Двадцать пять «кругосветок» машиниста Белошевского. Рассказываем о нашем земляке, получившем почетную профессиональную награду - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 06 Ноября 2022 16:53

Двадцать пять «кругосветок» машиниста Белошевского. Рассказываем о нашем земляке, получившем почетную профессиональную награду

Наш земляк, машинист 2 класса локомотивного депо Волковыск Владимир БЕЛОШЕВСКИЙ на VI Слете машинистов Белорусской железной дороги, который недавно прошел в Минске, получил почетную для каждого машиниста награду — нагрудный знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км». Награждаются им в том числе машинисты и помощники машинистов, выполнившие установленную норму пробега на локомотиве, безупречно выполняющие свои должностные обязанности и обязательства по уходу за локомотивами, экономному расходованию топливно-энергетических ресурсов, не имеющие грубых нарушений безопасности движения, охраны труда и дисциплины.

dsc_6267

Миллион километров — это, если задуматься, длина экватора, умноженная на 25. То есть, Владимир ­Белошевский, по сути, уже двадцать пять раз обогнул земной шар, сидя в кабине тепловоза, на что ему ­понадобилось почти тридцать трудовых лет. Впрочем, в его семье так у многих — с железной дорогой были связаны его дедушка, отец и мать, сейчас работает жена, а продолжает династию сын. О трудовой династии и работе машиниста, «везучей» технике и рекордных рейсах, а также о многом другом мы поговорили
с Владимиром Николаевичем.

Династия

Железная дорога — отрасль, где много трудовых династий, зачастую люди работают здесь целыми семьями. А все потому, что отрасль эта очень важна для страны и, соответственно, имеет развитую структуру со множеством подразделений, где находят свое призвание и мужчины, и женщины, дети, родители и внуки. Кажется, что в таких случаях и семьи крепче, и на отношении к работе это сказывается только благоприятно: когда на виду в коллективе вся семья, никто не будет трудиться спустя рукава, «позоря фамилию». Яркий пример такого положительного отношения — династия, о которой мы говорим в этой статье.

Владимир Белошевский — представитель уже третьего поколения железнодорожников в своей семье. Основателем династии стал дедушка Владимира по маминой линии, Василий Степанович Платонов. Он всю жизнь прожил в Волковыске, участвовал в Великой Отечественной войне, а после войны долгое время работал в депо машинистом паровоза, став ветераном труда. Бухгалтером, а затем главным бухгалтером в депо была мама Владимира, Галина Васильевна. Отец, Николай Николаевич, тоже всю жизнь проработал машинистом — начинал еще на паровозах, заканчивал на тепловозах. До сих пор бригадиром слесарей трудится родной дядя Владимира Олег Васильевич Платонов.

izobrazhenie_viber_2022-11-03_12-29-33-983

Николай Николаевич Белошевский

На железной дороге работает и супруга Владимира Наталья Геннадьевна, она — кладовщик в вагонном депо. А продолжателем славной трудовой династии Белошевских, уже четвертым ее поколением, стал их сын Артем. Сейчас ему 23 года, и он, окончив Гомельский железнодорожный колледж и отслужив в армии, уже работает помощником машиниста в оборотном депо Гродно — подразделении волковысского депо.

izobrazhenie_viber_2022-11-03_12-29-21-926

Артем пошел по стопам отца и деда

Начало

Стоит ли говорить, что Владимиру Николаевичу на роду было написано работать на железной дороге?.. Хотя в свое время, рассказывает он, конкретно таких планов не было: после школы поступил в Волковысский сельхозтехникум, где получил специальность ветеринара. Но к этой профессии душа не лежала. А вот детские воспоминания о днях, когда отец брал его с собой на работу, катал в кабине тепловоза, по-прежнему оставались яркими.

