Рубрика «От поколения икс к поколению альфа». О том, чем молодое поколение отличается от предыдущих, рассказывает учитель русского языка и литературы СШ № 7 Тамара Толстик - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Среда, 25 Мая 2022 10:58

Рубрика «От поколения икс к поколению альфа». О том, чем молодое поколение отличается от предыдущих, рассказывает учитель русского языка и литературы СШ № 7 Тамара Толстик

О том, как изменилась жизнь с развитием и повсеместным внедрением информационных технологий и чем современные подростки, представители нового поколения альфа, отличаются от прежних детей, на этот раз мы поговорили с заместителем директора по учебной работе средней школы № 7 г. Волковыска, учителем русского языка и литературы Тамарой Толстик и ее ученицей Екатериной Градович.

Сила слова

— Тамара Сергеевна, насколько в наше время актуальны духовные ценности, которые важны для представителей вашего поколения?

— Одной из главных ценностей всегда была и остается семья. Мне кажется, время не должно менять основы взаимоотношений между членами семьи, между близкими людьми. Об этом говорит классическая литература. Постоянно на это обращаю внимание учеников: в семье главное — любовь, взаимопонимание. Если они есть, значит человек состоится как личность. Мы и на уроках литературы говорим об этом. Если мы будем любить своих близких, членов своей семьи, уважать людей, которые находятся рядом, то все люди будут окружены любовью и заботой. И вот это – основа, фундамент. И неважно, читаем мы книгу в бумажном варианте или обращаемся к интернету, правда?

— С появлением мобильных телефонов изменилось общение между людьми. Сначала пошел обмен короткими текстовыми сообщениями, появились смайлики, затем мемы. Как меняется в результате язык?

— Скорее изменилось отношение к нему. Возможно, современная молодежь придает меньше значения слову, его ценности. Отношение изменилось, и это, конечно, не хорошо. Но радует то, что большинство учеников к старшим классам приходит к такому осознанию. Очень приятно, когда они спрашивают: слово литературное или разговорное, например, «нет» — «нету». Многие уже понимают, что употребление слова с неправильным ударением – это показатель неграмотности. Если пишут друг другу какие-то послания в телефоне, то девушка, увидев, что парень пишет абсолютно безграмотно, многое о нем поймет. Заставить – мы не заставим, и время вспять не повернем. Надо убеждать, учить, показывать, что говорить и писать грамотно — важно. При поступлении в престижное учебное заведение или на престижную работу на собеседовании обращают внимание на правильность речи, на то, как говорят.

— А вежливые обороты? Раньше в бумажных письмах обязательно было вежливое обращение, например, «уважаемый», соблюдался определенный этикет. Сейчас можно написать сообщение вечером, в личное время, забывая о том, что обращаться после девяти часов неприлично. Сейчас сдвинулись как-то границы личностные? Не слишком ли мы размыли такие границы у наших детей?

— Эти границы размыты не только у детей, но и у взрослых. Постоянно говорю детям, каждый получает то, к чему стремится. Вспомните, у нас недавно было время, когда мы занимались дистанционно. По Вайберу, электронной почте высылались задания, и от детей учителя получали ответы. Ответы сначала приходили в любое время дня и ночи, с фотографиями тетради, которая лежит на коленях ученика, одетого слишком уж по-домашнему. Заставка — кеды, например. Ни «здравствуйте», ни «до свидания». Пару раз объяснила, как-то прокомментировала. Буквально в течение недели-полторы все сделали выводы, и всем стало приятно общаться.

— Вы упомянули о дистанционном обучении. Говорят, за ним будущее. На ваш взгляд, плюсов больше или меньше у «дистанционки», в сравнении с «живым» уроком?

— Считаю, при живом диалоге, глаза в глаза, разговаривая с человеком, ты контролируешь свою речь, свои эмоции, ощущаешь ответственность за то, как выглядишь, как тебя воспринимают. А дистанционное общение как раз-таки и позволяет, наверное, многое из того, что неуместно. Когда ты беседуешь с учеником, или когда просто получаешь от него напечатанную работу — разница большая. Даже сделать замечание невозможно, если ты этого человека не видишь. Очень мешает отсутствие живого контакта, когда не видишь и не чувствуешь отклика, эмоциональной реакции. Дистанционное обучение этой возможности почти не предоставляет. То есть, размывается воспитательный аспект.

