Пятница, 07 Октября 2016 00:00

На берегу Веретейки

Сегодня наша виртуальная экскурсия привела нас в агрогородок Верейки. Проезжая по центральной улице, нельзя не обратить внимание на местные храмы. Церковь Собора всех белорусских Святых из красного кирпича построена в 1996 году и отличается от других православных храмов своим современным асимметричным обликом.

Католическая же святыня — костел Найсвятейшей Девы Марии — напоминает античный храм. Белоснежные стены, шестиколонный дорический портик с мощным треугольным фронтоном, статуи в нишах придают костелу величественный вид. Интересна его история: освященный как костел, храм затем был перестроен в православную церковь, в 1921 году возвращен католикам, через 30 лет превращен в склад, а в конце 90-х восстановлен и заново освящен.

Вера и верность

История храма тесно связана с историей самой деревни. Одна из гипотез о происхождении названия Вереек связывает его с тем, что первые жители были глубоко верующими людьми, много молились и постились, чем заслужили уважение соседей и такое имя для поселения — от слова «вера».

Правда, большинство языковедов все же считают, что в основе названия лежит устаревшее слово «верея». Так называлась дверная петля, которая позволяла воротам или дверям открываться в обе стороны. Возможно, в деревне жили мастера, которые изготавливали такие петли и славились хорошей работой. Вереей также называлась насыпь на берегах реки, которая защищала поселение от подтопления во время весенних паводков.

Самая красивая, но наименее правдоподобная версия отсылает нас к названию реки, на берегу которой находится агрогородок. Это даже не версия, а легенда, и связана она также с верой. Якобы давным-давно в поселении на берегу реки жил юноша по имени Тей. Он полюбил односельчанку, и она отвечала ему взаимностью. Казалось бы, можно свадьбу играть, жить-поживать да добра наживать.

Но однажды Тей решил искупаться в реке, которая в то время была глубокой и неспокойной, и попал в водоворот. Юношу забрали темные воды. Тело не нашли, и невеста не поверила в его смерть. Каждый день она приходила на берег и ждала Тея. День за днем, год за годом, в хорошую погоду и в ненастную она приходила и ждала, продолжая верить, что однажды любимый к ней вернется. В память о ней, о ее вере в возвращение Тея народ стал называть речку Веретея, а затем — Веретейка.

Александр и Александра

Во второй половине XVIII века владельцами Вереек были Юзеф Биспинг и его жена Теодора из Суходольских, у которых было две дочери. Младшая, Александра, в 1806 году вышла замуж за Александра Толль Светчина. Жених был православным, а невеста католичкой, но в браке девушка не изменила своего вероисповедания. Она осталась преданной католической церкви и попросила мужа построить в деревне новый костел взамен деревянного, который сгорел в 1762 году. Любящий супруг выполнил просьбу жены и получил у властей разрешение на строительство католического храма. В 1826 году был заложен фундамент костела.

В истории храма есть противоречивые сведения. Согласно одной версии, он был заложен по желанию Александры, попросившей об этом своего мужа. Любящий супруг выполнил просьбу жены. Другая версия утверждает, что владелец имения начал работы по собственной инициативе, однако изначально планировал построить не костел, а православную церковь со склепом-усыпальницей, в котором должно было упокоиться тело владельца имения после его смерти. Однако Светчин умер раньше, чем было завершено строительство. По решению вдовы храм был достроен и освящен как костел.

Обе эти версии отражены в исторических документах. Так, из описи, составленной по Указу Виленской духовной консистории 20 сентября 1856 года, известно, что «первоначально Верейковский костел был сосновый, основатель коего неизвестный по давности времени, а находится только в документах Привилегия Папы VI от 14 марта 1789 года и известно постоянное пребывание священника римско-католического при сем костеле. Ветхость сего деревянного костела возбудила исполнительную мысль во владелице г. Александре урожденной Биспинг Светчиновой, построить новый каменный костел, куда перенеслись все вещи костельные и богослужение».

В то же время, епископ Брестский Игнатий в письме Гродненскому губернатору генерал-майору и кавалеру Скворцову от 11 июля 1865 года утверждает, что «вотчинник имения Вереек помещик Александр Светчин православного исповедания, вознамерившись соорудить в Верейках каменную церковь, с тем, чтобы в ней устроить склеп для погребения после смерти тела своего, начал постройку сего здания в 1825 г. по плану высланному из С. Петербурга и одобренному местным начальством; как супруга его и ея родные были католического исповедания, то под влиянием окружающей его католической среды постройка эта продолжалась до конца его жизни, последовавшего в 1839 году.

После смерти Светчина, оставшеюся вдовою, здание это было окончено и преобразовано в Римско-католический костел, с обещанием, впрочем, построить в Верейках другую православную церковь, в которой бы покоилось тело ея мужа Светчина, временно похороненное в склепу Кузмицкой приходской церкви.

