Рубрика «От поколения икс к поколению альфа». О том, как участие в дебатах развивает необходимые для современной жизни навыки, поговорили с преподавателем волковысской гимназии № 1 Ириной Клак и учащейся Александрой Герасимчук - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 05 Ноября 2022 11:44

Рубрика «От поколения икс к поколению альфа». О том, как участие в дебатах развивает необходимые для современной жизни навыки, поговорили с преподавателем волковысской гимназии № 1 Ириной Клак и учащейся Александрой Герасимчук

Сегодня в центре нашего внимания — дебаты — образовательная технология, которая как нельзя лучше помогает ориентироваться подрастающему поколению в информационном мире, где информации полным-полно повсюду. Мы побеседовали с Ириной Клак, преподавателем истории и обществоведения гимназии № 1 г. Волковыска и учащейся Александрой Герасимчук о том, какие навыки прокачивают, говоря современным языком, дебаты.

— Ирина Богдановна, сейчас быстро развиваются ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), отсюда появляется много источников информации. Нужно научиться использовать их с пользой, анализировать. В обновленном Кодексе об образовании делается упор на то, чтобы дети умели это. Насколько дебаты способствуют тренировке аналитического склада ума у подрастающего поколения?

— Дебаты — это образовательная технология. Она развивает три группы умений: критическое мышление, коммуникативные навыки и умение аргументировать. Критическое мышление подразумевает анализ и оценку информации, полученную из разных источников, интерпретацию и использование ее для решения практических задач. Также отбор источников информации через проверку достоверности источника, в том числе отличие правды от фейка. Например, официальный сайт Президента Республики Беларусь или правительства является источником информации № 1. А только потом СМИ, паблики, сообщества, каналы. Они вторичны. Нужно распознавать, кто является создателем контента, чтобы понять мессендж (посыл), который заложен в тексте или иллюстрации. Объем информации каждый день увеличивается в геометрической прогрессии. И поэтому необходимо выделять нужную для решения определенной задачи. В дебатах тоже на этом делается акцент.

Если говорить о фейках-картинках, то, по-моему наблюдению, современное поколение за счет эффекта «насмотренности» по наитию, интуитивно отличает фейковую картинку от реальной. Они тонко чувствуют в отличие от нас. Ведь нам было больше 20—30 лет, когда появился Интернет. Это значит, что на столько лет у них есть фора. Они окружены разной визуальной информацией с детства. Я не утверждаю, что их нельзя обмануть, но интуитивно они лучше чувствуют фейк. Я сейчас говорю только о визуальной информации: фото, карикатуры, иллюстрации. С текстами по-другому.

Вторая группа умений — коммуникативные. Умения сотрудничать, работать в группе, в команде на общий результат, не перетягивая на себя одеяло. Это развивает эмоциональный интеллект. В команде всегда будут конфликты. Выходить из них правильно помогает эмоциональный интеллект.

— Дебаты помогают развивать навык работы в команде, — говорит о своем опыте участия в дебатах Александра. — И это действительно важно для меня, потому что это умение помогает мне сейчас работать в молодежном парламенте. Когда есть какое-то мероприятие либо акция, для чего нужно сделать определенную работу, стоит задача — распределить, «нарезать задачи» для выполнения участниками. То есть, дебаты помогают не только развивать какие-то умения, навыки, а в принципе существовать в жизни. Поэтому эта форма работы необходима в школьное время. 

— Не сразу в группе понятно, кто в чем силен, — продолжает тему Ирина Богдановна. — Если привести ассоциацию, то задача — это большой слон, который мы разбиваем на части, на кусочки. Так проще и легче, и каждый участник команды разбирает свою часть, потом собираем все в общее, как пазлы. У каждого своя роль, кто что умеет, что лучше получается. Но роли не навсегда. В следующий раз участник уже может играть роль не генератора идей, а, например, дизайнера. Роли все взаимозаменяемы, перетекают одна в другую в зависимости от ситуации, в зависимости от задачи. А кто-то в дебатах сегодня готов быть локомотивом. Поэтому деление ролей условно, но ты побываешь в каждой роли и потом в жизни этот опыт пригодится.

Третья группа умений — умение аргументировать и обосновывать свою позицию. Часто аргумент звучит как в произведении Экзюпери «Маленький принц», когда Маленький принц спросил у пьяницы: почему он пьет. Он сказал: «Я пью, потому что я хочу забыть, что пью». Это аргумент с логической ошибкой «заколдованный круг». Что такое аргумент? Аргумент — это своя позиция с объяснением, примером и выводом. Вот тогда это аргумент. Так вот дебаты учат аргументации. Обоснуйте свое мнение. Аргументируйте свой ответ. Часто такие задания есть и в учебниках. Ну и по жизни, по работе, тоже нужно приводить аргументы. Как и контраргументы в том числе. Это уже второй уровень дебатов. На первом уровне нужно научиться приводить аргументы. В дебатах есть прием, позволяющий «отжать» воду из аргумента и сделать его весомым, убедительным. Оставить только суть, без логических ошибок.

Вот это три основные группы умений. Сейчас тренд в образовании на 4К-компетенции. Это критическое мышление, коммуникация, кооперация и креативность. Образовательная технология «Дебаты» развивает 4К у учащихся.