— По вашим наблюдениям, как влияют современные средства коммуникации на речь школьников, их лексикон?

— В речи появляется много новых слов, связанных именно с развитием этих технологий. Приведу пример: в учебнике для шестого класса было в упражнении слово «эмодзи». Я пришла на урок и говорю: «Ну-ка, дети, теперь вы объясняйте, что это такое». И они мне объясняют, что это смайлик, только называется по-другому. Появление таких слов неизбежно, это веяние времени. Здесь надо говорить о том, что лексикон современных молодых людей не настолько богат, как хотелось бы. Иначе эти интернет-термины никому не мешали бы. Но дети читают недостаточно. И общение сводится к коротким фразам. А родители как беседуют со своими чадами?.. Очень чувствуется, особенно в старших классах, какая дома речь. Если дома звучит правильная, грамотная речь, то это сразу видно.

— Нецензурная лексика проникает в культуру и массмедиа. А ведь она разрушает саму личность. Как с этим быть?

— Маленькие дети бранные слова говорят неосознанно, потому что они слышат их на улице, возможно, дома, и повторяют. Буквально недавно вышли из школы домой, два ученика, класс шестой, произносят нецензурные слова. Сделали им замечание. Вы знаете, покраснели, голову опустили, извинились. Они, возможно, не понимают, почему ругаться — плохо. А это плохо. Не зря о силе слова существует много легенд, изречений, пословиц. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести — написал поэт. Бедность лексики приводит к употреблению нецензурных слов для связи слов. Блогеры в интернете еще это и демонстрируют. Думаю, что когда-то это бумерангом им вернется.

— Проверяя сочинения своих учеников, какие выводы вы делаете об их личности? Молодежь отличается от той, какой она была в ваше время, от ваших сверстников в школьные годы?

— Отличается независимостью взглядов. Мы знали, что такое хорошо, что такое плохо, и не предполагали, что могут быть другие варианты. Теперь, например, ученик может сказать: «А мне не понравилось это произведение» и доказывать почему. И это воспринимается в порядке вещей. Когда мои ученики пишут сочинение, я  разрешаю пользоваться дополнительной литературой, обращаться к другу-интернету. Самое интересное, что одинаковых сочинений, как под копирку, нет. Наверное, эта свобода, которую мы предоставляем, и позволяет им выбрать то, что они хотят. В сочинениях вижу  эту свободу. То, что они могут высказать свое мнение. Ну и то, что они дети, тоже видно. Так оно и должно быть. Они разные, и это замечательно. Самостоятельные. Не оглядываются на авторитеты — это тоже неплохо. Свободны от каких-то лишних ограничений, которые были у нас. Активные. Они взрослее нас. Вспомните, как мы выбирали свою профессию: куда родители скажут, туда и поступали. Если было свое мнение, то его надо было отстаивать, набраться сил, мужества и отстаивать. А теперь у них есть право на собственный выбор.

— Как справляться с большими скоростями и обилием информации в современном мире?

— Чтобы эти скорости и эта лавина информации не сбили с ног, не заставили мчаться вместе с ними, нужно уметь видеть рядом с собой живых людей, видеть прекрасное, уметь радоваться.  Это самое главное.

Уметь радоваться простым моментам

Екатерина Градович, учащаяся 9 класса, этой весной заняла первое место в республиканской олимпиаде по русскому языку и литературе.

— Расскажите о вашей победе в республиканской олимпиаде. Почему русский язык?

— Это было волнующе, неожиданно, приятно. Я рано научилась читать. Мне кажется, еще в четыре года. В детском саду мне часто давали книжечку и просили ее почитать другим детям. Поэтому направление определила еще сама судьба.

— Любите читать? Какие нравятся авторы?  

