Как покоряются вершины. Рассказываем о перспективном молодом ученом из Волковыска Кирилле Вербило - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 19 Февраля 2022 17:52

Как покоряются вершины. Рассказываем о перспективном молодом ученом из Волковыска Кирилле Вербило

Кирилл Вербило сегодня еще студент-пятикурсник химфака БГУ, но в научных кругах уже известен, как перспективный молодой ученый, соавтор серьезных работ в области прикладной химии, на титульных листах которых его имя стоит в ряду с именами профессоров и академиков.

Взять, например, статью «Исследование механизма антибактериальной активности 1,4-ди- и 1,4,5-тризамещенных 1Н-1,2,3-триазолов методами молекулярного моделирования», опубликованную в журнале БГУ «Химия» за 2020 год, то есть, когда Кириллу даже двадцати не исполнилось. Из всего длинного названия непосвященному, пожалуй, только первые четыре слова и будут понятны. Но и этого достаточно, чтобы оценить актуальность темы, которую Кирилл выбрал для себя и намерен разрабатывать дальше.

— В рамках диплома изучаю антибактериальное действие полученных во время работы соединений. Дальнейшая работа в магистратуре и аспирантуре, куда я собираюсь поступать, будет развивать эту тему.

Кирилл Вербило внесен в республиканский банк данных одаренной молодежи. В прошлом году на Республиканском конкурсе научных работ студентов его работа получила диплом первой степени. Наука и исследователь — как они находят друг друга? В случае с Кириллом главную роль сыграл педагог.

Семья Вербило переехала в Волковыск из Барановичей, где Кирилл участвовал в олимпиадах по математике и физике, но продолжать это в новой школе не собирался. Тем более, что выбор будущей профессии казался предопределенным: почти все родственники — железнодорожники.

Но в седьмом классе началась химия. В гимназии № 1 города Волковыска преподавала этот предмет Валентина Иосифовна Наумик.

— Валентина Иосифовна после первых занятий предложила позаниматься дополнительно — в итоге за первое занятие рассказала мне всю программу химии 7 класса. Уходил я тогда с занятия в полном изнеможении, но в итоге мне и химия, и подход Валентины Иосифовны понравились. С тех пор занимаюсь химией на повышенном уровне. Чуть позже, в лицее, начал что-то почитывать углубленно из физики, математики и биологии (зная, что на химическом факультете, куда собирался поступать, данные науки необходимо знать на повышенном уровне). Сейчас работаю в области на стыке всех этих наук.

— Значит, классического детства юного химика со взрывоопасными домашними опытами не было?

— Думаю, если что-то взрывается во время опыта — ты плохой химик, — улыбается Кирилл. — Среди ребят, кто увлекается химией, встречаются такие, кто дома делает опыты, но все же каждому делу – свое время. Сам начал непосредственно руками работать уже на химическом факультете БГУ, уже имея какой-то теоретический опыт, да и без опасности в случае чего что-то испортить дома. Хотя когда-то, в классе пятом, фильтровал через вату смесь воды и пыльцу шишек, которую собирала бабушка – было интересно, разделит ли их вата…

Уже как учащийся волковысской гимназии Кирилл начал участвовать в олимпиадах по химии. Дважды становился победителем республиканских олимпиад.  А в 2017 году получил серебряную медаль на международной Менделеевской олимпиаде, которая проходила в Астане (нынешний Нур-Султан, столица Казахстана). Стал лауреатом специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Нормальный результат сочетания незаурядных способностей и интереса к предмету. Так что дальнейшая дорога определилась как бы сама собой. После девятого класса Кирилл поступил в Лицей Белорусского государственного университета. Это было его самостоятельное решение, которому дома не противились, предоставив сыну право на выбор.

verbilo (2)

— Трудно было привыкать к самостоятельной жизни? Обходиться без домашнего тепла и уюта, самому решать бытовые проблемы, самому себя контролировать, чтобы все делать вовремя и правильно?

— На момент поступления я уже был достаточно самостоятельным. Пришлось на первых порах побороть чрезмерный синдром отличника, в остальном воспитание в одновременно строгом и, с другой стороны, самостоятельном формате сыграло мне на руку, и я быстро освоился с жизнью в другом городе. Наряду с этим, возможность общения с мотивированными ребятами дала стимул развиваться: сначала конкурируя, а после того, как все сдружились — в совместном формате.

— Вы не только учитесь и занимаетесь научной работой, но еще и преподаете химию лицеистам, ведете кружок в одной из минских школ. Это нормальная практика для БГУ — студент-преподаватель или вы исключение?

