Наследственность и родительские иллюзии
— Ольга Сергеевна, гиперактивность имеет генетические корни или же развивается под воздействием внешних факторов?
— Есть множество теорий, которые пытаются объяснить возникновение этого заболевания. Доминирующей признана «дофаминовая теория». Ее суть в том, что причина СДВГ — нарушение регуляции нейромедиатора дофамина (его еще называют гормоном радости). Проще говоря, во время внутриутробного развития мозг таких деток созревает немного по-другому: появляется дисбаланс процессов возбуждения и торможения. В ходе многочисленных научных исследований была выработана следующая точка зрения: процессы торможения в центральной нервной системе являются значительно более энергозатратными и сложно устроенными, нежели процессы возбуждения. Поэтому гиперактивность ребенка — признак слабости нервной системы, которая связана с ее быстрым утомлением и истощением.
Генетическая связь не подвергается сомнению, однако в целом этиологию заболевания считают мультифакторной: в повышении риска развития СДВГ играет роль не только наследственность, но и биологические и социально-психологические факторы. Например, осложнения во время беременности и родов, черепно-мозговая травма малыша, психологические проблемы матери во время вынашивания плода, длительность кормления грудью, даже подверженность внутриутробному воздействию кофеина и рождение в определенное время года.
Отмечу также, что у СДВГ нет межкультурных и расовых отличий, зато наблюдается некоторый гендерный «перекос»: мальчики болеют в три раза чаще девочек. С чем это связано, неизвестно.
— Это заболевание можно полностью вылечить?

— В терапии СДВГ лекарственные препараты второстепенны, их назначение оправданно лишь в ряде случаев. Поэтому мы ведем речь не о лечении в общепринятом смысле этого слова, а о коррекции когнитивно-поведенческих нарушений. И здесь главная роль отведена родителям, психологам и педагогам.
К заболеванию ни в коем случае нельзя относиться спустя рукава. Часто родители пребывают в иллюзиях: ничего страшного не происходит, со временем ребенок перерастет такое поведение. Да, некоторые клинические проявления СДВГ имеют свойство угасать к подростковому возрасту, однако когнитивные особенности, обусловленные дефицитом внимания, сохраняются у большинства людей в любом возрасте. Кроме того, по мере взросления дети с таким диагнозом склонны к формированию девиантного поведения, характеризующегося патологической зависимостью от алкоголя и других психоактивных веществ, у них высокий риск формирования расстройств личности и других психических нарушений. А это, как вы понимаете, не лучший фундамент для социализации, успехов в образовании и профессии.
— К каким врачам лучше всего обращаться, если у ребенка заподозрили СДВГ?
— Первый специалист, к которому, как правило, отправляются родители, — врач-педиатр. Он оценивает выраженность СДВГ у маленького пациента и при необходимости направляет к неврологу, психиатру, психологу.
Обычно такими детьми занимается целая команда специалистов, что позволяет полно и системно подойти к коррекции данного состояния.
Психологический комфорт в семье
— Какие ошибки чаще всего совершают родители гиперактивных детей?
— Поскольку в современном мире, к сожалению, стало нормой не только ставить диагнозы, но и лечиться по интернету, многие мамы и папы малышей с СДВГ поддаются псевдонаучным призывам различных блогеров и начинают доказывать врачам, что их ребенку необходимы индивидуальная психотерапия, лечебный массаж, курс витаминов и так далее. Однако давно доказано, что эти методы с такими детьми не работают.
Часто приходится сталкиваться и с таким родительским или учительским подходом: мол, никакого диагноза нет, у ребенка просто проблемы с послушанием и адекватностью, ему нужно взять себя в руки. Но это совершенно бесполезно: гиперактивные дети не в состоянии контролировать свои эмоции.
— Что в таком случае можно сделать, чтобы облегчить симптоматику заболевания?
— В первую очередь позаботиться о психологической обстановке в семье. Она должна быть спокойной и комфортной. Часто нарушения поведения оказываются реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства, например конфликты со старшими, развод родителей, ощущение ненужности, одиночества и так далее. Очень важно придерживаться четкого и упорядоченного режима дня.
