Пожалуй, наиболее ответственные задачи на этом этапе были возложены на 65-ю армию под командованием генерала П. И. Батова. 65-я армия изначально создавалась и действовала в составе Дрнского фронта, затем — Центрального и Белорусского. А в состав 1 Белорусского фронта была включена в марте 1944 года, с целью усиления войск фронта перед летним наступлением.
В своих воспоминаниях Павел Иванович Батов описывает эти события очень ярко и эмоционально.
«Армия охватывала с тыла Бобруйск. К концу третьего дня наступления Донской танковый корпус уже вел бой на его западной окраине. Развивая успех, мы подбросили к городу на автомашинах 354-ю и 356-ю дивизии. Они обтекали Бобруйск с запада. Ближайшая цель 1-го Белорусского фронта в операции «Багратион» была достигнута. По плану Ставки предполагалось окружить бобруйскую группировку противника на восьмой день, войска решили эту задачу через трое суток. 27 июня 9-й танковый корпус, вырвавшись на северо-западную окраину города, замкнул бобруйское кольцо. С севера подошла 3-я армия генерала Горбатова, а с востока — части 48-й армии.
Как говорилось выше, по плану фронтовой операции сходящиеся удары армий нашего фронта должны были сомкнуться у Осиповичей. Жизнь, опыт, а может быть и удача, внесли свои коррективы. Мы сошлись в Бобруйске. За него вели очень тяжелый бой Романенко и Горбатов, а с запада держали немцев в кольце танкисты Панова и почти весь наш 105-й корпус. Перед нами на западе лежали Осиповичи. Путь открыт. Но у меня один корпус. И все-таки решено — идти…
Передовой отряд прославленного 120-го полка к ночи 27 июня достиг восточной окраины Осиповичей и ворвался в город… Немецкий гарнизон, ошеломленный дерзостью удара, растерялся и начал быстро отступать в западном направлении. В момент уличных боев к городу подошел передовой отряд гвардейцев. Вместе вышли на западную окраину и заняли оборону. Утром в Осиповичах уже были главные силы корпуса…» (Батов П. И. «В походах и боях»).
В бобруйском «котле» оказались около 40 тысяч гитлеровцев. Они всеми силами стремились вырваться из окружения и уйти на запад, тем более, что поступил прямой приказ фюрера покинуть Бобруйск.
Как пишет в своих мемуарах Рокоссовский, вечером 27 июня в расположении противника начались массовые взрывы и пожары: гитлеровцы уничтожали орудия и боевую технику, сжигали машины. Они сожгли все окрестные хутора и деревни, уничтожали скот. «Однако соединения генералов Горбатова и Романенко в тесном взаимодействии с частями 65-й армии все сильнее сжимали кольцо окружения, — вспоминает командующий фронтом.
Войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов завершили прорыв, охватив с севера и юга 4-ю немецкую армию. Им была поставлена задача окружить и разгромить основные силы этой армии и не позднее 7—8 июля овладеть Минском. Но Бобруйск еще не был взят. Зажатые в кольцо гитлеровцы сопротивлялись с отчаянием обреченных. Ожесточение этих последних боев за город потрясает.
«Во втором часу ночи на боевые порядки 356-й дивизии немцы обрушили сильный огонь. В атаку шло до 10 тысяч гитлеровцев. Впереди — сводные офицерские и унтер-офицерские подразделения. Пехоту поддерживали самоходки, танки. Два часа длился бой. 356-я выстояла. Враг отошел в город. На поле боя осталось больше тысячи убитых. На рассвете новая атака. На этот раз противник вклинился в оборону двух полков. Несколько тысяч немецких солдат прорвалось из окружения. Брешь удалось закрыть дивизионными резервами. Но враг продолжал вводить в бой новые силы. Утром одновременно перешли в атаку до 15 тысяч гитлеровцев. Опять прорыв на узком участке. Почти полностью израсходованы боеприпасы. Командир 105-го корпуса бросил на помощь артиллерийский противотанковый дивизион 354-й дивизии. Командовал им майор Виктор Григорьевич Ильюшенко. Прямой наводкой били артиллеристы по толпам вражеской пехоты, расстреливали танки и самоходки порой в 10—15 метрах от огневых позиций. Немцы отпрянули. Больше из Бобруйска никто не вырвался» (Батов П. И. «В походах и боях»).
Утром 29 июня начался последний штурм города и через несколько часов он был полностью освобожден от захватчиков. Было уничтожено шесть немецких дивизий, взято в плен около 10 тысяч солдат и офицеров.
Кстати, некоторые историки называют взятие Бобруйска своего рода реваншем за Брестскую крепость, потому что в Бобруйске попала в окружение 45-я «австрийская» пехотная дивизия вермахта, штурмовавшая Брестскую крепость в июне 1941 года. Многие солдаты и офицеры из этой дивизии погибли в Бобруйском «котле», дивизия прекратила свое существование. Героические защитники крепости над Бугом были отомщены.
Освобождение Бобруйска открыло советским войскам прямую дорогу на Минск.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.