Они мыслят нешаблонно. Об отношениях между людьми в мире новейших технологий и интерактивности поговорили с учащейся гимназии № 2 Ксенией Новик и ее преподавателем Юлией Костоломовой - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Среда, 07 Февраля 2024 09:41

Они мыслят нешаблонно. Об отношениях между людьми в мире новейших технологий и интерактивности поговорили с учащейся гимназии № 2 Ксенией Новик и ее преподавателем Юлией Костоломовой

В мире новейших технологий и интерактивности в отношениях между людьми смещаются акценты. Современный окружающий мир считается более персонализированным: личный аккаунт, личная страничка, блог. Отсюда — и речь об уважении своих и чужих границ. Изменяется и коммуникация между людьми, представителями разных поколений. О том, насколько сильные перемены происходят и как нам лучше в них ориентироваться, мы поговорили с учащейся 11 класса гимназии № 2 г. Волковыска Ксенией Новик и ее преподавателем, учителем испанского языка Юлией Костоломовой.

Ксения недавно была награждена премией имени А. И. Дубко по результатам прошлого года. Отличница учебы отмечена дипломами первой степени на втором и третьем этапах республиканской олимпиады по учебному предмету «Испанский язык» и дипломом третьей степени на заключительном этапе олимпиады в прошлом году.

— Интерес к испанскому языку у вас, Ксения, появился сразу или это результат кропотливого труда — учебы по этому предмету? Недаром же говорят, чем больше внимания уделяешь и усилий вкладываешь, тем лучше отдача…

— Испанский язык окружал меня с самого детства. Первые свои шесть лет я провела в Испании, после наша семья переехала в Беларусь. Поэтому, когда пошла в первый класс, мои родители приняли решение отправить меня в класс с испанским языком. Конечно, многое из азов было мне уже известно, но все равно школа дала мне много материала, научила с ним работать, общаться в группе сверстников, и, в принципе, сформировала основную базу.

Педагоги помогли мне полюбить испанский еще больше, потому что на занятиях мы развиваем воображение, творческий подход, обсуждаем самые различные темы. На самом деле испанский не такой легкий, как думает большинство, необходим кропотливый труд. На протяжении многих лет я сидела за конспектами, слушала тексты, учила темы. Некоторые из них категорически не поддавались, хотелось все бросить со словами «это не мое» и пойти по пути меньшего сопротивления. Но благодаря отличным педагогам, родителям и, в принципе, моей силе воли я не сдавалась и шла дальше. Теперь могу уверенно сказать, что пожинаю плоды продуктивной работы на протяжении многих лет. Поэтому, несомненно, если ты отдаешь самого себя какому-то занятию, отдача будет.

— Иностранный язык лучше изучать из аутентичных источников, от самих носителей языка. Может, испанские песни слушаете, смотрите программы на этом языке?

— Да, изучение иностранного языка происходит более эффективно с носителями, это факт. Когда слушаешь внимательно речь либо смотришь программы и повторяешь произношение, улучшается дикция. В моем плейлисте много популярных, заводных испанских песен, есть и романтичные. Не обхожу стороной и сериалы, однако они могут быть не только на испанском. Я часто пользуюсь испанскими субтитрами: могу слушать английскую речь либо даже китайскую, если это азиатский фильм, и читать субтитры. Это не только помогает глубже понимать испанский, но и совершенствует понимание английского языка. И так постепенно ты закладываешь базу в подсознание.

— Соглашусь, что аутентичные материалы, в первую очередь для тренировки восприятия речи на слух, необходимы, потому что речь носителей языка все же отличается, — добавляет Юлия Владимировна. — В разных регионах Испании есть особенности произношения плюс латиноамериканские страны, в каждой из которых свой акцент. И на олимпиаде мы сталкиваемся с заданиями, когда читают носители языка — представители разных стран мира. Для отработки этих навыков мы пользуемся аутентичными материалами. На уроках мы работаем с нашим основным учебным пособием повышенного уровня. Буквально два года назад полностью обновили линейку учебных пособий для гимназий. Последний наш учебник для 11 класса позволяет обсуждать самые серьезные темы: исторические, из сферы культуры, обществоведения, географии. Вот сейчас мы изучаем экологические проблемы и несколько уроков со всей серьезностью, с использованием сложной лексики обсуждаем причины и последствия глобального потепления.

