эта работа или технические возможности для сокращения потребления ТЭР уже исчерпаны?
— Работа продолжается, в этом году мы сдаем в эксплуатацию объект по производству извести «сухим способом», что даст значительное снижение расхода топлива — до 10 процентов.
Стоит отметить, что дополнительно некоторую часть энергоресурсов мы получаем благодаря работе собственной мини-ТЭЦ и газотурбинной установки, вырабатывающей электроэнергию.
— Что еще в планах модернизации на этот год?
— В планах строительство объекта по снижению выбросов оксида азота в атмосферу. Но это больше экологический проект. Производственные мощности наращиваются, соответственно, увеличиваем и мощность очистных сооружений. Оборудование уже закуплено, планируем завершить строительство в текущем году.
— Спасибо за беседу.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.