По местам памяти о погибших земляках. Часть 1 - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 21 Июня 2019 18:58

По местам памяти о погибших земляках. Часть 1

По уточненным Министерством обороны Российской Федерации данным за годы Великой Отечественной войны Советский Союз потерял безвозвратно (убитыми, умершими от ран и т. д.) 26,6 млн человек. Из общего числа почти 12 млн приходится на долю Красной Армии. Еще около 13,7 млн человек — это жертвы среди гражданского населения СССР в период оккупации. В том числе 7,4 млн — умышленно истребленных, 4,1 млн — погибших от преднамеренно жестоких условий оккупационного режима (голод, инфекционные болезни, тяжелые условия принудительного труда, порой по 14—16 часов в сутки даже на вредных производствах, отсутствие медицинской помощи и т. п.). Еще 2,2 млн человек погибли на работах в Германии из числа угнанного населения. Кроме того, почти миллион советских граждан погибло в прифронтовой зоне, из них 640 тысяч — от голода в блокадном Ленинграде, еще около 300 тысяч — от обстрелов и бомбежек немецкой армии на всех фронтах войны.

В нашем районе по данным, приведенным в книге «Память», за годы оккупации немецко-фашистскими захватчиками было убито и замучено 9 664 человека, 4 — повешены. В том числе из почти 3,4 тысячи мужчин, женщин и детей, насильственно вывезенных с территории района на работы в Третий рейх, на малую родину после окончания войны вернулось лишь 1 320 человек.

Такую высокую цену наши предки заплатили за свою и нашу свободу и независимость, за право жить и созидать на родной земле, за право, как писал знаменитый песняр белорусской души Янка Купала, «Людзьмі звацца». Память об этом сегодня живет в каждом из нас, в наших сердцах, а также многочисленных памятниках и мемориалах, воздвигнутых в честь героического поколения, выжившего и выстоявшего в годы военной навалы.

Приглашаю вас, уважаемый читатель, отправиться в очередное путешествие, на этот раз по местам памяти о погибших земляках.

Покинув город, отправимся на север района…

в Плебановцы

Попасть в этот населенный пункт мы можем двумя путями. Первый — по автодороге Н6303 через городские поселки Красносельский и Россь. Второй — по республиканской дороге Р44 (этот путь хоть и является более длинным, но будет более скоростным). Преодолев около 20 км, на пересечении Р44 и Н6303 направимся, руководствуясь указателем, в деревню Плебановцы Росского сельсовета.

Поселение известно еще с XVI века и ранее называлось Ганусовщизна. С 1611 года деревня принадлежала плебании Росского костела. Из-за этого со временем название изменилось, трансформировавшись в современное.

Проехав от перекрестка 1,5 км, сделаем первую остановку. С левой стороны у дороги, немного не доезжая до местного Дома культуры, на небольшой возвышенности мы видим памятник в виде скульптуры солдата с венком. На стеле за памятником — мемориальные плиты с именами 48 земляков, погибших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, а также 5 фамилий жителей Плебановцев и соседних деревень, расстрелянных во время оккупации. Памятник погибшим землякам установлен в 1972 году.

За памятником расположено воинское захоронение номер 2544 (единственное на этом маршруте), в котором покоятся останки неизвестного защитника Отечества, погибшего при обороне советских рубежей в июне 1941 года.

Памятники погибшим землякам: история появления

Прежде чем продолжить наше путешествие, необходимо пояснить читателю, как и почему появились в послевоенное время памятники погибшим землякам.

Как уже было сказано выше, СССР в целом и БССР в частности понесли за годы войны огромные невосполнимые потери. Беда и боль утраты родных и близких пришли в каждый дом, в каждую семью. Кто-то не вернулся с фронта, кто-то погиб в плену или фашистских застенках, кто-то пропал без вести (как правило, считай, погиб), кто-то был физически уничтожен оккупантами...

При этом далеко не все родственники павших получили похоронки с указанием места захоронения, некоторые не получили ни похоронки, ни письма. Да и те, кто знал место упокоения близких, зачастую не могли добраться до могилы родных, любимых людей, чтобы поклониться их праху и почтить память.

А эта память о тех, кто не вернулся, требовала некоего материального образа, хотя бы символического места, куда можно было бы прийти, вспомнить тех, кого не стало, поклониться им и вознести молитву за упокой души усопших. Так универсальная необходимость памяти, которая не терпит пустоты, стала воплощаться в появлении по всей советской стране символических «могил неизвестного солдата», а на бывших оккупированных территориях — еще и в символических «памятниках погибшим землякам».