— Зависит от произведения. Мне сложно читать то, что мне не нравится. А нравится классика. Она никуда не ушла и не уйдет. Александр Пушкин, светило русской поэзии, Владимир Маяковский мне интересен. Лев Толстой, но выборочно. У него сложный слог для меня. Мне очень понравилось в свое время «Детство» Максима Горького. Это такое достаточно взрослое произведение для эмоционального восприятия, но оно очень живое и о многом заставляет задуматься, в том числе и переоценить какие-то свои взгляды на семью, на человека и его становление.

— Какие качества нравятся в людях? Какие ценности?

— Наверное, это будет банальным, но в первую очередь, честность, потому что лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Мне очень нравятся прямолинейные люди. Не знаю, можно ли меня к ним отнести. Люблю одиночество. Мне проще самой по себе. Но проводить время с друзьями, с семьей тоже очень хорошо, только в меру. Хотелось бы научиться выносливости, усидчивости – этого мне немножко не хватает.

— В какие компьютерные игры вы играете?

— Я не ценитель, не знаток, так получилось, я их не люблю.

— Сколько времени проводите в соцсетях?

— В этом плане могу назвать себя несколько необычным человеком, потому что я не веду страницы в соцсетях. Наверное, для меня важнее сохранить момент таким, какой он есть, в своей памяти, чтобы остались приятные воспоминания. Чтобы можно было потом с кем-то это обсудить. А переживать за то, как сфотографировать, как написать – это не для меня.

— А какие у вас еще интересы кроме изучения русского языка?

— Я люблю готовить. Мне интересно создавать что-то новое, экспериментировать с приправами. Кондитерские блюда несложные, в основном выпечка. Просто готовлю, чтобы порадовать душу и вкусно покушать. Угостить кого-то: маму, бабушку. У нас есть одна такая очень интересная традиция: мы с бабушкой на Рождество, на Пасху печем пироги. Я стала это делать достаточно рано, еще когда была жива моя прабабушка. Пока готовили, еще и разговаривали. Это сближает. И это очень интересно. Люблю животных. У меня есть черепашка дома. Люблю собак очень. Но завести пока не решаюсь. Потому что сложно взять ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь еще одного живого существа. Вообще, меня волнуют вопросы экологии. Если каждый из нас будет соблюдать элементарные правила, например, того же разделения мусора, то наша планета не так быстро превратится в огромную свалку, чего очень, конечно, не хотелось бы. У нас в семье взято за правило разделять макулатуру, стекло, пластик. В акции «Сбереги лес» я всегда стараюсь принимать активное участие.

— Какую музыку слушаете?

— Разных жанров. Мне не столько важен автор, сколько затронет меня эта песня или нет. Если я чувствую, что мне не нравится с первых нот, то вряд ли буду дослушивать. Хотя со временем, бывает и такое, что возвращаюсь к песне и она звучит уже в других красках, интереснее.

— А блогеров смотрите каких?

— Отдельных нет, но с разных каналов подбираю по теме — историческое видео, о психологии. Поэтому назвать конкретных личностей сложно, отбираю больше по контенту, по его составляющей, по картинке, которая тоже иногда играет существенную роль.

— О чем мечтаете? Кем хотите стать?

— Основная сейчас мечта – сдать экзамены и провести плодотворно лето. Примеряю на себя разные роли, пытаюсь определиться, в какой сфере я себя вижу. Это очень важное решение — на ближайшие годы определить свой путь.

— Поделитесь секретом своей жизнерадостности. Откуда черпаете позитивные эмоции?

— Нужно больше радоваться каким-то простым моментам, незначительным. Элементарно: вышел на улицу: солнышко светит, уже тепло в душе, уже хорошо, еще что-то цветет, вкусно пахнет. Если порадоваться, то легче становится жить, уходят какие-то тревоги, переживания. Важно отключаться от соцсетей, возвращаться в реальность. А если уже пользоваться соцсетями, активно их вести, то не забывать сменить этот образ, снять маску и вернуться в мир, наш прекрасный мир живого общения и эмоций.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 698 раз Печать