Олимпиада предполагает очень высокий уровень владения языком. Это не школьная программа, конечно. Естественно, мы опираемся на знания, полученные на уроках, но олимпиада — это шире, глубже и серьезнее. Поэтому готовимся дополнительно. Есть стимулирующие занятия, для подготовки к республиканской олимпиаде проводятся районные и областные сборы, весь год дополнительно занимаемся на факультативе, потому что некоторые задания очень специфичны. Темы для устного высказывания бывают непредсказуемые, даже философские. Для ответа нужны кругозор, развитая речь, мышление. Когда-то девочке на республиканской олимпиаде попала ситуация: в чем причина эгоизма? У нас спрашивают: как вы относитесь к самолечению, к службе девушек в армии? Темы могут быть самые неожиданные, отвечать приходится спонтанно. Угадать их нельзя, но можно развивать кругозор и давать базовые знания, чтобы ребенок мог, не задумываясь, говорить на иностранном языке. Потом оцениваются логичность, объем, языковая сложность и правильность высказывания. Это очень сложное испытание.

Иностранный язык — это комплексный предмет, он обобщает множество других предметов, которые мы изучаем, это такая лакмусовая бумажка, срез того, что мы изучаем в школе. Зачастую проблема не в том, как сказать, а в том, что сказать. Содержание очень сильно зависит не только от языковой подготовки, но и от общей эрудиции ребят, их кругозора, начитанности, умения выйти из неожиданной ситуации.

— Почему нужны новые умения?

— Я поймала себя на мысли, что работаю без малого 25 лет, то есть уже выросло целое поколение детей, пройдя через мои руки. Естественно, дети меняются, потому что каждое следующее поколение отличается от предыдущего. И то же самое происходит с объемом знаний, который мы даем. Есть мнение, что каждые четыре года объем знаний человечества удваивается, растет в геометрической прогрессии. Конечно, мы не можем вложить все знания в головы детей. И вот здесь возникают новые компетенции — навыки, которым мы должны научить. Это, конечно же, критическое мышление, творческое мышление (креатив), умение работать в команде и коммуникация (общение). Навыки 4К. Их еще называют софт скиллс, компетенции. Разные названия, но суть одна. Мы должны научить работать с информацией, иначе наших детей накроет ее девятый вал. Мы говорим о развитии латерального, нестандартного мышления, умения найти выход из ситуации. Жизнь настолько разнообразна и непредсказуема, что невозможно предусмотреть все возникающие ситуации, готовые рецепты не помогут. Когда мы учим творчеству, нестандартному подходу, у детей вырабатывается умение реагировать быстро, необычно. А это именно то, что нужно, чтобы ответить на вызовы времени. Дети, которые привыкают к творческим заданиям, выдают настолько замечательные и неожиданные решения, что ты понимаешь: видимо, это правильный подход. Очень интересно наблюдать, когда дается задание в группах и одна вводная тема, а на выходе мы получаем абсолютно разные ответы – так раскрываются личности. Мы, взрослые, должны дать ребенку раскрыться, если хотим, чтобы в будущем наши дети стали нам поддержкой, смогли продолжать то, что начали мы и наши родители. Вот что мы делаем на уроке. То есть, наша образовательная цель неразрывно связана с воспитательной и развивающей.

— Если мы заговорили о раскрытии индивидуальности, какие у вас еще есть интересы? — спрашиваю у Ксении.

— В 11 классе появилась астрономия, и мне интересно изучать ее, делать различные презентации, узнавать что-то новое о космосе, его тайнах, новых научных открытиях, исследованиях. Еще я всегда любила рисовать. И сейчас это помогаем мне снять стресс, отдать все свои негативные эмоции чистому листу бумаги и наблюдать, как он становится готовой работой. Я больше всего люблю конечный результат творчества, смотреть со всех сторон на то, что у меня получилось, оценивать, анализировать свои ошибки и то, как я сделала бы по-другому. Рисую карандашами, акварелью, гуашью. У меня большой ящик со всеми материалами для творчества. Изображаю людей, животных, пейзажи, развиваю сейчас навыки рисования зданий, архитектуры. Раньше не рисовала, но почему бы не бросить себе вызов?