Сразу после войны, с середины 1940-х годов, во многих населенных пунктах появились простые бетонные стелы-кенотафы (пустые могилы) со списками имен тех, кто не вернулся с войны. Они были, как правило, пирамидальной или прямоугольной формы, с красной звездой на вершине или на гранях. Инициатива установки таких памятников (как и средства на изготовление и монтаж) исходила от местных жителей. Государство в финансировании таких мероприятий не участвовало. Стелы устанавливались, как правило, у Домов культуры, на краю кладбищ, на главном перекрестке либо в других общественных местах. Со временем вокруг них нередко высаживались небольшие скверы.

Ситуация стала меняться в середине 1960-х годов в преддверии 20-летия Победы. К этому времени страна была восстановлена. С 1965 года День Победы после долгого перерыва с 1948 года вновь стал не только праздничным, но и выходным днем.

Ветеранам войны вручили юбилейные медали, по примеру Москвы и других городов-героев, во всех крупных населенных пунктах проходили торжественные митинги и гуляния, по радио и телевидению транслировалась всесоюзная Минута молчания.

В средствах массовой информации стали больше рассказывать об участниках Великой Отечественной войны. Больше внимания государство стало уделять увековечению памяти тех, кто принес нам свободу и независимость.

Повсеместно стали создаваться монументы и памятники в память о погибших. На этот раз, в отличие от 1940-х годов, финансирование расходов взяло на себя государство, в сельской местности активно помогали в этом плане колхозы и совхозы, руководили которыми зачастую бывшие фронтовики (а в БССР — и партизаны).

Устанавливались, как и прежде, памятники у Дома культуры, в центре населенного пункта или у здания конторы. При этом по всей стране устанавливается определенный канон таких памятников. Во-первых, это пластическая композиция, обозначающая торжественность места и значимость события (победа в Великой Отечественной войне), в виде высокой гранитной или бетонной конструкции, стелы, стены с барельефными изображениями. Во-вторых, скульптура — солдата, партизана или партизанки (образ защитника Отечества) либо женщины, иногда с ребенком (образ женщины-матери). На стеле, как правило, писались годы войны 1941—1945, зачастую крепился орден Отечественной войны и схематичное изображение факела или Вечного огня. Узнаваемый образ, не правда ли?

С тех пор эти памятники, как постовые, стоят и напоминают нам о страшных событиях тех лет, охраняя память о солдатах и мирных жителях своей местности, сложивших головы за нашу с вами жизнь.

Великокняжеское местечко

Продолжим наше путешествие. За Плебановским Домом культуры свернем налево и по гравийной дороге выедем вновь на автодорогу Р44. Повернув направо, отправимся к агрогородку Волпа одноименного сельсовета.

Не доезжая 100 метров до населенного пункта, который расположен слева по ходу движения, свернем за старым еврейским кладбищем направо и через 150 метров остановимся. Став спиной к машине, отправимся в дальний левый от нас угол кладбища, где найдем захоронение жертв войны номер 6892. В нем покоятся останки 60 мирных жителей Волпы еврейской национальности, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками 1 ноября 1942 года. В 1950-х годах на могиле установили стелу, венчает ее звезда Давида.

Расстрел евреев Волпы — это всего лишь один из многих эпизодов трагедии еврейского населения оккупированных земель Советского Союза в целом и Волковысского района в частности. Этой темы мы еще коснемся отдельно в одном из наших будущих путешествий.

Возвращаемся на трассу Р44, через 100 метров сворачиваем налево в агрогородок Волпа. История этого населенного пункта ведет свое начало еще с 1 половины XV века. В это время селение и двор Волпа входили в состав великокняжеских и королевских владений Казимира IV Ягелончика. В 1518 году Волпу посещал знаменитый поэт эпохи Возрождения Николай Гусовский.

Во 2-й половине XVI века местечко принадлежало великому князю ВКЛ и королю польскому Сигизмунду II Августу, затем канцлеру ВКЛ Николаю Радзивилу Черному, а вскоре им стала распоряжаться королева Бона Сфорца, мать Сигизмунда II. Ей сначала перешла Волпа, а затем — Дубно и Старый Дворец, которые составили Волпянское староство — государственное имение, богатейшее в Волковысском повете.