После продолжавшейся затем до 1855 г. переписки, вместо обещанной постройки в Верейках каменной церкви построен только при дороге небольшой памятник со всех сторон с надписями, а в 3-х верстах от Вереек, недалеко от Кузмицкой приходской церкви, в месте совершенно уединенном, построена каменная, небольшая каплица, в которую из сказанной церкви перенесено тело покойного Светчина, вопреки заветному его желанию быть погребенным в склепу сооруженного им Верейковского храма. Следовательно, покойный Светчин, сооружая в Верейках храм Божий, и заблаговременно приготовив к нему колокола, вылитые по заказу его в м. Ружаной как сын православной церкви, не имел намерения обращать это здание в костел, а сделано это уже по смерти его оставшеюся вдовою».


Совсем по-разному предстают перед нами в этих документах супруги Светчины. Две версии, две истории. Первая — про любовь и веру, вторая — про религиозные распри внутри одной семьи. Мне хочется верить в первую, где вера и любовь идут вместе.

Так или иначе, в 1840 году строительство святыни было завершено. Под костелом была устроена усыпальница рода Биспингов. Александра Светчина обязалась содержать христианского священнослужителя на свои средства. В послании к волковысскому декану от 31 декабря 1847 года она писала: «требую, ...чтобы этот костел всегда был открыт для Божьей славы. Иначе я видела бы, что уничтожены мои надежды и старания, которые прилагала согласно поручения моей матери на строительство этого храма...». В этом письме Александра также просила, чтобы в храме постоянно осуществлялись службы за упокой душ ее предков, что и происходит до сих пор.

Костел — церковь — зерносклад — костел

Александра до смерти оставалась верна покойному мужу. Детей у супругов не было, и поэтому она завещала имение своему брату Александру Биспингу. С его именем также связана романтическая история, которая завершилась трагически и непосредственно повлияла на дальнейшую судьбу храма.

Новый владелец Вереек не был женат. Он был влюблен в дочь Гродненского губернатора и сделал ей предложение. Однако девушка была православной и отказалась выходить замуж за католика. Биспинг принял непростое решение: перешел в православие, а костел передал православной конфессии. После этого он снова поехал к любимой в надежде, что она изменит свое решение. Но услышал неожиданный ответ: «За «перекидчиков» тем паче не выхожу». От отчаяния Александр застрелился.

Храм остался православным, а в 1865 году указом губернатора Верейковский приход был вычеркнут из числа католических. Началась перестройка костела в соответствии с православными канонами: храм лишился колонн, но обрел византийскую башню.
Святыню возвратили католикам только в 1921 году. К сожалению, в костел так и не вернулись орган и колокол, которые были вывезены в Мостовский район. Зато прекрасно сохранилась дубовая лестница, ведущая на хоры. Ее можно увидеть в храме и сегодня. Костел был снова освящен в честь Найсвятейшей Девы Марии, а немного позже неподалеку была построена плебания.

В 1952 году храм снова отобрали у верующих и превратили в зернохранилище. Башню с крестом уничтожили, а в плебании разместили больницу.

В начале 90-х годов, когда культовые здания повсеместно стали возвращать верующим, православные и католики начали спор за верейковский храм. Дело дошло даже до остановки работ в совхозе. Было создана специальная комиссия, которая приняла решение передать храм католикам.
Начались работы по восстановлению костела. С помощью местных краеведов, которые разыскали в архивах сведения о том, как изначально выглядел костел, удалось вернуть ему прежний вид. Фасад костела снова украсили колонны, а у ворот появилась колокольня.

В наше время в костеле появилась икона Пресвятой Девы Марии, привезенная из Вифлеема, и икона святой Фаустины. В июле 2010 года была освящена фигура Шкаплерной Божьей Матери.
Сегодня при входе в храм верующих встречают пророк Моисей со скрижалями и Святой Петр с ключами.

Благодаря ксендзу Валерию Лисовскому возле костела появился сад, где произрастают редкие виды растений: маньчжурский орех, японская сакура, метасеквойя, гинкго билоба и другие.

В Верейках также сохранился усадебный дом и несколько относящихся к нему хозпостроек. Данные о времени постройки усадьбы противоречивы. Некоторые источники утверждают, что она была построена арендатором имения в 1929 году. По другим же сведениям, усадебный дом был возведен одновременно с храмом как плебания, а после того, как костел был передан православным, Биспинги перестроили его для себя. Сейчас в усадебном доме располагается администрация РСКУП «Волковысское».

Недалеко от костела, у дороги, можно увидеть памятник Александру Толль Светчину, установленный его женой. На стеле и сейчас можно прочесть надпись: «Александр Толль Светчин из боярского рода, статский советник, кавалер многих орденов, посвятил жизнь родине, жил с Богом и в Боге».

По материалам, предоставленным сотрудниками центральной библиотечной системы,
подготовила Лариса ПРОКОПЕНЯ.

 

Прочитано 3583 раз Печать
Другие материалы в этой категории: « VolKvest. Наш ответ «покемонам». Автор, твори еще! »