— Я могу назвать человек 15 ребят с моего факультета, кто одновременно преподает (учителем в школе, преподавателем кружка, репетитором), так что это обычный формат. После химического факультета все выпускники могут работать преподавателями, так что заниматься сейчас этим или нет — лишь вопрос желания. Мне нравится общаться с детьми и объяснять им сложные вещи в простом формате. То, что я сам был школьником, олимпиадником, лицеистом, студентом, членом жюри олимпиад и конкурсов, учителем в школе и преподавателем кружков для ребят, интересующихся химией, дает возможность посмотреть на то, что они должны изучать и понять, и то, что их ждет дальше, с разных сторон. А уже на основе этого пытаюсь дать ребятам то, что им понадобится как с точки зрения образования, так и с позиции общечеловеческих качеств. Учителем я стал именно потому, что хотел объяснять заинтересованным детям то, до чего дошел сам.

— Вот уже несколько лет компания Wargaming — разработчик компьютерных игр — проводит в университете конкурсы, лауреатам которых присуждается специальная стипендия компании. Вы входите в число стипендиатов Wargaming. Что это вам дает?

— Стипендии компании Wargaming присуждаются студентам шести факультетов БГУ. Критерием для присуждения является научно-исследовательская работа, которую ребята могут вести на факультетах, в научно-исследовательских институтах и других учреждениях образования и науки. Это может быть работа в рамках большого проекта, осуществляемого в организации, либо же какие-то отдельные наукоемкие темы, которые студенты выполняют в рамках дипломных и курсовых работ.

Студентов редко могут взять на непосредственную работу в том месте, где они занимаются научно-исследовательской деятельностью, а в самой заработной плате отсутствуют какие-либо доплаты за ученые звания и степени (их сначала нужно получить, а они составляют достаточно большую часть зарплаты). Стипендия позволяет «раскачаться» и дает средства для осуществления работы на той стадии, когда степени и звания обычно получают. В итоге ребята получают возможность заниматься своими идеями в отрыве от мыслей о материальных источниках к существованию.

verbilo (3)

— Звучит неплохо. Но вернемся с научных высот на землю. Как часто бываете в Волковыске? Есть любимые места в городе?

— Не так часто, как хотелось бы, но и моя работа теперь сосредоточена не в этом городе. Сами по себе маленькие города являются для меня синонимом спокойствия, в них отсутствует суета и спешка (хотя иногда это и нагнетает ощущение «застывания во времени»). Очень нравятся виды на возвышенности, особенно на перекрестке улиц Ф. Скорины и С. Панковой в сторону дороги на Гродно — зимой разница в рельефе на таких маленьких дистанциях поражает (да и в целом горы очень люблю).

— А что вы любите еще? Понятно, что со свободным временем у вас напряженка, но если появляется — на что предпочтете его потратить?

— Как уже говорил, очень нравится преподавание, которое воспринимаю не как работу, а как хобби. Люблю читать классические книги, фотографировать, путешествовать по городам Беларуси и зарубежья. Планирую поездку в горы.

— У вас есть младший брат и сестра. Они тоже проявляют таланты?

— Младший брат ходит в детский сад и раскрашивает кота в синий цвет, а сестра в пятом классе, учится на отлично. Есть еще двоюродная сестра-семиклассница, она спортсменка. Поступила в Республиканское государственное училище олимпийского резерва, занимается волейболом и сейчас выступает на соревнованиях.

— Банально звучит, но время летит стремительно. Не успеете оглянуться, как станете академиком, а младшие поколения встанут перед выбором собственной дороги. Завтрашним выпускникам школ можно, конечно, дать много полезных советов. Но если бы можно было дать только один, что бы вы им сказали, исходя из своего опыта?

— Из моего опыта могу сказать, что самые большие проблемы люди создают себе сами – погоня за отметками, за тем, чтобы обскакать своих товарищей, «заклятых друзей», создает у ребят чувство собственной невостребованности, заставляет сомневаться в собственных способностях. Таких ребят с каждым годом все больше и больше, а наше общество в большей степени поощряет конкуренцию и такие гонки, нежели порицает.

Я могу дать только один совет — вместо того, чтобы гнаться за лучшими местами путем зазубривания тонн учебных материалов, вместо соревнований с другими ребятами, вместо попыток равняться на недостижимые идеалы (а идеалов не бывает, нам никогда не узнать, что скрывается за успешным фасадом и какова была цена тех или иных успехов других людей), стоит делать как раз таки то, что нравится самому себе, развивать себя. Это будет непосредственно тем, что даст в жизни больше пользы, нежели попытки перегнать кого-то путем хаотических действий. Ведь в итоге важно то, что делается для развития самого себя и во благо свое и своих близких.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1083 раз Печать