— Артем не похож на других детей, — говорит Оксана Николаевна, — он стремится отличаться от других даже внешне. Однажды покрасил волосы в синий цвет. И внутренне он отличается от сверстников, не из тех, кто очень много учит, зубрит. Он из другого лагеря.
— Из какого?
— Он легкий, свободный, всегда на позитиве. Очень уверенный. Даже слишком. Складывается впечатление, что перед ним нужно просто четко поставить задачу, и он смело и твердо направится к ее исполнению. Самое главное, Артем талантливый. У него есть способности не только к точным наукам, но и к гуманитарным. Как-то ездил на областную олимпиаду по ОБЖ и также вернулся с дипломом. Ему все легко дается. Может оттого, что не боится поражения. Даже не рассматривает такую возможность.
— Сам факт погружения в информационную среду со всеми технологиями отличает поколение альфа от нас. А на глазах нашего поколения икс технологии стали меняться со скоростью света. Мобильные телефоны появились только, когда мы уже подросли. Наше детство, в отличие от детства поколения альфа, прошло с планированием времени. Мы учились назначать встречи друзьям, ориентировались по часам, когда прийти, а сейчас можно сто раз перезвонить. Мы разные. Скажите, какие глобальные события повлияли на вас из тех, которые юное поколение уже не застало?
— Я отношусь к тем, кто родился в СССР. Самые острые воспоминания моего детства — это Чернобыль, как нечто очень опасное, несущее скрытую угрозу, и путч 1991 года с четким ощущением грядущего глобального изменения. Оно, это изменение, и произошло — распад Советского Союза. С болью вспоминаю о том времени, хотя я была совсем ребенком. Но хорошо помню, что люди тогда были другие, более открытые и внимательные друг к другу.
— Дети растут сейчас в других условиях? Какие ценности у них просматриваются сейчас?
— Современное подрастающее поколение живет в мире, где для них созданы все условия. Они очень легко и равнодушно относятся ко всему тому, что пережили мы. Возможно, дети теперь не настолько нуждаются в живом общении, как мы когда-то. Им это с легкостью заменяют гаджеты. И даже тот же самый Артем всегда с телефоном в руках. Всегда и везде. Но им, конечно же, как и нам, присущи и доброта, и сострадание, и чувства справедливости и уважения к окружающим.
— Технологии «врастают» в современных детей?
— Это что-то неделимое, и детям это на пользу. В сентябре нам предложили обучение в Национальном детском технопарке, для этого нужно было создать приложение для компьютера. То есть, Артему была поставлена задача, и он ее выполнил.
— Какую программу он написал?
— Приложение для компьютера: калькулятор, шифратор и конвертер. Артема, как мне кажется, ничем не смутишь, не поставишь в тупик. Как-то я у него спросила: ты этим занимаешься, потому что тебе это нравится? На что он ответил: у меня это получается — поэтому я этим и занимаюсь.
— Раньше мы получали образование одно на всю жизнь, можно сказать. Потом шли в профессию и работали, как правило, на одном месте. А сейчас что ждет новое поколение?
— Да. Теперь по-другому. Теперь человек в течение своей жизни может постоянно самообразовываться, искать себя в разных сферах. Меняется время. Меняются запросы и желания.
— Детям проще к этому адаптироваться?
— Да. Дети сейчас вообще легко ко всему приспосабливаются. Что характеризует их поколение — это легкость.
— В последнее время инженеры-конструкторы стали задаваться вопросом: почему пассажирские самолеты падают, несмотря на автопилоты. Они пришли к выводу, что в непредвиденных ситуациях пилот не успевает перейти с автопилота на ручное управление и происходит крушение. Другими словами, искусственный интеллект и прочие технологии не могут просчитать все ситуации. На ваш взгляд, есть ли опасность, что если полностью перейдем на все эти технологии, компьютеры будут везде, мы сами разучимся думать?
— Думаю, что нет. Когда детям шестых классов я задаю вопрос: как вы считаете, кто умнее — компьютер или человек, сразу же получаю единодушное «компьютер». А потом я им говорю: подумайте, кто создал компьютер?.. Свою задачу я вижу в том, чтобы доказать им, что во главе всего стоит человек. Потому что все технологии — дело его рук и ума.
— Как лучше всего развить личность ученика? Что-то поменялось со сменой поколений?
— В ученика нужно верить. Говорить ему об этом. Мне кажется, что это придает силы и решительность.
— Почему вы выбрали информатику?