Все взрослые члены семьи, включая бабушек, дедушек, тетей и дядей, должны придерживаться единой линии поведения в воспитании ребенка, иначе положительный эффект будет сведен к нулю.
Поскольку гиперактивным детям очень сложно концентрироваться на реализации любой задачи, во время выполнения домашних заданий нужно убрать все отвлекающие и раздражающие факторы. На письменном столе школьника должны находиться только необходимые учебники и тетрадь с ручкой. Каждые 15—20 минут позволяйте ему делать 5-минутный перерыв, чтобы снять напряжение и избавиться от накопившейся энергии. Этот совет, к слову, подходит и педагогам, в классе которых есть ученик с таким заболеванием. Высидеть 45 минут урока у него все равно не получится, поэтому нужно уметь найти применение его активности, например попросить раздать тетради, вытереть доску, записать на ней условие задачи и так далее.
И родителям, и учителям важно ставить перед ребенком конкретные задачи, формулируя их предельно коротко, четко и ясно. Пространные и многословные задания, которые к тому же озвучиваются сложноподчиненными предложениями, гиперактивные дети не в состоянии воспринимать. Также помните о том, что не нужно давать несколько заданий сразу: вместо «сделай домашнее задание, собери на завтра школьный рюкзак, потом помой руки и иди обедать» последовательно просите выполнить каждое указание.

Оговаривайте четкое время на выполнение задания, а о смене вида деятельности сообщайте заранее — за 10—15 минут.
Научите ребенка управлять собой. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Табу: «Хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей. Таким детям (особенно мальчикам) нелишне будет записаться в спортивную секцию бокса, дзюдо. Это поможет выплескивать энергию наружу.
Определите рамки и критерии поведения. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома. И помните: ребенка нужно хвалить всякий раз, когда ему удалось довести начатое дело до конца.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
СДВГ характеризуется такими симптомами, как:
♦ трудность концентрации внимания,
♦ гиперактивность и импульсивность в различных их сочетаниях.
Под нарушением внимания понимается поведение, при котором ребенок испытывает трудности с началом выполнения задачи, сосредоточенностью на ней и ее завершением.
Невнимательным детям с трудом удается организовывать выполнение задач или свою деятельность, слушать, когда к ним обращаются, планировать и доводить до конца действия.
Они слишком часто отвлекаются, страдают забывчивостью, склонны то и дело терять предметы, необходимые для выполнения задания.
Испытывают трудности с управлением временем, не умеют правильно его рассчитывать, всегда склонны затягивать процесс.
У них наблюдается чрезмерная физическая активность, присутствует постоянное чувство беспокойства, в результате чего ребенок не может оставаться неподвижными даже в тех ситуациях, когда от них этого ожидают.
Такие ребята не способны играть тихо и отличаются неуместной болтливостью.
Эволюционная теория возникновения СДВГ говорит о том, что гиперактивность существовала с незапамятных времен и была отличительной чертой древних людей-охотников, в отличие от более спокойных, рассудительных и неторопливых земледельцев.
В ТЕМУ
В 1902 году в журнале The Lancet педиатр Джордж Стилл описал детей с двигательным беспокойством, проблемами внимания, трудностью контроля импульсов и потребностью в непосредственной награде (подкреплении). У детей отсутствовало внимание к окружающим — «дефицит морального контроля».
В последующие десятилетия синдром ассоциировался с поражением головного мозга. Расстройство приобрело биологический, а не моральный статус.
В 1970-м Конан Корнецки (психиатр, США) выдвинул гипотезу связи заболевания с пониженным уровнем определенных нейромедиаторов в головном мозге.
И только в 1980-м разработана новая концепция расстройства, в соответствии с которой оно было определено сначала как «синдром дефицита внимания с и без гиперактивности», а впоследствии как «синдром дефицита внимания и гиперактивности».
КСТАТИ
«Движение — это жизнь». Недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Но в то же время необходимо оберегать гиперактивных детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков).
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.