Вообще, есть гибкие и жесткие навыки (soft skills, hard skills). Психологи, коучи создают курсы о них. Жесткие навыки — это наши знания. Например, знание таблицы умножения, дат по истории, таблицы Менделеева. А мягкие, гибкие навыки, которые тренируются дебатами, формируются, шлифуются на протяжении всей жизни. И если прямо сейчас начать их «прокачивать», то у вас будет преимущество перед работодателями. Потому что конечный итог, к которому ведет получение образования — хорошая работа с достойной оплатой. Чтобы реализовать свои желания, самоактуализироваться. На собеседованиях работодатели проверяют креативность, критическое мышление, умение работать в команде. Это все умения. Не нужно пугаться: креативность не равна творчество. Креативность — умение улучшать, посмотреть с другой стороны на привычные вещи. И все это «прокачивается», умения тренируются упражнениями, занятиями. По поводу Википедии как источника информации шучу: я могу добавить в нее информацию, что Ирина Богдановна — императрица Австро-Венгерской империи, и вы представляете, эта информация там провисит, пока не будет удалена модератором. Я тоже пользуюсь Википедией, но информацию перепроверяю. Для того, чтобы проверить информацию, нужно смотреть разные источники. Это тоже умение.

debaty (2)

— Кто побеждает в дебатах?

— Оцениваются дебаты не по тому, кто прав/не прав, а кто привел качественные аргументы и был убедительнее. В дебатах участвуют команды «за» и «против». Позиция определяется жеребьевкой. То есть, ваша личная позиция к тезису может не сходиться с позицией, которую вы будете защищать. Умение неоценимое во взрослой жизни.

— И это самое интересное — отмечает Саша. — Когда тебе нужно отстаивать позицию, которая не является для тебя правильной. И когда ты идешь, считай, наперекор себе, это очень ценный момент.

— Помню, во взрослой аудитории одна женщина отстаивала позицию «Кофе лучше, чем чай» на разогревочном обучении, — поделилась воспоминанием Ирина Богдановна. — Уже после она мне сказала, что кофе вообще не пьет. Это так задор отстаивать свою позицию ее разжигал. Приводят и неожиданные аргументы. «Кофе лучше чем чай, потому что на кофейной гуще можно погадать вместе с подругой перед Рождеством».

— Либо чай лучше, чем кофе, потому что на нем многие люди худеют, — добавляет Саша. — Либо он работает как энергетик. Зеленый чай больше способствует пробуждению организма благодаря своим веществам.

— Когда проходит обучение дебатам, то содержание аргументов становится лучше со временем, — продолжает Ирина Богдановна. — Запоминаются аргументы о том, что кофейную гущу можно использовать как скраб. А чайные пакетики на глаза прикладывают в косметических целях.

— Видите, примеры бывают достаточно простыми, а могут затрагивать глобальные темы, жизненные, — уточняет Александра. — В 2021 году я была в лагере «АдВОЛКаты», где проходили дебаты. Темы были: смертная казнь («за» и «против»), испытание косметики на животных, эвтаназия.

— Если брать воспитательный потенциал дебатов, то все зависит от тезиса, — поясняет Ирина Клак. — Нужно, чтобы учитель направлял. Мы не берем тезисы, которые могут разжигать вражду (религиозную, национальную). Чтобы сформировать гуманистическое мировоззрение, ответственную гражданскую позицию. На уроках это диктуется тем разделом, который мы изучили. Социальная, экономическая, духовная сфера.

 Умения, о которых мы говорим, срабатывают на других уроках. Есть задумка с поддержкой управления образования в будущем проводить районные дебаты для школьников в рамках шестого дня. Раз в четверть проводить игры в актовом зале гимназии.

— Как отбираете лучших для игр?

— Участвуют все желающие. Это же умения. Задача их развивать.

— Что легче для вас: общение через Интернет или вживую? — спрашиваю у Александры.

— Честно, мне легче общаться вживую, потому что чувствуешь эмоции человека, видишь мимику, и так намного легче. Можешь обсудить такие темы, которые не обсудили бы в Интернете. Но на данный момент я могу сказать, что общаюсь достаточно большое время в телефоне. Опять же, я участница российско-белорусского проекта «Поезд Памяти», и мы с ребятами 14 дней путешествовали по городам России и Беларуси, стали очень дружны и действительно у нас хорошие взаимоотношения. Но мы живем в разных странах, и для поддержания общения, конечно же, ничего не остается, кроме как коммуницировать в Интернете. Все равно ничто не заменит общения в жизни. 

— Онлайн они общаются, потому что им приходится, — подмечает Ирина Клак. — У них география социальных связей больше, чем у нас. Отсюда общение больше дистанционное, больше онлайн.

— Эмоциональная сфера от этого страдает?

— Уже есть возможность отправлять голосовые сообщения, видео. В интонации голоса многое заложено. Есть и видеосвязь. Что касается эмоций, сегодняшние дети в этом плане не отличаются от тех, какими были мы. Так же есть отзывчивые, ответственные, медалисты и троечники, так было и в наших классах. Изменилось взаимодействие. В педагогике придерживаются принципов сотрудничества, гуманности, равности. Это комфортно и продуктивно для всех участников образовательного процесса.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 741 раз Печать