Еще одно из моих увлечений — компьютерные игры. Не считаю, что это плохо, потому что в выходные дни я немножко могу расслабиться и насладиться сюжетом какой-нибудь компьютерной игры, потому что сейчас у них очень много жанров, как и в книгах. Можно считать, что это визуальные книги со своими героями, за которых можно переживать. Например, игра «The last of us». Еще открыла для себя алмазную мозаику. Довольно интересное хобби, особенно сейчас, когда много стресса в школе и, в принципе, в жизни. Помогает расслабиться, потому что приятный процесс под музыку развивает мелкую моторику и снимает напряжение.

— Много времени проводите онлайн, в соцсетях?

— Больше время провожу либо в Телеграме, общаюсь с людьми, или убиваю, так сказать, свое время в Тик-токе. Грешу этим, но в Тик-токе можно найти интересные испанские видео, в которых говорят носители. Также мемы. Это помогает развивать язык, в том числе английский.

— Поддерживает ли вас в ваших начинаниях семья? Что значит для вас семья?

— Да, бесспорно. Я очень благодарна папе, бабушкам, дедушкам за то, что они всегда со мной, поддерживают в трудную минуту, когда что-то не получается, все валится из рук. Папа поддерживает мой выбор будущей профессии, не осуждает мои увлечения, даже наоборот, иногда балует меня дисками с играми либо покупает различные творческие материалы. Могу сказать, что мы с ним на одной волне. Никогда не стесняюсь и не боюсь рассказывать о своей жизни, делиться переживаниями. Самое главное, что в семье меня любят не за какие-то мои достижения в учебе, либо жизни, а просто за то, что я есть. Это, наверное, одно из самых ценных качеств моей семьи, потому что я могу быть такой, какая есть, и знать, что у меня всегда есть любовь и поддержка.

 — Юлия Владимировна, вы замечаете, как сильно меняются дети из-за повсеместного применения смартфонов и других электронных устройств? Изменилось ли отношение ваших учеников к учебе, усваиванию материала?

— Психологи, ученые бьют тревогу из-за синдрома дефицита внимания, который становится все более распространенным. Поясню: у детей, которые очень рано погружаются в мир социальных сетей и Тик-тока, возникают сложности с концентрацией внимания. Средний ролик в тик-токе длится 15 секунд. И у детей очень быстро формируется зависимость, стремление бесконечно переключаться на новую картинку. Резкий технологический скачок, который произошел за последние годы, не может не отражаться на детях. Ребятам сейчас реально сложнее запоминать, фиксировать внимание. Мы это не можем не отмечать. Со своей стороны, конечно, мы используем больше наглядности, используем приемы мнемотехники для запоминания слов и материала, но разница видна. Поэтому, пользуясь случаем, хотела бы обратиться к родителям с просьбой контролировать время, которое дети проводят в смартфонах, потому что это очень сильно отражается на их учебе.

Еще появилась опасность поиска готовых ответов на вопросы. Дети очень быстро учатся искать готовые домашние задания (ГДЗ), учатся пользоваться не только положительной стороной технологий, но и отрицательной. И, к сожалению, это сказывается на их достижениях, в том числе учебных. Когда мы говорим о результатах, каждый родитель и каждый педагог хочет, чтобы на выходе из школы ребенок был обучен, готов к взрослой жизни. Мы уже говорили о вызовах сегодняшнего времени, о том, что мы должны уметь быстро реагировать, принимать нестандартные решения. А у ребенка, который привык брать готовое из интернета, к сожалению, могут возникнуть с этим сложности. То есть, мы должны помогать, стимулировать их любознательность, стремление к новому. Конечно, ребенок должен отдыхать, иметь свои увлечения. Мы все сегодня пользуемся соцсетями, и я в том числе. Но кому, как ни нам, взрослым, понимать, что соцсети — это основной пожиратель времени. Детей надо учить грамотно распоряжаться временем. Время на отдых, общение с друзьями должно быть. Но если речь идет о детях, особенно о младших школьниках, родителям надо контролировать то, как они используют социальные сети.