— Моя первая специальность — белорусский язык и литература. Когда в 2000-х годах количество детей сократилось, стало меньше классов, я оказалась без работы и вынуждена была переквалифицироваться, пройти переподготовку. Из своей школьной информатики я помню только графический редактор на «Корветах». И больше ничего.
— Программа сложная для детей?
— Безусловно. Предмет дается далеко не каждому. У ребенка должно быть развито логическое и алгоритмическое мышление.
— Интеллект включает эрудицию, память, смекалку. Эти компоненты у современных детей, нового поколения, есть?
— Конечно.
— Что вам дает преподавание?
— Бесспорно, общение с детьми дает радость. С ними забываешь обо всех своих проблемах. Учишься смотреть на мир также открыто и непринужденно.
— Что еще можно сказать о поколении альфа?
— За этим поколением наше будущее. Современным детям с ранних лет характерна цифровая грамотность. Однозначно, они лучше адаптируются к измененным реалиям. Я верю, что они есть и будут умнее и активнее нас.
— Что вы пожелаете читателям в быстроменяющемся мире?
— Верить в себя и в любой ситуации ориентироваться на духовные ценности. Самое важное — понимание между людьми. Нам всем не хватает понимания.
Артем Гусев в областном этапе олимпиады по информатике занял третье место и вошел в основной состав команды Гродненской области для участия в республиканском этапе. Олимпиада в этом году была достаточно сложной. Как оказалось позже, никто из участников во всей республике не решил все задачи. Также Артем ездил на зимнюю смену в Национальный детский технопарк. К слову, учеба там открывает возможность для зачисления в высшие учебные заведения без экзаменов.
Интересуюсь у Артема, каким был путь до олимпиады.
— Долго готовились?
— Да. Три-четыре года я ходил на олимпиады по информатике. Сначала школьная, потом районная и так дальше.
— В технопарке вы обучались по направлению «Информационные и компьютерные технологии». Чем конкретно там занимались?
— Я ездил на прототипирование, ЗD-моделирование. Нас научили пользоваться программой для ЗD-моделирования, и мы там делали свои проекты.
— В каких программах?
— Программы 3D Max и fusion. Прототипы домов, размещение квартир.
— Моделирование используется везде, во всех отраслях экономики, — уточняет Оксана Харук. — Оно позволяет представить, как будет выглядеть будущий объект (дом, машина) в самых мельчайших деталях.
— На каких языках пишутся программы?
— Лично я «С++» использую для решения задач и C# (произносится как «си шарп») для написания программ и плагинов.
— В прошлом году на олимпиаде требовалось знание языка Паскаль, — уточняет Оксана Харук. — Потом его использование на олимпиаде запретили. И Артем, буквально за неделю, за минимум времени изучил другой.
— IT-сфера для индивидуалистов или для тех, кто хорошо работает в команде?
— Опыт работы в команде лишним не будет.
— В какие компьютерные игры играете?
— В «Майнкрафт». Она первая и единственная.
— В СМИ пробежала новость о том, что в Красноярском крае, в Камске, подростков за то, что они планировали взорвать построенное в компьютерной игре «Майнкрафт» здание ФСБ, привлекли к уголовной ответственности. Где стирается грань между реальностью и виртуальностью? Как сбалансировать, не перейти грань разумного?
— Действительно, дети теперь часто не ощущают этой границы, — говорит Оксана Харук. — На мой взгляд, рядом всегда должны присутствовать родители, современные дети остро ощущают нехватку общения со старшим поколением. Мы должны обсуждать с ними проблемы, делиться опытом, да и просто разговаривать. Тогда и не будет вопроса о разграничении виртуального и реального мира.
Артем ответил:
— Лично я считаю, просто не нужно заниматься тем, что может создать какие-то проблемы, и все.
— Сколько времени в день тратите на телефон?
— Если я дома за компьютером, тогда час.
— Чем бы вам захотелось заняться еще в жизни?
— Очень хотелось бы научиться рисовать, но нет времени. Если время появится, может, и получится.
— Что вы цените в людях, какие качества?
— Понимание. Логику. Мышление. Когда есть о чем поговорить.
— Кем хотите стать?
— Как получится с образованием.
Артему перед серьезными испытаниями помогают учителя гимназии, тренер Тамара Леонтьевна Сидорчик. Помогают родители, у которых, к слову, очень разносторонние интересы.
***
Для попадания в технопарк необходимо быть призером олимпиад. Кроме Артема в зимней смене учились другие талантливые ребята из Волковысского района: Иван Одноклубов по тому же направлению, Максим Кореневский на направление «Зеленая химия» и Станислав Ганисевский. Станислав также поедет в марте на весеннюю смену по направлению «Информационные и компьютерные технологии».
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.