Поэтому весной 1992 года парень пришел в локомотивное депо, где его взяли на работу слесарем. Вскоре ушел в армию — и через два года вернулся на то же место. А через некоторое время руководство предложило поехать на курсы помощников машинистов. Владимир долго не раздумывал… И вот она, первая поездка в статусе действующего помощника машиниста. Было это 6 февраля 1996 года — как раз в день рождения Василия Степановича Платонова. Конечно, дедушке было вдвойне приятно, что внук сделал ему такой дорогой подарок, став продолжателем дела его жизни.

dsc_6257

Работа

Более десяти лет Владимир Белошевский проработал помощником машиниста, а потом, повысив квалификацию, «перебрался» в правое кресло: рабочее место машиниста именно справа, слева сидит помощник. В принципе, уже тогда, когда Владимир только начинал, кое-что ему было знакомо по отцовской работе. Но еще многое пришлось постигать, и этот процесс приобретения новых знаний и нового опыта не останавливается в течение всех этих тридцати лет, что он работает в депо. Тепловоз — машина сложная, и машинисты обязаны знать его устройство, понимать принцип работы. Хотя бы потому, что в рейсах, если вдруг случается поломка, устранять ее приходится локомотивной бригаде. Причем устранять либо вызывать резервный локомотив оперативно, в течение часа: все поезда на дороге «завязаны» в единый график, и нештатная ситуация с одним поездом становится «эффектом домино» — вынуждены задерживаться остальные поезда, весь график ломается, и на его восстановление требуется не менее нескольких часов.

Вообще, рассуждают Владимир Белошевский и председатель профкома локомотивного депо Валентина Бабич, которая подключается к нашей беседе, машинист — важнейшее звено на железной дороге. Да, ее функционирование невозможно без людей множества других профессий — путейцев, связистов, слесарей-ремонтников, составителей поездов, дежурных по станциям, диспетчеров и так далее, — но после того, как поезд сформирован и отправлен по маршруту, именно машинист ответственен за все, что происходит с составом, за пассажиров или груз. Ошибка машиниста может быть очень дорогой, и история железной дороги, увы, знает немало тому примеров…

dsc_6263

Коллеги

Именно поэтому, считает Владимир Николаевич, кроме, естественно, любви к профессии и стремления постоянно пополнять багаж профессиональных знаний, для машиниста важны такие качества, как хорошая реакция, внимательность, выдержка, стрессоустойчивость. Последнее важно потому, что железная дорога работает круглосуточно, и машинистам нередко выпадают ночные рейсы. К тому же трудятся они по так называемому вызывному принципу: явка для выезда в рейс — по звонку дежурного по депо, а позвонить могут раньше или позже в зависимости от того, как скоро станция сформирует поезд (речь сейчас именно о грузовых поездах). Поэтому в свой рабочий день машинист постоянно должен находиться на связи и ждать вызова. Сейчас, увы, объемы перевозок упали из-за санкций, а всего еще год назад, говорит Владимир Белошевский, нередко бывало: приедет бригада из рейса, отдохнет положенную норму — и снова в дорогу.

Важна стрессоустойчивость для машинистов и их помощников еще и потому, что, к сожалению, на железной дороге не прекращаются несчастные случаи. По невнимательности либо сознательно люди оказываются на рельсах перед идущим поездом, остановить который мгновенно, как известно, невозможно… Увы, у многих машинистов есть свои «крестики», эти случаи запоминаются на всю жизнь, и никто из железнодорожников не хотел бы, чтобы такие рейсы повторялись. Поэтому обычным делом для машинистов является работа с психологами. Особенная медицинская комиссия, углубленная психологическая подготовка проводятся для тех машинистов, которые «обкатываются» «в одно лицо» — например, для маневровых работ.

Локомотивные бригады составляются тоже с учетом психологической совместимости, после тестирования. Сейчас уже более полутора лет Белошевский выходит в рейсы с помощником Дмитрием Ковальчуком. Но периодически бригады переформировываются: после наработки определенного стажа помощники имеют право переучиваться на машинистов. Кто-то этим правом пользуется, потому что с детства мечтал управлять поездами, кто-то не хочет брать на себя ответственность, но в хорошем смысле «фанатов» профессии на железной дороге немало.