В конце XVI века здесь часто бывал, приезжая на охоту, король Стефан Баторий. В начале XVII века Волпа перешла во владение Льву Сапеге и принадлежала знаменитому роду до 1740 года.

21 января 1793 г. последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский дал Волпе Магдебургское право и герб с изображением бобра на голубом поле.

С 1831 года местечко стало государственным имением. В 1836 году здесь было 120 дворов и 1 136 жителей. В 1893 году в Волпе проживало уже 2 027 жителей. Тут были церковь, 2 православные каплицы, костел, деревянная синагога (кстати, одна из красивейших в Восточной Европе), 2 молитвенных дома, школа, 25 магазинов, винокуренный, 2 кожевенных и красильный заводы. Пять раз в год в Волпе проходили местные кирмашы.

Однако дальнейшая история XX века с ее многочисленными вооруженными конфликтами, прокатившимися по нашей земле, внесла свои коррективы, и сегодня Волпа — лишь один из агрогородков Волковысского района.

Въехав в Волпу по улице Центральной, через 650 метров остановимся у небольшого сквера. В нем установлен памятник в виде скульптуры воина Красной Армии в память о 62 земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны. Установлен он был в 1973 году.

От Грибовцов до Дятловичей

Продолжаем наше путешествие. Проехав Волпу, возвращаемся на автодорогу Р44 и через некоторое время сворачиваем на дорогу Р100 Мосты — Большая Берестовица. Проехав почти 6 км, свернем направо в деревню Грибовцы Верейковского сельсовета. Еще через километр останавливаемся у очередного памятника землякам. Он был воздвигнут в 1969 году в память о 24 местных жителях, погибших на фронтах Великой Отечественной. Кстати, в те годы деревня Грибовцы являлась центром сельскохозяйственной артели, а затем колхоза «Борец» Реплевского сельсовета нашего района.

Почтив память павших, возвращаемся на автодорогу Р100 и продолжаем движение в направлении агрогородка Репля, который ведет свою историю с середины XVI века. Первоначально Репля была частным фольварком, принадлежала в разное время Адаховским, Карпам, Масальским, Воловичам. В XIX веке стала духовным фольварком, в нем проживало 53 жителя.

Репля сегодня — один из красивых и самобытных агрогородков нашего района. В центре этого населенного пункта сделаем очередную остановку. Между зданиями Дома культуры и администрации местной сельскохозяйственной организации мы видим очередной на нашем маршруте памятник погибшим землякам. Композиция, состоящая из стелы и скульптуры воина, была воздвигнута в 1970 году в ознаменование памяти павших за честь и независимость нашей Родины.

Из агрогородка Репля направимся далее по маршруту по автодороге Н6294 на восток. В деревне Дулевцы свернем налево, а через 3 км — направо в деревню Кривоносовцы Росского сельсовета. Здесь мы увидим еще один памятник в виде стелы и скульптуры воина, установленный в ознаменование памяти о 29 земляках, погибших в годы войны. Воздвигли монумент в 1967 году возле здания Дома культуры, которое сегодня не сохранилось. В то время эта деревня относилась к сельскохозяйственной артели, а затем колхозу имени Суворова, центром которого были соседние Дятловичи (наша крайняя точка на сегодняшнем маршруте). Затем, в 1970-е годы Грибовцы были центром колхоза имени 50-летия СССР, уступив в мае 1983 года это звание Дулевцам.

Развернув наше транспортное средство, двинемся обратно, на развилке свернем направо и через 500 метров повернем налево к кладбищу у деревни Дятловичи, в северо-западной части которого находятся 2 могилы мирных жителей, уничтоженных в годы фашистской навалы.

В обоих захоронениях (номера 7297 и 7298) покоятся останки представителей семьи Белоус, проживавших в годы войны в деревне Мартьяновцы. В одной из них похоронены 4 человека: родители и двое их малолетних детей — которые были уничтожены фашистами 24 мая 1944 г. Во второй — 2 человека, убитых 9 июля 1944 г. До освобождения они не дожили каких-то 5 дней.

На этом наше с вами сегодняшнее путешествие окончено. Однако по памятным местам погибших в годы Великой Отечественной войны жителей Волковысского района мы продолжим наше путешествие в следующий раз. Ведь пока мы помним о жертвах самой страшной трагедии XX века, жива надежда, что такое больше никогда не повторится.

Александр Васильев.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2280 раз Печать