— Кстати, о списываниях, — говорит Ксения. — Сейчас появился искусственный интеллект (ИИ), который может писать сочинения, искать и выдавать различные ответы. Это тоже нехорошо. Признаюсь, я тоже пробовала писать сочинения с помощью ИИ. Злоупотреблять им не стоит, как и с ГДЗ (готовыми домашними заданиями). Можно привыкнуть к списыванию и остаться ни с чем в голове.

— ГДЗ были задуманы изначально как вспомогательные средства, как подсказка, — добавляет Юлия Владимировна. — Родители спустя 20-30 лет после школы могли забыть что-то из школьной программы. То есть, для контроля родителями и были задуманы ГДЗ. А сейчас, к сожалению, мы видим, как они зачастую используются бездумно, ежедневно детьми. Мы получаем неожиданный и неприятный результат на выходе. Решая задачи, ребенок развивает мозг. Не зря говорят, что математика — царица наук. Ведь она учит логике, учит видеть взаимосвязи, в предметах естественно-научного цикла учит видеть связи между природными явлениями. Мы начинаем понимать, как теоретические знания, полученные на уроках, проявляются в реальной жизни. А из-за списывания мостик между теоретическими знаниями и практической составляющей теряется. Поэтому готовые домашние задания не должны быть в руках ребенка начальной школы. Есть такая проблема, и ее нужно озвучивать.

— «Несерьезность» контента, видео и постов, которыми школьники делятся друг с другом, некоторым людям дает повод думать, что старшее поколение было намного образованнее. А как вы относитесь к такой «несерьезности»?

— У каждого поколения свои «несерьезности». У нас в детстве было закапывание секретиков во дворе, драгоценности под стеклышком, помните? Наверное, неправильно требовать от детей, чтобы они становились слишком взрослыми с раннего детства. Да, иногда контент, который наполняет наши соцсети, вызывает много вопросов. Иногда то, что они снимают, находится на грани разумного и приемлемого в обществе. Нужно объяснять, показывать, что это не норма. Как в любой сфере жизни, есть крайности, правило золотой середины работает во всем. Нельзя полностью отключать легкий, развлекательный контент, но нельзя и терять границы морали, хорошего воспитания. Дети проявляют себя, и задача взрослого рассмотреть рациональное зерно, росточек таланта, чтобы с позиции взрослых направить в позитивное русло. Все мы с улыбкой вспоминаем свои секретики под стеклышками из детства. У каждого поколения они свои. Многое зависит от характера и внутренних установок. Не все подростки выкладывают свою личную жизнь.

— Патриотизму можно научить или это те знания, которые передаются на личном примере?

— Мне часто задают вопрос: «Что вы делаете здесь, почему вы не в большом городе, другой стране?» У меня была масса возможностей это сделать. Всегда говорю, что я очень привязана к своему городу, своей малой родине. Это то, что мне привили мои родители — любовь к этой земле. И это стремление жить, честно трудиться, отдавать свои силы своей земле, своим близким, людям, которые рядом, детям в гимназии, с которыми работаю, — это патриотизм. Потому что я хочу быть полезной для людей. Это то, чему меня научили родители. Честно выполнять свою работу, быть открытой с людьми, «адданай сваёй працы». Эти глубинные ценности закладываются в семье, примером учителей, друзей, коллег. Это необходимая основа любого общества, потому что, живя в своей стране, нужно быть ее патриотом. Это наша земля, земля наших предков, детей и внуков, я надеюсь.

— Что хорошее вы замечаете в нашем молодом поколении? На что нам надеяться? — спрашиваю у Юлии Владимировны.

— Много хорошего на самом деле в нашем молодом поколении, потому что наши дети нестандартные, веселые, динамичные, они готовы идти вперед. Каждое следующее поколение отличается от предыдущего. Это нормально, это эволюция. Но есть незыблемые ценности, которые мы, конечно, должны передавать нашим детям. Должен оставаться внутренний, моральный, национальный стержень. Все мы хотим верить, что наши дети усвоят то главное, что мы им хотим передать своим ежедневным примером, ежедневным трудом. В том числе, когда мы говорим о патриотизме, о смысле любви к Родине. Мы должны это передавать, потому что это основа устойчивости нашей семьи, нашего общества, нашей страны. Это та связующая нить между поколениями, которая не должна оборваться.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 932 раз Печать