Железнодорожники, в том числе и машинисты, — люди дружные, всегда готовы помочь коллегам. По рассказам моих собеседников, когда начались февральские события, на территории Беларуси находились в рейсе несколько украинских машинистов, а несколько белорусских оставались с другой стороны границы. И в обеих странах работники депо помогли, обеспечили питанием и одеждой, предоставили временное жилье и приложили все усилия, чтобы коллеги смогли безопасно вернуться каждый на свою родину.

dsc_6265

Маршруты

Белорусские локомотивы, в том числе и приписанные к депо Волковыск, можно увидеть не только в любом уголке нашей страны, но и в приграничье соседних. Бывают за границей и белорусские машинисты. Владимир Белошевский, например, «обкатан», то есть имеет право совершать рейсы на всех направлениях, которые обслуживаются волковысским депо, — на Лунинец, Лиду, Гродно, Брузги, Барановичи, польскую станцию Семянувка; участвует и в поездной, и в маневровой работе на станциях. Любимых направлений для него нет, все одинаковы, но, например, рейсы на Семянувку для машинистов более выгодны с материальной точки зрения — все же это зарубежная командировка.

Сложных маршрутов для опытного машиниста не существует — но это, еще раз подчеркнем, с учетом опыта и знаний. Например, участок Волковыск — Барановичи по профилю пути считается одним из самых сложных на Белорусской железной дороге: здесь четыре крутых подъема до 8 тысячных, или 8 промилле (эта цифра означает, что за пройденный километр пути состав поднимется на высоту 8 метров). Пройти эти подъемы с грузовым поездом еще нужно уметь, надо быть уверенным в тепловозе и своем профессионализме. Из-за профиля, кстати, поезда на этом участке легче — критическая масса равна 4500—4600 тонн, в то время как, например, на более равнинном участке Лунинец — Барановичи — 6800 тонн.

Двадцать пять «кругосветок» Владимира Белошевского за эти годы сложились из сотен рейсов разной протяженности. Вспоминает он и самые дальние: еще во время работы помощником машиниста бригада вместе с путерихтовочной машиной работала по всей Беларуси и однажды за полдня без остановок перебазировалась от Бреста до Гомеля. А когда Владимир Николаевич был уже машинистом, потребовалось отогнать на ремонт в Жлобин маневровый теп­ловоз в нерабочем состоянии — это было «турне» Волковыск — Барановичи — Лунинец — Калинковичи — Жлобин, после которого бригада своим ходом отправилась в Витебск.

dsc_6272

Тепловозы

Владимир Белошевский может работать (и работает) на всех тепловозах депо Волковыск: магистральных грузовых М62, 2М62, 2ТЭ10У и 2ТЭ10М, маневровых ЧМЭ3. Единственное, не выходит в рейсы на дизель-поездах. Но грузовое движение, где составы значительно тяжелее, для него более интересно, чем пассажирское, в нем он видит больше романтики.

Тепловозы не закреплены персонально за бригадами, поэтому рейсы осуществляются на разных машинах. И на самом деле, говорит Владимир Николаевич, есть техника «везучая», а есть «невезучая». Один волковысский тепловоз, например, за сравнительно недолгое время дважды мог попасть в ДТП на одном и том же переезде, причем в обоих случаях «пострадавшими» были КамАЗы. Впору говорить о невезении то ли техники, то ли людей, ведь нарушений бригады не допускали, а тепловозы обслуживаются одинаково качественно.

Локомотивы нашего депо уже не новы, но проходят ремонты, модернизацию, поэтому обо всех обновлениях и нюансах машинисты узнают на еженедельных технических занятиях. На модернизированных тепловозах, конечно, работать удобнее: управление там компьютеризировано, рассказывает Владимир Белошевский, и вся необходимая информация отражена более наглядно.

Слет

В Слете машинистов Владимир Николаевич участвовал впервые, и мероприятие его очень впечатлило. Отличная организация, внимание к работникам со стороны руководителей дороги, возможность задать волнующие вопросы, полезные практические занятия в группах и интересная культурная программа — все это запомнилось. Впрочем, отмечает Валентина Бабич, слеты всегда проходят именно так: это не только торжество, но и практикум, площадка для обмена бесценным профессиональным опытом, причем в этот раз к нему присоединились российские коллеги, а общее количество участников составило порядка 450 человек.

От локомотивного депо Волковыск в мероприятии участвовали девять человек, среди них был и Владимир Белошевский. Награда нашла героя, а вручил ее в торжественной обстановке начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов. Поздравляем!

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 708 раз Печать